Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Технология позитивной социализации «Мы вместе» Формирование социальных навыков в разных формах взаимодействия в совокупности с навыками критического мышления и информационной культуры»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Технология позитивной социализации «Мы вместе» Формирование социальных навыков в разных формах взаимодействия в совокупности с навыками критического мышления и информационной культуры»

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,​

мы украдём у наших детей завтра»​ Джон Дьюи​

Запрос современного общества – вырастить ребенка инициативным, нравственно стойким, социально адаптированным, коммуникабельным, способным к саморазвитию, способным найти себя в обществе, умеющим критически мыслить. Что значит критически мыслить? Это - не принимать ничего на веру без доказательств, это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, это способность ставить новые вопросы, принимать независимые продуманные решения.

Технология «Мы вместе»

Перед нами встал вопрос, как построить образовательный процесс, чтобы научить детей не только навыкам позитивной социализации, но и научить детей высказывать свою точку зрения, доказывать ее, принимать ответственность за собственные решения, выслушивать собеседника, то есть, научить критически мыслить. Помимо технологии Гришаевой, есть технология Е.В. Рылеевой «Мы вместе!» Эта технология позволяет использовать в образовательном процессе игры, ориентированные на развитие социальных навыков у детей 4-7 лет.

Рылеева Е.В. предлагает десять социально-ориентированных игр. Цель игр – развивать у детей социальную компетентность, умение работать в команде, распределяя свою деятельность, получая результат за свое участие.

Система задач для развития социальной компетентности.

Игра «Волшебная палочка»

Эта игра очень хорошо развивает критическое мышление.

Данная игра может быть использована в ситуациях, когда возникает необходимость выслушать мнение всех детей. Мнения могут быть самыми разными.

Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос.

Если ответ будет правильным, и человек обосновал свой ответ, палочка перейдет к отвечающему, если нет – останется у водящего. Все остальные участники игры будут следить за ответами детей и помогают волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом – сообщить об этом палочке аплодисментами, если нет - вы должны сообщить об этом палочке топаньем. Кто – то из детей может иметь свое собственное мнение, не смотря на то, что вся группа с ответом согласна. Главное, доказать свою точку зрения

Эта игра поможет воспитать у детей выдержку, учиться ждать своей очереди, терпение, потому что говорит только тот, у кого «волшебная палочка», не подсказывать, развивает навык саморегуляции и формирует навык критического мышления, так как каждый ребенок высказывает свое личное мнение, учится доказывать его.

Например, дети захотели поговорить о космосе. Передаем ребенку палочку. Мы формируем у себя собственное мнение, что ребенок знает о космосе, актуализируем их знания, чтобы потом в процессе занятия не повторять те знания, которые дети уже знают, а дать новую информацию, детям еще неизвестную. Это способ определения уровня актуального развития ребенка, вокруг которого выстроим зону ближайшего развития. Это определенная педагогическая рефлексия, понять, что дети знают, чтобы в дальнейшем расширять их кругозор, отталкиваясь от уже имеющихся знаний.

Вот тут мы сталкиваемся с разнообразием точек зрения детей. Каждый ребенок, высказывает свое мнение о космосе. Кто–то считает, что Космос – это внеземные цивилизации, где есть жизнь, что есть самые разнообразные планеты, где их обитатели путешествуют с одной на другую, навещая своих друзей. Мнения детей могут быть самыми разными, самыми фантастическими. У нас в группе самый неординарный ребенок -Никита. У него всегда есть на все свое мнение. Он не будет подстраиваться под мнение других. Он заявил, что космос желтый, а не черный, потому что там постоянные вспышки, а от вспышек он окрашивается в желтый цвет. В космосе есть инопланетяне - это мягкие зеленые существа, похожи на людей, но голова у них квадратная, так как они много думают, а у людей круглая, потому что они не такие умные. Когда я спросила, а если голова квадратная, то существо умнее, он ответил: «Да, там же места для мозгов больше». Значит, если бы у нас была голова квадратная, мы бы были умнее. Тут интересна реакция других детей. Дети не знают, как вести себя в таких ситуациях. Кто – то хлопал, соглашался с Никитой, думал, а может это действительно так; но большинство были не согласны. Вводим тему животные Севера. Опять же Никита говорит о Севере: « На Севере люди живут, это он о эскимосах, глаза у них слиплись, потому что там много снега. А разве снег влияет на глаза? Влияет. У меня тоже слипаются глаза, когда много снега. А там всегда снег, вот они их и не разлипают. А другие дети и не знают, как реагировать, то ли топать, то ли хлопать. Может и вправду, глаза слиплись от снега?

Та же тема- растения. Милана, играя в эту игру, сказала: «Папа подарил маме цветы, если их срезали, они уже неживые. Илья затопал ногами, стал отрицать, что нет, они живые, они же пьют водичку, значит живые. Главное, чтобы дети доказали свою точку зрения.

Во время этой игры, главное не просто спрашивать детей, что они знают, а задавать вопросы почему? Зачем? Где? Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос "почему я так считаю?". А это говорит о достаточно высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, не знает, как доказать свою правоту, взрослые должны помочь ему развить критическое мышление. Учить ребенка мыслить критически в этой игре помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?..», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Главное, чтобы ребенок обосновал свою точку зрения.

С помощью игры «Волшебная палочка» можно учить детей выдвигать гипотезы. Предложить детям такой вопрос: Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты оказался на другой планете?

Игра №2 «Найди свою группу»

Эта игра может применяться с опорой на наглядность и без нее. Применяется тогда, когда нужна на занятии подгрупповая работа, необходимо одновременно разбить на группы. Например, я хочу разбить группу на 4 подгруппы по 5-6 человек. Даю детям 4 картинки, например, с весенней тематикой. На столах, за которыми будут работать дети, лежат 4 цветовых метки. Фрагменты картинки перевернуты лицевой стороной, дети не видят цвет на обратной стороне. Каждый ребенок выбрал себе фрагмент картинки, перевернул ее, если у него на обратной стороне синий цвет, отошел к столу, или мольберту, или другому месту, где лежит синяя метка. Там дети с таким же метками составляют картинку. Чем младше дети, тем меньше фрагментов. Собрав картинку, дети смогут понять, о чем пойдет речь на занятии. Например, одна картинка бабочка, другая муравей, стрекоза, пчела. Речь пойдет о насекомых. Но кто –то из детей может предположить, что разговор пойдет о лете. И он тоже окажется в какой -то степени прав. Главное, чтобы ребенок доказал свою точку зрения.

Второй вариант «Внимательно рассмотрите картинку и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что – то общее. По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе. Например, раздаем картинки из фрагментов русских народных сказок. Дети могут объединиться не по сказке, а по герою. Например у всех лиса. Они имеют право на такой выбор.

Игра может проводиться и без опоры на наглядность. Можно попросить детей объединиться в группы, чтобы в имени была одна и та же буква. Здесь могут быть сюрпризы. Например, имя Дима, его часто мама называет Митюша. Такой ребенок может объединиться и по этому признаку, встать в группу к детям, у которых в имени есть звук ш. Главное, чтобы ребенок смог доказать свой выбор. Эта игра помимо навыков социальных, дает возможность развитию речи. Или можно предложить детям объединиться по цвету волос. В одной группе дети с темными волосами, в другой- с светлыми. Ребенок с светлыми волосами может встать к темноволосым, потому что он считает, что светлые волосы –это белые волосы, а у него волосы не белые. Главное, чтобы ребенок доказал свой выбор.

Игра №3 «Давай думать вместе»

Принцип объединиться в пары по общему признаку.

Правила игры и ход игры:

На столе разложены карточки изображением вниз. Каждый ребенок берет карточку, показывает всем, ищет себе пару, по общим признакам и они вместе выполняют задание. Например: У божьей коровки 2 точки, и у домика 2 окна. Мама и ребенок. Профессия и его инструмент. У тельняшки полоски и у зебры полоски. (Свой выбор дети должны обосновать). Игра так же направлена на развитие критического мышления. Дети учатся дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

Игра №7 «Зрительный зал»

Правила и ход игры:

Используется на занятиях –путешествиях, например найди место в автобусе. Используя наглядность, стулья выстраиваются в ряды. На первом ряду лежит книга, на втором игрушка, на третьем виды спорта. Воспитатель задает вопрос: «Какая книга тебе больше всего нравится?» Ребенок садится на тот ряд, на котором лежит картинка с книгой. Какая игрушка больше нравится, ребенок пересядет на ряд, где лежит картинка с игрушкой. Дети занимают места в зависимости от того, какие вопросы задает воспитатель. Здесь так же ребенок может мыслить нестандартно. Он может сесть совершенно на другой ряд. Например, спрашиваем, какая книга тебе больше всего нравится, ребенок может сесть на ряд, где лежит картинка, изображающая спорт. Ребенок любит читать энциклопедии про спорт. Главное, чтобы ребенок обосновал свой выбор.

«Волшебные картинки»

Дети создают определенные образы и подчиняются определенным правилам. Дети делятся на подгруппы и выполняют задание. Нарисуйте человека, семью, улицу и.т.д. задание одно, выполняет его каждая подгруппа, а потом сравнивается. Например, надо нарисовать улицу. Включается музыка. Пока музыка звучит, дети рисуют. Рисуют все вместе. Рисуют разными карандашами. Кто, что рисует, распределяют сами дети. Кто – то дом, кто – то машины, кто-то деревья. Музыкальный фрагмент должен быть не большим. Рисунки потом сравниваются. Кто –то из детей может предложить своей подгруппе нарисовать не просто улицу, а улицу сказочную или космическую. Улицу гномов. Дома могут быть не прямоугольными, а круглыми. Машины летают по улицам, деревья синего цвета, река оранжевая. Детям предоставляется большой полет фантазии. (через эту игру тоже развивается критическое мышление)

Игра №8 «Радиоэфир»

Правила и ход игры:

Игра направлена на формирование навыка публичного высказывания, на преодоление стеснительности у детей. Воспитатель сажает ребенка за ширму, чтобы его никто не видел, дает ему микрофон. Дает ему задание описать объект. Например, идет эфир, ты в прямом эфире и должен попросить о помощи, описав обстановку, в которую ты попал. Или ты заблудился в лесу, хочешь найти свою маму. Описываешь, где ты находишься, какая твоя мама, как ее найти. Игровые ситуации могут быть самыми разными. Начался пожар, надо позвать на помощь , «Вызови службу спасения», «Объяви по радио» Ребенок берет в руки микрофон и выполняет задание. Нашим детям было очень трудно играть в эту игру, трудно выразить свою мысль и описать объект. Этому надо учить.

Игра №6 « Найди свое место в ряду»

Правила и ход игры:

Игра проводится с опорой на наглядность. Детям выдаются картинки, которые изображают какой – то процесс: «Роста растения», «Взросление человека», «Выращивание хлеба» «Строительство», «Изготовления блюда» и.т.д. Дети должны объединиться в группу и выстроиться по – порядку в последовательности, который определяет тот или иной процесс.

Игра №4 «Живые прыгалки»

Правила игры и ход игры:

Чисто направлена на общение.

Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)

Дети разделяются по парам по определенному признаку, (так чтобы имена начинались на один и тот же звук, у кого синий цвет в одежде.), а потом каждая пара крутит свои прыгалки. Развивается координация, Дети находятся в движении.

Игра №5 «Нарисуй то же своим цветом»

Правила и ход игры:

Детям дается задание, связанное с продуктивной деятельностью (рисованием). Детям нужно воспроизвести определенный образец.(знак, цифра, буква, геометрическая фигура). Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, и выполняют задание своим цветом. Детям дается достаточно большой лист бумаги, это может быть ватман, в зависимости от количества человек в группе. В конце сравниваются, чья команда воспроизвела лучше объект. Например, проходим цифры и буквы. Сначала ребенок проводит пальцем по нарисованной цифре по стрелочкам, потом берет карандаш определенного цвета и в своем уголке старается воспроизвести цифру. Когда все дети каждый на своем месте нарисовал цифру, результаты сравниваются. Между детьми складывается определенная соревновательность, кто лучше повторил. Развивая мелкую моторику, формируется командный дух, те социальные навыки, которые объединяют разрозненную группу в команду.

Игра №9 «Покажи нам»

Правила и ход игры:

Дети самостоятельно разделяются на подгруппы в зависимости от задания и выполняют его. Например: изобразите букву, изобразите цифру, самое длинное животное, самое сильное животное и.т.д.

Воспитатель не подсказывает детям, они все делают сами. В этой игре развивается и координация движений, и развитие лидерских навыков, когда один ребенок берет на себя роль координатора и фантазия детей. Воспитатель лишь подчеркивает: «Посмотрите, как у этой группы хорошо получилось изобразить льва, наверное, потому, что Илья взял на себя руководство. Здесь важно иметь в группе ребенка лидера, координатора.

Таким образом, использование технологии позитивной социализации Рылеевой В. Е. «Мы вместе» помогает формировать базовые навыки сотрудничества:

· умение работать в команде;

· умение выслушать другого и проявлять интерес к нему;

· поддерживать разговор;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· поиск взаимовыгодных решений и совместное выполнение задач

преодоление стеснительности

развитие лидерских навыков

развитие навыков критического мышления:

умение принимать ответственность за собственное решение,

умение отстаивать свою точку зрения, способность ставить новые вопросы, развитие наблюдательности, способности анализировать информацию, принимать участие в дискуссии.

Но не все из перечисленных игр направлены на развитие критического мышления. Но хороши эти игры тем, что учат мыслить, начиная не с введения в новую тему, а с собственных вопросов и проблем. Еще работа в группах и подгруппах очень хорошо развивает критическое мышление.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области