А.Н. Набиуллина, воспитатель
МАДОУ «ЦРР - детский сад № 13»
«Здоровье - дар божий, но мало на него молиться, а надо над ним трудиться». Поэтому перед нами взрослыми стоит задача - научить детей ухаживать за собой и своим телом.
Здоровьесберегающая среда - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, очень важно осуществлять, непрерывное взаимодействие воспитателя с семьями детей. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником.
Одним из направлений, предусмотренным здоровьесбсрсгаюшей технологией в нашем ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями. Все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей, поэтому и работоспособность детей высокая. В то время как при недостаточно качественном проведении отдельных режимных моментов: сна, прогулки. занятия к концу дня у воспитанников возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счёте, влияет на их здоровье.
Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке. Для этого важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. Если ребёнок везде отстаёт, тем самым он нарушает режим дня. С этой целью мы организуем дидактические игры, проводим консультации для родителей, создаём игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию ребята выполняют с интересом и желанием, а эго залог успеха и здоровья.
Воспитатель должен заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду, показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к сохранению здоровья детей, повысить роль родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей. Для этого используются, следующие формы работы с родителями: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы. Игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Важным направлением здоровьесберегаюшей технологии является рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Поступление ребенка в детский сад представляет собой целое событие в жизни семьи. В этот период часто возникает ситуация, когда приходится сталкиваться со снижением аппетита у ребёнка. Многие дети, которые дома едят очень хорошо, в детском садике есть отказываются категорически. Чтобы научить ребёнка есть в детском саду, нужно приложить немало усилий, как родителям, так и воспитателю.
Меню ребёнка нужно максимально приблизить к рациону питания детского сача. Он должен знать, что такое борщи, запеканки, компоты, кисели. Для того, чтобы ни возникаю проблем нужно проводить консультации с родителями, объяснять родителям, насколько важно правильное питания для ребёнка. Объяснить, что причина плохого аппетита ребёнка в детском саду, может быть не рациональное питание дома
Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка. Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Поэтому мы поддерживаем тесную связь с медицинскими работниками. Педагоги знают результаты медицинских осмотров, имеют сведения, кому из детей рекомендован щадящий режим, уменьшение нагрузок. При появлении малейшего неблагополучия в состоянии здоровья, ребёнка своевременно изолируем для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психоэмоционального комфорта в группе. На здоровье человека оказывают влияние не происходящие события, а непосредственно его отношение к ним. То есть, чтобы поддерживать в тонусе своё эмоциональное состояние достаточно лишь быть позитивно настроенным, не обидчивым и не злопамятным. Поэтому, мы учим разрешать конфликты, договариваться. Для этого оказываем не директивную помощь детям, а также учим родителей договариваться с детьми без указаний и жёстких требований. Для этого используем такой метод, как приветствие.
Дети становятся в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга «Здравствуй, я рада (рад) видеть тебя и т. д.» Учим говорить друг другу комплименты. Проводим психо-коррекционные игры с мячом или игру «Поменяйся местами» (в обруче 5-6 детей меняются местами, при этом приносят извинения за неудобства). Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому оттого, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьёй. Работа с родителями по внедрению здоровьесберегаюших технологий жизни дошкольников будет эффективной, если: она будет строиться на основе сотрудничества, методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в сё результатах.
Список использованной литературы: