Познавательное развитие во 2 младшей группе
НОД на тему «Лед»
Задачи:
Предварительная работа: на прогулке обращать внимание на замёрзшие лужи, рассматривание картинок – катание на льду; наблюдение за работой дворника (посыпает песком дорожки).
Материалы: формочки со льдом, таз с водой, таз или поднос, сачки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Гололёд, гололёд…
Лёд у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг;
На дорожку тут же шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж полсти?
Гололёд, гололёд…
По чуть – чуть скольжу вперёд.
И. Мельничук
Если на улице скользко, можно упасть и удариться. Чтобы люди не падали, лёд на дорожках посыпают песком. А вы любите кататься на льду? (ответы детей) Как же появляется лёд на дорожках) ? (ответы детей) Вода на морозе замерзает и превращается в лёд.
Воспитатель приносит формочки со льдом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла лёд. Вода замёрзла, превратилась в лёд. Кто хочет посмотреть, во что превратилась вода? (выкладывает на поднос льдинки из формочек) это лёд. Что это? (ответы детей) Как я сделала лёд?
В морозильной камере очень холодно, и вода замёрзла. Когда на улице мороз, вода замерзает в лужах, реках, озёрах, превращается в лёд. Давайте рассмотрим лёд. Посмотрите, он прозрачный, льдинки скользкие. Я беру льдинку в руку, а она выскальзывает из рук. Кто хочет потрогать льдинку?
Дети берут лёд в руки, рассматривают его, делятся впечатлениями.
Льдинки скользкие? Льдинки хотят выскользнуть из рук? Какой лёд: холодный или тёплый? Лёд холодный. Положите лёд в таз с водой. Кладите аккуратно, чтобы воду не расплескать и руки не намочить. Все положили? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?
Подвести детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тёплые.
Посмотрите, тонет лёд в воде? (ответы детей) лёд плавает, он не тонет. Давайте выловим лёд из воды сачком. Посмотрите, я опускаю сачок в воду, подвожу под льдинку и вылавливаю её. Я поймала льдинку сачком. Положу льдинку обратно в таз без воды. Кто хочет поймать льдинку сачком?
Дети вылавливают сачком лёд, воспитатель помогает, сопровождает их действия словами, с помощью вопросов вызывает речевую активность детей.
Воспитатель оставляет лёд в тазу без воды, в течение дня взрослый привлекает внимание детей к процессу, отмечая изменения (лёд тает, появляется вода; растаял лёд, в тазу – вода.)