Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации у детей
старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Дидактическая игра «Ритм по кругу»
Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.
Дети садятся в круг. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против). Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). И так до команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".
Дидактическая игра «Хлопки»
Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.
Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).
Дидактическая игра «Глаз – «фотограф»
Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения.
Оборудование: наборное полотно и карточки с изображением знакомых животных, растений, геометрических фигур.
Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются изображения (3-4 карточки). Взрослый на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с карточками и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ребенку предлагается назвать картинки, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке. На наборном полотне могут устанавливаться также знакомые детям фигуры, буквы.
Дидактическая игра «Не зевай!»
Цель: совершенствование навыка портретного распознавания геометрических фигур, расширение поля зрения.
Оборудование: мяч.
Описание игры. На доске изображены 3-4 геометрические фигуры. До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ребенок поворачивается спиной к доске, взрослый в это время открывает геометрические фигуры. Ребенок поворачивается лицом к фигурам, подбрасывает мяч и рассматривает их, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к детям и называет геометрические фигуры, которые успел запомнить. Следующему ребенку предъявляется новая группа фигур.
Дидактическая игра «Заполним квадраты»
Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения.
Оборудование: карточки с квадратами, разделенными на девять равных частей, размеры которых приблизительно соответствуют размерам контуров предметов (например, машины, деревья и др.).
Описание игры. Взрослый чертит на доске квадрат, в трёх-четырёх клетках которого размещены контуры предметов:
Взрослый открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить рисунки и разместить их на своих квадратах в том же порядке.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал: лабиринт.
Ребенокрассматриваетлабиринт.Педагогпредлагаетребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера).
Дидактическая игра «Палочки - моталочки»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал: вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.
вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.
вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами, машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами. Вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть, предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.
Дидактическая игра «Пройди по дорожке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал:
1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру, шарик).
2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.
3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.
1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам, прослеживает движение глазами.
2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
3 вариант: шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.
Дидактическая игра «Волшебное стекло»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением. Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.
Дидактическая игра «Обведи точно»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка, обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
Дидактическая игра «Собери бусы по образцу»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.
Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т. д. на шнурок (леску) по образцу, можно использовать карточки.
Дидактическая игра «Узнай кто (что) это?»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрациивнимания; развитиеусидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.
Ребенку предлагается рисунок, сделанный наполовину. Ребенку нужно дорисовать зеркальную его часть по образцу.
Дидактическая игра «Штриховка»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
С помощью трафаретов, дети обводят заданную фигуру и заштриховывают в заданном направлении. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук и пальцев. Здесь же дети закрепляют цвета. Штриховка укрепляет мышцы руки ребенка, способствует концентрации внимания, развивает логическое мышление, навыка доведение дело до конца, воспитывает усидчивости.
Также даются ПРАВИЛА: проводить линию строго заданной формы. Чтоб линии были параллельно друг другу. Не выходить за контур изображения.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки - имитируя элементы школьного письма.
Дидактическая игра «Повтори узор»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрациивнимания; развитиеусидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.
Дидактическая игра «Графический диктант»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрациивнимания; развитиеусидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.
Дидактическая игра «Зашумленные предметы»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрациивнимания; развитиеусидчивости, аккуратности.
Детям предается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.