Конспект занятия по ФЭМП на тему: «В царстве математики»
с детьми подготовительной группы
Образовательные:
- совершенствовать умение решать задачи и примеры путем сложения и вычитания в пределах 10;
- закрепить количественный и порядковый счет, закрепить умение решать логические задачи, закрепить умение называть «соседей» названного числа;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сообразительности.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение слушать.
Наглядный материал: письмо, цветные карандаши, карточки для составления и решения задач, карта «Царство математики», ромашка (состав числа).
Раздаточный материал: плоскостные геометрические фигуры, карточки с геометрическим узором, карточки с цифрами от 1 до 10.
Ход занятия
1ч. Вводная (приветствие)
Дети стоят в кругу.
Станем рядышком, по кругу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!!!
Воспитатель:
- Сегодня мне позвонил один художник и сказал, что все его любимые, цветные карандаши убежали в царство математики и там потерялись. Он просит нас помочь отыскать карандаши. Как вы думает, что для этого нужно сделать? (выполнить математические задания) А поможет нам в поисках карандашей вот эта карта «Царство математики». (дети рассматривают карту и определяют место, где надо выполнять задания).
- На чем мы отправимся в царство математики, вы узнаете, отгадав загадку.
По дороге дом идет,
Далеко он все везет.
У него на ножках
Черные сапожки. (Автобус)
2ч. Основная
(Дети берутся за руки, идут по кругу)
Ехали мы ехали, наконец приехали.
Воспитатель:
- Вот мы и в царстве математики, посмотрим на карту. (дети рассматривают карту и выясняют, что красный карандаш потерялся на станции «Математическая разминка»
- Посмотрите сколько здесь цифр, они все перепутались. Давайте поможем им найти свое место.
Вопросы:
- С чего начинается числовой ряд (с единицы)
- Почему это число первое? (потому что оно самое маленькое из всех)
- Какое число называется предыдущим? (то, которое стоит перед названным)
(Дети берут карточки с цифрами) Встаньте по порядку. (дети строятся в шеренгу)
Вопросы:
- Какое число следует после числа 4? (5)
- На каком месте находится число 7? (на седьмом)
- Какое число стоит перед числом 3? (2)
- Между какими числами стоит число 5? (между числом 4 и числом 6)
- Назови соседей числа 9? (число 8 и число 10)
- Насколько число 3 больше числа 2? (на 1)
- Насколько число 7 меньше 5? (на 2)
- Постройтесь в обратном порядке. Посчитайте в обратном порядке. А вот и красный карандаш нашелся. Пора искать следующий карандаш. (дети изучают карту и выясняют, что зеленый карандаш надо искать на станции «Задачи»
Воспитатель:
- Чтобы найти зеленый карандаш мы буде с вами составлять задачи и решать их. Для начала вспомним:
Вопросы:
- Сколько частей в задаче? (в задачи 4 части)
- Назовите их. (1 – условие, 2 – вопрос, 3 – решение, 4 – ответ)
- Какие вы знаете арифметические действия? (сложение и вычитание)
- Какие вы знаете арифметические знаки? (+, _-) Готовы?
Задача №1 (на доске демонстрационный материал, дети сидят за столами)
У Кати было 6 воздушных шариков, папа купил еще 3. Сколько стало шаров?
Вопросы:
- Сколько шаров было у Кати? (у Кати было 6 шаров)
- Сколько шаров купил папа? (папа купил 3 шара)
- Назовите условие задачи?
- Какой вопрос в этой задаче? (сколько шаров стало у Кати)
- Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос задачи? (решить ее)
- С помощью какого арифметического действия мы будем решать задачу? (с помощью действия сложения)
- К какому числу будем прибавлять? (к числу 6)
- Какое число будем прибавлять? (число 3)
- Что у нас получилось? (пример)
- Назовите ответ? (ответ 9)
- Как мы получили число 9? (к числу 6 прибавили число 3)
- Какой ответ в задаче? (9 шаров было у Кати)
Задача №2
На столе было 8 кубиков, Никита убрал 3 кубика. Сколько кубиков осталось?
Вопросы:
- Назовите условие задачи. (На столе было 8 кубиков, Никита убрал 3 кубика).
- Скажите вопрос задачи. (Сколько кубиков осталось?)
- С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? (с помощью действия вычитания)
- Из какого числа будем вычитать? (из 8)
- Какое число? (число 3)
- Прочитайте пример. (8 – 3)
- Назовите ответ. (ответ 5)
- Как мы получили число 5? (из числа 8 вычли число 3)
- Назовите ответ задачи. (осталось 5 кубиков.)
Воспитатель:
- Вот и нашелся зеленый карандаш. Отдохнем немного.
Физкультминутка
Если мы чуть-чуть устали,
Мы на две минутки встали.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево-вправо,
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз и два-присели вниз,
Три, четыре-поднялись,
Кто присел раз шесть иль пять,
Может тихо постоять.
Отдохнули, а затем
Начинать подскоки всем.
Прыгаем, как мячики.
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Раз, два, не хватай,
Руки выше поднимай.
На столах, на подносах лежат плоскостные геометрические фигуры и карточки с геометрическими узорами, дети сидят за столами.
Воспитатель:
- Ребята, что вы видите на карточки? (геометрический узор)
- Справа выложите такой же узор, как на карточке слева. (дети выполняют задание)
Вопросы:
- Назови геометрические фигуры, из которых ты составила свой узор? (треугольники, квадраты и круги)
- Какие геометрические фигуры понадобились тебе, для составления твоего узора? (прямоугольники, круги, ромбы, квадраты) (спросить еще 3-4 человека)
- Вот и оранжевый карандаш нашелся. (дети изучают карту и выясняют, что голубой карандаш надо искать на станции «Ромашковая»
Воспитатель:
- На станции дул сильный ветер и лепестки с ромашек разлетелись. Чтобы ромашки стали снова красивыми надо приложить лепестки к серединкам. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написано цифра 6, на лепестках записан состав числа 6.
- Из каких чисел состоит число 6? Какой лепесток приложим первый? (с числами 1 и 5). Какой второй лепесток? (с цифрами 2 и 4). Следующий лепесток (с цифрами 3 и 3). Аналогично с составом числа 8 и 10.
- Вот и нашелся голубой карандаш. По карте выясняем, где искать красный карандаш.
Воспитатель:
- Чтобы найти красный карандаш, надо быть очень внимательными, потому что задачи, которые мы будем решать не простые.
Вопросы: У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
Я так мила, я так кругла.
Я состою и двух кружочков. (8)
Цифра вроде буквы «о»,
Но не значит ничего. (0)
Нам вы можете не верить,
Но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.
У нее одна нога. (7)
От нее ведется счет, и за это ей почет.
Тонкая, как спица, цифра… (единица)
Острый локоть оттопыря, за тремя идет…(4)
- Вот и красный карандаш нашелся. Мы нашли все карандаши, которые потерялись. И нам пришла пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в нашем автобусе. (Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу в левую сторону)
Ехали, мы ехали, в детский сад, приехали.
3ч. Заключительная.
Воспитатель:
- Вот мы и в детском саду, все приключения позади. Какие задания мы выполняли? Что помогало нам узнавать, где искать карандаши? (карта «Царство математики»). Что вам понравилось больше всего?
- Благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь художнику, и он благодарит вас за это.