Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 56824 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Лекция для родителей на тему "Что посеешь,то и пожнешь".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Лекция для родителей: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Лучший учитель в нашей жизни –

сама жизнь. Поскольку её уроки

невозможно прогулять.

«Что посеешь, то и пожнёшь». Мы все не раз слышали эту поговорку ещё в далёком детстве. В ней глубочайший смысл, потому, что это ЗАКОН ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. По этому закону живёт всё разумное человечество из века в век, с момента появления на Земле. Это ИСТИНА и давайте сегодня немного поговорим о ней. Человек приходит в этот мир только с 10-20 % готовой продукции, всё остальное он создаёт сам. Поэтому истину – « МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» нужно принимать, как АКСИОМУ. Это абсолютная и объективная реальность, не требующая доказательств! Любой наш поступок – это семя, которое мы сеем. Оно будет какое-то время созревать, а потом взойдёт. И вот какие будут всходы, полностью зависит от нас. Если мы сеем любовь, добро, щедрость, то это будет всходить хорошими отношениями с близкими, успехом в работе, достатком в семье. Разберём на самом понятном примере: у человека финансовые проблемы. Какие бы он не предпринимал действия, они все безуспешны: сделки срывались в последний момент, должен отдать долг, а отдавать нечем, руководитель пообещал заплатить больше, но этого не произошло и так далее, целая череда финансовых неудач. Но вот, казалось бы, уже 100 % успех и…. всё опять срывается и так может быть до бесконечности. Так почему же так происходит? По закону причинно-следственных связей: если Вы хотите жить в достатке, будьте щедрыми! Никто не отменял десятину. Вы можете 10-ю часть любых доходов отдавать тем, кто нуждается ещё больше, чем Вы. Это может и сиротский дом или родители. Очень хороший пример для ребёнка – помогать своим родителям. Но нужно это делать только от чистого сердца. Может Вам и так не хватает, но закон жизни призывает Вас, попробуйте. Пусть не много, но регулярно, а не от случая к случаю. Начинайте сеять семена щедрости, пройдёт время, и они начнут давать всходы! Подрастая, ребёнок будет знать, что и Вам нужна его помощь и его внимание! Да, всё - таки не зря народная мудрость гласит:

" Посеешь привычку - пожнёшь характер". Это на все сто процентов относится к воспитанию детей. Чем больше усилий приложат родители к воспитанию своего ребёнка, тем более достойный человек общества из него получится. К сожалению, современные родители, прежде всего, ставят перед собой цель обеспечить ребёнка, а не воспитать. Задачу воспитания они почему-то возлагают на плечи сначала воспитателей, а позже учителей. Но ребёнку в первую очередь нужна семья и именно родительское воспитание, которое в наше время в состоянии дать далеко не каждый современный родитель.

Часто говорят, что слово «семья» означает «семь Я». Может оно и так. На семи Я семья держится. И это не означает, что в семье должно быть не менее семи человек. Смысл в том, что любая семья - крепка стержнем: прапрадед, прадед, дед, отец, сын, внук, правнук. И прав А.С. Пушкин утверждая «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности». Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьёй. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребёнок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Ребёнку обязательно нужно говорить «Я тебя люблю». Ведь это очень важные слова. Вашу любовь они перенесут и в свои будущие семьи. Если в семье детям говорят нежные слова, проявляют к ним свои чувства, то они быстрее развиваются. Но как бы мать старательно не выполняла свои обязанности, этого будет мало, если при этом не гладит, не обнимает своего ребёнка. У детей появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, если они не получают таких знаков внимания и поэтому они всячески будут привлекать к себе внимание со стороны чужих людей, порой даже это внимание и отрицательное, получающее ребёнком на улице.

Как же воспитать душевно благополучного ребёнка? Не навязывать ничего насильно. Родителям важно понять, что ребёнок не обязан быть похожим на Вас. Послушайте, пожалуйста, притчу «Бабочка».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как же через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель осталась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у неё не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но, её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла никогда летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тельца перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребёнка его работу, они будут лишать его духовного роста и развития. Ребёнок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, помогут быть ему сильным, выносливым и работоспособным. Всё воспитание в семье должно строиться на примерах разумных и показательных для него, и меньше всего на словесных угрозах, запрещениях и страхах. Никогда не стыдно спросить, извиниться перед ребёнком, учиться у кого-нибудь чему-нибудь. Ребёнок это видя, тоже понимает, что учиться никогда не поздно, не стыдно признаться в том, что чего-то не знаешь, не стыдно признавать свои ошибки. Человеку свойственно ошибиться, и ничего зазорного в этом нет. Приведу личный пример.

Гораздо хуже, если Вы во всём всегда себя считаете правым и навязываете свою точку зрения. Научите ребёнка ошибаться, но исправлять свои ошибки, только этот опыт поможет ему анализировать ситуации и принимать верные решения, порой не соответствующие Вашей действительности. Помните, дети не должны быть похожими на нас в поступках, чаще всего, дети более благородные, честные порядочные, нежели мы, с Вами, которые научились уже изворачиваться, извлекать пользу, даже от плохого поступка.

В семье ребёнок приобретает первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребёнок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. В спокойной обстановке ребёнок спокоен, ему свойственно чувство защищённости. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз ребёнка, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребёнок, равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет определённые обязанности (в меру своих возможностей), создаются более благоприятные условия для формирования активной жизненной позиции ребёнка и личности в целом.

А.С.Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определённую группу привычек…» Привычка властвует над нами. Привыкнув рано вставать, мы мечтаем хоть в выходной день выспаться. Но ровно в шесть, как в будние дни, убеждаемся, что спать уже не хочется и накопилось столько много работы, которую хочется успеть сделать. Мы привыкаем к вещам и людям, привыкаем обедать в одно, и тоже время, делать гимнастику по утрам. А некоторые привыкают к телевизору, постоянному отдыху и развлечениям, одним словом к дурным привычкам. Нелегко победить дурную привычку. С привычками ребёнок не рождается. Откуда же у детей нежелательные привычки?

Одна из существенных причин – это пример старших. Ребёнок несёт в мир всё то, что видит у себя в дому: и полезные привычки и вредные. Но, каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок имел только полезные привычки. Как же избавить ребёнка от вредной привычки? Бесконечные запреты будут вызывать протесты, приспосабливаться лишь внешне. Привычки отличаются большой устойчивостью. Привычка, устанавливаясь понемногу (в течение времени), искореняется точно также понемногу. И после продолжительной борьбы с нею. Лучший пример – это опыт родителей: если ребёнок видит, что его родители всегда работают, стремятся улучшить свой быт и жизнь, то у ребёнка эта картинка детства перейдёт с ним во взрослую жизнь, он сделает вывод: только работая, можно улучшить свою жизнь.

Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными, – вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребёнка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.

Современное общество диктует свои законы. Сейчас, многие родители работают по выходным, а их дети в это время предоставлены сами себе, и развитие детей в таких семьях сведено просто на нет. Помните: задача родителей (какими бы они не были занятыми и уставшими) – заниматься воспитанием и развитием своего ребёнка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе. Чем раньше родители уделят внимание вопросу воспитания ребёнка – тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребёнка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.

Для того, чтобы ребёнок был успешным в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего не его коэффициент интеллекта, доход или социальный статус семьи, а то насколько родители вовлечены в его обучение и воспитание, каковы условия гармоничного стиля общения в семье, на сколько отец и мать уважают друг друга, как относятся к своим родителям.

Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена.

Родители должны объяснять детям что хорошо и что плохо: "Быть красивым - значит быть чистым и аккуратным". Если размахивать ложкой, можешь испачкать платье соседу, так воспитанные люди не ведут себя за столом. Привычка к чистоте, умение замечать неопрятность в одежде – всё это формируется в раннем детстве и закладывается семьёй. Взрослый высказывает свои требования в виде несложных, конкретных и понятных правил: "Следи за своей одеждой, не пачкай её", "Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнётся и будет старое" Изо дня в день, выполняя эти навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным, - побуждает ребёнка аккуратнее кушать, не пачкаться, пользоваться платком, салфеткой, вовремя мыть руки.
Если ребёнка не учить хорошим привычкам, то у него вырабатываются отрицательные, иногда ему легче делать так, как удобно, а не так как правильно: пролить, намочить рукава, ударить, дернуть, не поздороваться. Если не обращать на это внимание - у ребёнка воспитываются вредные привычки, переходящие в такие черты характера как: дерзость, грубость, недисциплинированность, неаккуратность.
Родители должны знать, что ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их, благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное – воспитания. Поэтому родители должны помнить, что дети - зеркальное отражение своих родителей.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Важно при этом учитывать, что при искоренении привычки следует вникнуть, от чего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.
«Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра» - так писал Конфуций. Ещё, раз напомню, привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой.

Для того, чтобы ребёнок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнять, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Демонстрируя, как выполнить то, или иное действие, необходимо замедлять движения и сопровождать его объяснениями. В первое время надо следить за тем, чтобы ребёнок делал всё правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык. Обучая ребёнка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития. Предъявление к ребёнку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу. Вместе с тем существует и другая опасность - опоздание в формировании того или иного навыка. Дело в том, что успех в обучении ребёнка школьного возраста во многом зависит от его заинтересованности. Если ребёнок уже "перерос" то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестаёт его интересовать.
Особенно большое значение имеет пример окружающих ребёнка взрослых. Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы отзываетесь о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение. Как бы часто ни говорили ребёнку, что входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребёнка прочной привычки не образуется. В поведении ребёнка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами.
Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребёнку всеми взрослыми, воспитывающими его.
Пока привычка не закрепилась, ребёнок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. Воспитание новых для ребёнка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.

В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребёнку разрешили то, что ещё вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.
Формирование привычек - процесс постепенный, не допускающий "авралов". И если есть в воспитании проблемы, восполнить их можно также постепенно. Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать и индивидуальные особенности их формирования. Нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура. Другим больше по душе всё, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки. Такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. В процессе формирования у ребёнка необходимых навыков и привычек, в том числе и тех, к которым у него нет враждебной расположенности, следует соблюдать осторожность, чувство меры, такт. Нельзя против воли заставлять малыша бегать, прыгать или рассматривать картинки в книжке. В ответ на это могут быть слёзы, упрямство, отчуждённость, не помогут в таком деле и уговоры. Лучшее средство в достижении положительного результата в воспитании ребёнка – его заинтересованность.
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца".

"Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".

“Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.”

“Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе”.

“Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаём любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека”.

“Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог”.

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.

Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях. Ребёнок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребёнок – сын не станет уважать свою жену, сделав вывод: а зачем же тогда создавать семью, если не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?

 “Не надобно, другого образца, когда в глазах пример отца”. ( А. С. Грибоедов)

Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоничное развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Если родители стремятся воспитать детей честными, а сами в их присутствии, говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов. Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.

Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребёнку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета.

“Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”. (К.Д. Ушинский)

“Будь правдив по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи”. (Л. Н. Толстой)

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

 “Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Труд — основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребёнка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе. С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей  выполнять их без напоминаний.

“Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство”. ( В. А. Сухомлинский)

Народная мудрость гласит: чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и продемонстрирована взрослым ребёнком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

Хамство, грубость, ложь, лицемерие детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Подводя итог, хочется ещё раз напомнить Вам, уважаемые родители, какие бы гармоничные отношения Вы не создавали, какие бы прогрессивные методики Вы ни применяли в семье, всё будет напрасно, если в родительском доме не будет покоя и семейного уюта. Ругаясь, крича, Вы теряете авторитет в глазах ребёнка, который восстановить впоследствии будет очень сложно.

-"Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу"
Эта поговорка — весьма древнего происхождения. Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужит основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.
Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий.

Раёва Наталья Александровна.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области