Конспект урока для детей с ОВЗ
Тема: «Согласование прилагательного с существительным в роде и числе»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о прилагательных; согласовании прилагательных с существительными.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы, развивать фонематический слух и мыслительную деятельность, осмысленное восприятие через выполнение упражнений, заданий, игровых приёмов.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Формируемые БУД:
Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) по согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения, умение донести своё мнение и понять других.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, мячик, аудиозапись «Пение птиц», картинки, индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно.
2. Постановка цели и задач урока.
-Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи – именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».
2. Актуализация знаний
1. Устный опрос:
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.
2. Выборочный диктант.
Солнце, холодный, дует, снежок, снежная, птицы, тонкая, круглый.
3. Изучение новой темы
-Подумайте и скажите, какие окончания нужно вставить в словосочетание?
Почему? Объясните свой ответ. (Слайд 2,3)
Новая ручка, новое окно, новый мяч.
Белый снег, белая роза, белое полотенце.
Весёлое утро, весёлая девочка, весёлый праздник
Высокая гора- высок.. горы
Еловая ветка – елов.. ветки
- Правильно, ребята. Одно и то же прилагательное может быть связано по смыслу с разными существительными. Чтобы не нарушать связь, прилагательное «берёт» у существительного и род, и число, и падеж, то есть согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Без существительного невозможно определить, какое окончание нужно прилагательному.
4. Закрепление знаний
1. Работа по учебнику. Стр.129 упр.164 (письменно)
2. Прочитайте текст, вставив окончания.(Слайд 5)
Синица
Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______
головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____.
Синица лесн___ птичка.
3. Беседа по картинке
- Как называются птицы, остающиеся зимовать?
- Перечислите зимующих птиц.
-Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?
Упражнение на релаксацию
- Закройте глаза и представьте зимний лес. Если прислушаться, то можно услышать пение птиц и в зимнем лесе. (Прослушивание аудиозаписи)
4.Игра «Что изменилось?»
-Ваша задача – запомнить картинки и сказать, что изменилось.
5. Работа по карточкам
-Перед вами карточки, прочитайте и исправьте ошибки.
Роза садовое,
чистый пруды,
белая пароход,
красивая платье,
маленький птичка,
трудный задача,
кислая яблоко,
умное ученики
Физминутка
Игра с мячом
- Я буду бросать мяч, называя существительное. Вы должны правильно
подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе
Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая,
машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.
6.Игра «Скажи наоборот»
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой
Тёмный- светлый
Игра «Светофор»
- Каждому ученику я раздам кружочки разных цветов. Вы должны назвать как можно больше существительных, имеющих такой цвет.
5. Домашнее задание. Стр.128 упр.163
6. Итог урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
-Как оцениваете свою работу? Слайд 6
*На уроке мне всё было понятно…
*У меня возникли вопросы, но я постеснялся их задать…
*Я многое не понял…
- На этом наш урок окончен. До свидания.