Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Придворные ювелиры Российской империи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Придворные ювелиры Российской империи (к вопросу изучения темы на уроках МХК)

Бекетова Елена Андреевна

Бекетова Ирина Андреевна

Студенты

Научный руководитель: Емельянова Марина Александровна

к.п.н., доцент

ФГБОУ “Курский государственный университет”

Аннотация: школьники изучают тему русского искусства в 11 классе . Все знают про яйца Фаберже, но немногие знают сколько их всего, и что еще, помимо яиц, изготавливал мастер. Голова монарха украшена короной корона, но почти никто не знает, кто ее создал. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения её истории и культуры. Знакомство с историей и культурой России – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека.

Ключевые слова: придворные ювелиры, Хлебников, Сазиков, Фаберже, МХК, российская империя.

Court jewelers of the Russian Empire (on the issue of studying the topic in the lessons of the Moscow Art Theater)

Beketova Elena Andreevna

Beketova Irina Andreevna

Scientific supervisor: Marina Aleksandrovna Yemelyanova

Abstract: schoolchildren study the topic of Russian art in the 11th grade. Everyone knows about Faberge eggs, but few know how many there are in total, and what else, besides eggs, the master made. The monarch's head is decorated with a crown crown, but almost no one knows who created it. Respect for one's homeland begins with respect and study of its history and culture. Familiarity with the history and culture of Russia is the knowledge of the past, the restoration of the connection of times, a necessary condition for the development of modern man.

Keywords: court jewelers, Khlebnikov, Sazikov, Faberge, Moscow Art Theater, Russian Empire.

Ювелирное искусство России с самых древних времен являлось гордостью нашей страны. Русское ювелирное искусство претерпело множество влияний: греческое, армянское, скандинавское, а после крещения Руси и византийское. Однако, несмотря на такое сильное внешнее воздействие, русские мастера смогли привнести свою самобытность и создать стиль, имеющий свои легко отличимые и неповторимые черты. Здесь несомненная заслуга мастеров-ювелиров, которые смогли вдохнуть душу в мёртвые камни и металлы.

До Петра I богатство не принято было выставлять напоказ. Украшения и дорогие костюмы были частью наследства каждой семьи и передавались из поколения в поколение. Драгоценные металлы и камни для ювелирных изделий до XVII века везли из Византии, Китая, Индии и других стран: своих приисков Россия тогда не имела. [2, с 27]

Все изменила эпоха Петра I. Именно она ознаменовала культурный перевод в истории Российской империи. Это была эпоха преобразований во всех сферах жизни общества. Активно развивались: архитектура, живопись, скульптура и конечно же ювелирное дело. Это было все связано и с обучением боярских детей за границей, и с приглашением в нашу страну иностранных мастеров по указу Петра I. С 1714 по 1800 годы в Россию прибыли больше полутысячи ювелиров, чтобы “работать во славу Российской империи”. В одной только Москве трудились 43 мастера золотых дел и 232 мастера по серебру [8, с 12]. Петр Великий, в отличие от многих особ своего окружения, был равнодушен к роскоши в личной жизни: его подданные ели на золотой посуде, а он любил вилки и ножи с деревянными черенками. Но блеск золота неотделим от величия империи, тому в доказательство неповторимые архитектурные ансамбли Петербурга и его украшения. Ни один двор Европы не мог похвастаться таким невероятным убранством.

Любого европейского путешественника несомненно поражали блеск и пышность Императорского двора, что отражено в их мемуарах и очерках о России. Особого внимания удостаивалось огромное количество драгоценностей, украшавших придворных особ и государственных сановников. Это неизгладимое впечатление и замечательный восторг, производимые на иностранцев, обеспечивали первоклассные ювелиры, предоставляющие императорскому двору свои изделия. Самой привилегированной частью сообщества ювелиров считались те, кто изготавливал украшения по приказу императора и всей императорской семьи. Именно поэтому круг таких высокопоставленных ювелиров не был так широк и за заказы членов императорской фамилии шла постоянная борьба между ними.

За короткое время с 1855 по 1856 г. право использовать государственный герб и, следовательно, именоваться поставщиком Высочайшего двора получили 10 предпринимателей [14]. Особо отметим – ювелиров среди этих 10 предпринимателей не было. Дело в том, что тогда круг ювелиров, работавших на Императорский двор, был довольно узок. Все они были хорошо известны как самому императору, так и его окружению. А вот предпринимателям было выгодно получить звание поставщика императорского двора, потому как это резко увеличивало количество его заказов среди знатных вельмож и дворян.

Информации ювелирах много: есть исследования их биографии, организация труда, стилистики изделий , но в рамках изучения предмета мхк структурированных исследований по теме мало или совсем нет (это новизна). В рамках урока не представляется возможным всех их рассмотреть, поэтому мы выбрали самых известных ювелиров императорского двора, имена которых обязан знать каждый школьник. Именно их работы известны каждому, но вот автора мы не всегда можем назвать, поэтому, мы считаем необходимым упомянуть именно этих ювелиров и их знаменитые работы.

Одним из таких ювелиров, приближенных ко двору Его Императорского Величества был Иеримий (Жереми) Позье. Жереми был родом из Женевы из бедной семьи, по рекомендации дядюшки он попал к придворному огранщику камней Анны Иоанновны и стал ее личным ювелиром. Позднее, уже в период правления Елизаветы Петровны, он создал целую серию букетов из драгоценных камней. Чтобы каждый камень давал мягкое свечение нужного оттенка, Позье придумал подставлять под камни тонкий слой металлической цветной фольги. Также известно, что драгоценных камней тогда было не так много и ювелиры постоянно ездили в Китай за камнями [5].

Главным его творением стала Большая императорская корона для коронации Екатерины Великой. Мастер оправил в золото и серебро жемчужины, индийские бриллианты, рубины. Над короной весом в 2,34 килограмма он работал всего два месяца. Однако, работал он над короной не один, а вместе с Георгом-Фридрихом Экартом. На момент создания короны они были самыми влиятельными ювелирами при Императорском дворе. Экарт был главным ювелиром двора и выполнял заказы только для императорской семьи. Впоследствии Большой Императорской короной короновались все императоры России. В последний раз в ней Николай II в 1906 году участвовал в открытии первой Государственной Думы. В настоящее время корона находится в составе постоянной экспозиции Алмазного фонда Российской Федерации.

Еще одним талантливым ювелиром, работавшим на благо империи, был ювелир Якоб Вестфаль. Он прибыл в Россию в июне 1697 г. «из свейской земли» из Ругодива (Нарвы) и числился как «шведский подданный» [4, с 1-2]. Вместе с ним из Гамбурга приехал Эрнст Вестфаль – возможно, родственник. [7, c. 135] В 1701 г. Якоб Вестфаль создал для царевны, сестры Петра I, запону «с короною в серебре из хоромных алмазов»[11, с 107]. В 1708–1710 гг. Якоб Вестфаль изготовил золотые кавалерские кресты ордена Андрея Первозванного, часть из которых была украшена алмазами. [1, 78–91.].

При рассказе о знаменитых ювелирах нашей империи нельзя не упомянуть петербуржца Карла Фаберже. Он основал в Петербурге свою фирму и магазин в 1872 году. Помимо ювелирных украшений фирма производила изделия из фарфора, хрусталя и серебра. Все изделия отличал оригинальный дизайн и высокое качество. Первое пасхальное яйцо было изготовлено в 1886 году как подарок Александра III своей супруге Марии Федоровне [6, с. 65]. В начале XX века у Фаберже работало около 660 ювелиров разных национальностей. В создании ювелирных изделий Карл Фаберже принимал непосредственное участие, делал эскизы, лично наблюдал за процессом изготовления. Каждая новая модель и все стадии её изготовления обговаривались кругом специалистов. Обсуждение проходило в личной конторе К.Фаберже, тщательно подбирались материалы, цвета и качества эмалей, температуры обжига и прочие подробности. Готовый проект проверялся главным мастером Ф. Барбаумом и обязательно утверждался самим К.Фаберже или в его отсутствии сыновьями. Существует легенда: если К.Фаберже что-либо не удовлетворяло, он мог тут же разбить молотком уже готовую вещь. К.Фаберже широко использовал самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, часто дополняя их драгоценными камнями, эмалями, цветным золотом [4, с.53]. В 1906 году Фаберже сделал часы-яйцо ”Лебедь”: заводной серебряный лебедь плавал по подставке из аквамарина. В 1908 году - “Павлин”. Почти одновременно были выпущены “Апельсиновое дерево”, “Сосновая шишка”, “Петушок”. В “Сосновой шишке” был спрятан заводной серебряный слоник. В часах “Петушок” во время боя открывалась ажурная крышка, вверх поднимался петушок, хлопал крыльями и пел. Перья у птички были сделаны из натуральных перьев [8, с 31]. Карл Фаберже стал придворным ювелиром после того, как его семья узнала в 1910 году, что звание поставщика Двора Его Императорского Величества не адекватно придворному ювелиру. До 1856 года титул придворного поставщика присваивался без каких-либо предварительных условий, по просьбам лиц, поставлявших свои изделия не только Высочайшему Двору, но и великокняжеским дворам. [13, с 186].

В XIX — начале XX века в российском ювелирном искусстве образовались два направления. Петербургские ювелиры с фирмами Фаберже и Болина во главе делали украшения в западноевропейском стиле, а московские мастера отдавали предпочтения «русскому стилю». Первой ювелирной фирмой, которая обратилась к отечественной истории и искусству, была фирма Сазикова. Фирма Сазикова считалась одной из лучших в середине XIX века, имела почетные грамоты, малые и большие медали за всероссийские выставки художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853 1861, 1865 годах, а также большую золотую медаль и орден Почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне в 1851 году и в 1867 году в Париже, с 1837 года имела звание придворного поставщика [9, с. 234].

На первой Всемирной выставке, проходившей в Лондоне в 1851 году, Сазиков Игнатий Павлович представил коллекцию из девятнадцати предметов, украшенных по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для дорогого и элитарного вида искусства. Изделия были наполнены простыми и понятными мотивами обыденной жизни. Эти ювелирные украшения отражали сам народ, его душу и менталитет. Медведь-плясун с поводырем; казачка, играющая на бандуре; охтянка-молочница около деревянной бочки с крадущейся кошечкой на ручке и другие [10, с.197 ].

Но главным ее произведением, за которое фирма получила золотую медаль, было большое напольное украшение-канделябр в виде скульптурной группы, посвященное победе на Куликовом поле. Новизна стиля, красота рисунка, блестящее качество исполнения принесли И.Сазикову европейскую известность. Магазины и фабрики фирмы существовали до начала 1887 года, а затем перешли фирме Хлебникова.

Фабрика золотых, серебряных, бриллиантовых изделий Ивана Хлебникова просуществовала недолго, однако была популярна и числилась поставщиком не только российского, но также зарубежных дворов. Главным направлением производства был «русский стиль». Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже в 1878 году фирма представила барельефные картинки и среди них - накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году - пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове» [12, с. 45]. Фирма Хлебникова часто выполняла заказы Кремля ‒ ее мастера создали иконостас Благовещенского собора Кремля и церковную утварь для храма Христа Спасителя.

Таким образом, можно отметить, что ювелирное искусство претерпело ряд преобразований и своего наивысшего расцвета оно достигло в эпоху Петра Великого. Именно он вводит моду на дорогостоящие украшения и именно благодаря Петру I русское ювелирное искусство восемнадцатого столетия по праву считается периодом сияющих драгоценных камней. В дальнейшей истории России ювелирное мастерство не только не угасает, но и наоборот, приобретает всю большую популярность и развитие. В России, в девятнадцатом столетии появляется целая ювелирная отрасль. Кроме маленьких мастерских, появляются крупные русские ювелирные компании такие, как «Хлебников», «Сазиков» и «Фаберже». Эти фирмы пользуются новыми технологиями, имеют своих художников, что позволяет им одновременно изготавливать большой ассортимент стильных изделий и делать индивидуальные заказы для разной аудитории. В настоящее время все это потрясающее наследие неповторимых мастеров занимает почетное место в самых именитых музеях не только нашей страны, но и всего мира.

Таким образом, изучение темы придворных ювелиров Российской империи очень сложна и при этом интересна. Здесь присутствует не только эстетический интерес, но и экономическая заинтересованность. Каждый образованный человек должен знать эти знаменитые фамилии, которые начали династию ювелирного мастерства, создали свои фирмы, известные и в наши дни. Эти произведения и по сей день у нас на слуху и мы должны иметь представления о людях, когда-то сотворивших эти шедевры.

Список литературы

Е.А.Бекетова, И.А. Бекетова, 2022

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области