Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Представления о здоровом образе жизни

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………………………

1.1 Формирование ЗОЖ у обучающихся: история, понятия, классификация………………………………………………………….

1.2 Психолого-педагогические особенности по формированию здорового образа жизни у подростков в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………

1.3 Особенности и педагогические условия формирования основ ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе……………………………………..

Выводы по Главе I………………………………………………………

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ………………………………………………………….…………..

2.1 Формирование здорового образа жизни на примере педагогов XX столетия: цели, задачи, методы…………………………………..……………..

2.2 Технологии формирования здорового образа жизни на примере СОШ №15 Солигорска………………………………………………………

2.3 Роль ЗОЖ в формировании личности………………………

Выводы по Главе II……………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….

Введение

Важность проблемы здоровья нации граждан России - одна из ключевых тем в современном обществе. Государственная политика строится из системы приумножения здоровья нации. Наше государство стремится к обеспечению и сохранению здоровья населения, поскольку главной задачей является сохранение национального богатства страны, то есть трудоспособности граждан. Формирование культуры здоровья у обучающихся носит глобальный характер, поскольку, данная стратегия государства направлена на укрепление экономической, социальной и политической стабильности страны. Ведь, главной ценностью Российской Федерации являются её граждане. От их трудоспособности, жизнестойкости и готовности к переменчивым условиям среды зависит формирование статуса России на мировой арене, ее перспективы развития, потенциал. Сохранение здоровья граждан, начиная со школьного возраста, позволяет предвидеть и расширить положительную стратегию развития страны. Здоровье граждан отражает уровень их подготовки к экономической, социальной, политической нестабильности. Поскольку в современном обществе на первое место выходит конкурентоспособность стран, то проблема сохранения здоровья граждан России приобрела масштабный характер, так как здоровье населения является безусловной общественной ценностью, основой национального богатства и национальной безопасности страны. Особенно важно обратить внимание на формирование ЗОЖ у школьников 9 классов, так как в их еще неокрепшем, но готовом к развитию и переменам организме происходит реализация психо-соматических процессов, которые в свою очередь, необходимо тщательно отслеживать, корректировать и направлять в нужное русло, для формирование целостностной, здоровой, способной к преодолению трудностей, морально и физически подготовленной личности.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. Организация формирования здоровой личности должна развивать всесторонне развитую личность. Формирование ЗОЖ направлено на укрепление и становление не только физического здоровья, но и психологической устойчивости. В физическом плане правильно составленная программа педагога помогает воспитаннику получить необходимое количество жизненной энергии, улучшить физические показатели, повысить работоспособность и качество тренировочного процесса, ускорить восстановительные процессы организма. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в улучшении психического здоровья, хорошем самочувствии, нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии.

В ходе написания курсовой работы я опиралась на работы педагогов и психологов, которые занимались вопросами сохранения здоровья детей школьного возраста: М. В. Антроповой, И. Г. Бердникова, М. М. Борисова, М. Я. Виленского, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Д. В. Колесова, В. Н. Максимовой, А. Г. Хрипковой, К. Д. Чермита и других ученых.

Исследования М. Я. Виленского позволили выделить негативные факторы, существующие в системе образования и влияющие на здоровье учащихся: интенсификацию учебного процесса, завышенный объем внеурочной деятельности и учебной нагрузки, не соблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.[22, с. 125]

Педагог-психолог Э.М.Казин возглавляет крупную научную школу по проблеме экологии человека и валеологии в Кузбасском промышленном регионе. Под руководством профессора Э.М.Казина научно-педагогическим коллективом кафедры физиологии человека и животных и валеологии КемГУ при активной поддержке администрации Кемеровской области создано более 80 центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, осуществляющих свою деятельность в решении задач комплексного психолого-физиологического и социально-педагогического мониторинга, диагностики, прогноза и коррекции показателей адаптации и здоровья, что в свою очередь создает предпосылки для формирования полноценного здоровья и развития личности школьников. [29, с. 207]

На основе разработанных учеными методов и их исследованиях я в своей курсовой рассмотрю следующие аспекты:

Проблема, которую я поставила в исследовании, формирование основ здорового образа жизни у обучающихся 9 классов. Сущность проблемы данного вопроса заключается в недостаточном уровне физической подготовки школьников средних классов.

Цель курсовой работы заключается в теоретическом обосновании формирования ЗОЖ. Необходимо понять причины негативного/позитивного отношения школьников к занятиям физической культуры и качественному формированию физиологических способностей, а также теоретическое обоснование основ здорового образа жизни.

Объектом исследования служит процесс воспитания у школьников любви к занятиям физической культурой и спортом, формирование у обучающихся целостного представления о пользе для укрепления здоровья физкультурно-оздоровительных занятий.

Предмет исследования направлен на рассмотрение различных форм занятий спортом на уроках физической культуры, а также педагогические условия формирования ЗОЖ у обучающихся на уроках технологии и БЖД и во внеурочной деятельности. Исследование инновационных методов развития силовых показателей, показателей выносливости и других физических показателей.

Гипотезой является то факт, что формирование ЗОЖ будет наиболее эффективным при условии соблюдения следующих педагогических аспектов:

Для достижения цели представлены следующие задачи:

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:

Структура: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложений. Структура работы логична и последовательна.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования и воспитания основ здорового образа жизни у обучающихся старшей школы.

Вторая глава раскрывает практико-ориентированную часть; рассматриваются пути формирования любви к здоровому образу жизни.

Глава I

1.1 Формирование здорового образа жизни у обучающихся: история, понятия, классификация

Формирование ЗОЖ у обучающихся рассматривается через призму времени и накопленного опыта поколений. Еще в древности главной проблемой человечества было воспитание достойного поколения, способного развивать цивилизацию. Несомненно, в разные эпохи существовали различные критерии для оценивания того или иного поколения. Для того, чтобы взрастить достойное, думающее, рациональное поколение, необходимо воспитать в нем ключевые элементы любви к ЗОЖ и восприятие системы ЗОЖ, как основы концептуального сосуществования в обществе. Рассмотрим важнейшие аспекты воспитания и формирования любви к здоровому образу жизни на примере исторического контекста.

Древнегреческое воспитание делало упор на 2 аспекта. С одной стороны воспевался культ тела и физического совершенства. Физическая культуры Спарты будет являться примером безупречности подготовки. Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым. С другой стороны, Афинское воспитание поддерживало мнение о том, что личность должна развиваться гармонично и сочетать в себе как физическое совершенство, так и духовное. В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова “пале” — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др. Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Из вышесказанного можно сформулировать вывод о том, что в Древнем мире целью самой жизни становилось воспитание физически развитой личности. В основном оно развивалось в русле военной подготовки. Физические упражнения выполняли функцию подготовительных действий к эффективному труду и военному ремеслу. Именно на данном этапе истории начинают зарождаться первые основы физического воспитания. Начинают функционировать государственные формы организации, благодаря которым стартует поступательное развитие в включение молодежи в спортивную отрасль. Появляются элементы не только теоретического, но и практического знания о спортивной подготовке.

Следующим этапом становления физического воспитания выступает уже другая эпоха. Период эпохи Возрождения ознаменован возникновением теоретических трактатов писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня. Значительное влияние оказали философские и педагогические идеи английского философа Джона Локка (1632-1704). Свои педагогические взгляды на воспитание он изложил в книге «Мысли о воспитании детей», изданной в 1693 г. Д. Локк уделял большое внимание физическому воспитанию подрастающего поколения буржуазии, считая, что именно оно поможет джентльменам достичь личного благополучия. А для этого необходимо постоянно укреплять тело и волю, уметь плавать, фехтовать, владеть верховой ездой. Большое значение Д. Локк придавал гигиене одежды, питания, быта. Он советовал рано вставать, заниматься играми и физическими упражнениями на воздухе. «Джентльмен должен быть воспитан так, — говорил Локк, — чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».[23, с. 85]

Формирование физического воспитания тесно связано с государственными целями. На протяжении эпох, каждый правитель стремился сформировать стойкую армию, ’’щит’’ своей страны. В период Первой и Второй мировых войн наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта. Физическое воспитание становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии. Немецкий народ стремился показать превосходство арийской расы над другими народами, в том числе, демонстрируя физическое превосходство. Однако, не только в Германии проводилась модернизация систем воспитания физически совершенной личности.

XX век ознаменован созданием знаменитой системы физического образования, разработанной П. Ф. Лесгафтом. В России начинают создаваться опытные частные школы для детей — новый тип учебных заведений, где нашли свое отражение прогрессивные идеи в области физического воспитания детей. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям.[8, с 315]

В современном же обществе тенденция к формированию здорового образа жизни у обучающихся занимает ключевые позиции и является проблемной. Для разрешения вопросов, связанных с занятостью обучающихся и включением их в спортивные организации и иные мероприятия по совершенствованию образа жизни принимаются следующие меры: [26]

Формирование здорового образа жизни играет ключевую роль в современном обществе. Проводится анализ физических показателей подростков, для выявления уровня подготовленности.

Для выявления уровня физического состояния школьников различных групп здоровья, использовался метод экспресс-оценки, включающий комплекс, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих определенные взаимосвязи с энергообеспечением организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемости. Рассмотрим подробно некоторые шкалы и показатели.

Индекс Кетле характеризует уровень развития массо-ростовых показателей.[30, c. 107] Индекс Шаповаловой − уровень развития двигательных качеств − силы, быстроты, выносливости. В результате исследования был проведен сравнительный анализ физического состояния школьников различных групп здоровья МОУ СОШ № 2 г. Шимановска. Показатели сопоставлялись в соответствии с баллами 5 – высокий, 4 – выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий, затем была рассчитана общая сумма баллов, которая дает возможность дать интегральную оценку состояния физического здоровья школьников: 23-25 баллов − высокий уровень; 19-22 балла – выше среднего; 14-18 баллов – средний; 10-13 баллов – ниже среднего и 5-9 баллов – низкий. В ходе исследования установлено, что по индексу Кетле, характеризующему степень гармоничности телосложения имеются достоверные различия между обучающимися (девочки) основной и подготовительной группы. Существенных различий между обучающимися (девочки) подготовительной и специальной групп нет. Однако детей с дисгармоничным телосложением в подготовительной группе значительно больше, чем в основной группе. Низкая оценка индекса Кетле (1 балл) свидетельствует о не гармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении. У девочек основной группы 9,5%, подготовительной – 20,5%, специальной − 25%. Низкая оценка (2 балла) свидетельствует о не гармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела. В основной группе 13,3%, подготовительной – 44,3%, специальной – 40%. Гармоничное физическое развитие и телосложение у девочек в основной группе имеют 38,7%, в подготовительной – 14,7%, в специальной группе 15%. У мальчиков гармоничность физического развития и телосложения имеет визуальные отличия между основной и подготовительной группами, однако достоверных отличий между мальчиками основной и подготовительной группы не отмечается. Также нет достоверных отличий между мальчиками подготовительной и специальной групп. Однако между обучающимися (мальчики) основной и специальной группы имеются достоверные отличия. В основной группе 45,4% учащихся имеет гармоничное телосложение, в подготовительной группе таких детей 21,2%, а в специальной группе 8%. Низкая оценка (1 балл) с избытком массы у мальчиков основной группы составляет 4,6%, подготовительная и специальная группы по 7,6% и 12% соответственно. Низкая оценка (2) связанная с дефицитом массы тела у мальчиков основной группы также 12,1%, в подготовительной группе наблюдается увеличение 30,3%, в специальной группе – 36%. [34, c. 150]

Индекс Шаповаловой у девочек основной группы достоверно выше, чем у школьниц подготовительной группы. [14] Низкая и ниже среднего оценка индекса Шаповаловой (1 балл, 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости. Высокая оценка индекса наблюдается у 13,4% девочек основной группы, тогда как в подготовительной группе таких только 3%; средняя оценка – 32,3% у девочек основной группы, 47% − подготовительной и 30% специальной группы. Низкая оценка 20% у девочек специальной группы, 3% у девочек подготовительной группы. У мальчиков имеются достоверные отличия между подготовительной и основной группой, причем достоверных отличий между школьниками подготовительной и специальной группами не обнаружено. Высокая оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости отмечается у 36,2% мальчиков основной группы и, только 4,5% у подготовительной группы. Школьников с низким уровнем в основной группе 4,6%, тогда как подготовительной их численность достигает 21,3%.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об отставании школьников подготовительной и специальной групп в показателях, характеризующих физическое здоровье. Детей с дисгармоничным телосложением в подготовительной и специальной группе значительно больше, что может быть обусловлено при дефиците веса недостаточным развитием скелетной мускулатуры. Аналогичные данные получены и по другим индексам, что требует внесения в корректив в учебный процесс по физической культуре за счет использования средств направленного воздействия, обеспечения индивидуального подхода. И при отсутствии противопоказаний к занятиям физической культурой необходимо постепенно увеличивать уровень двигательной активности, прежде всего за счет увеличения упражнений, развивающих выносливость. [32, c. 64]

Сделав вывод о современном состоянии физического воспитания обучающихся, необходимо сказать о самом понятии здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» родилось в России в 1989 году. Авторство термина приписывается профессору-фармакологу Израилю Брехману. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни среди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом. И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.[31, c. 106]

1.2 Психолого-педагогические особенности по формированию здорового образа жизни у подростков в учебно-воспитательном процессе

Психолого-педагогические возрастные свойства личности – это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному конкретному человеку. В случае с подростками, их возрастные особенности отражаются на поведении и формировании личности. [1, c. 103]

На психологическом уровне подросток бессознательно ставит перед собой задачу самоопределения. Проявляются склонности к самовоспитанию и самоорганизации. В подростковом возрасте формируется самостоятельность, появляется способность к анализу своих поступков. Поэтому именно в подростковом возрасте, обучающийся может прийти к выводу о том, что здоровый образ жизни влияет как на психологическое здоровье (состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества), так и на физическое (состояние организма человека, адаптированного к различным условиям окружающей среды, характеризующееся состоянием физического развития и готовностью к выполнению физических нагрузок).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно в подростковом возрасте формируется личность, способная к анализу поступков и действий.

Также у подростков происходят изменения, связанные с волевой составляющей. В отличии от младшего возраста, подросток способен к выполнению волевых задач, он регулирует свое поведение на основе саморегуляции организма. [3, c.115] Саморегуляция подростков отличается противоречивостью. Как правило, подростки не считают, что несут ответственность за свое здоровье, а тем более здоровье нации. Они не связывают свои отношения с отношениями с другими людьми, они не готовы к компромиссам и уступкам, действуют в своих интересах. Подростки импульсивны и не могут четко формулировать свои желания и действия, что приводит к дисбалансу. Они познают мир методом проб и ошибок. [11, c. 263] В подростковом возрасте, чем в большей степени сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Но при этом подростки способны приумножать свои достоинства и недооценивать недостатки, что ведет к искаженному формированию картины мира, взглядов и ценностей. Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склонны к излишним переживаниям по по поводу происходящей внешней ситуации. У подростков не сформированы мотивы, цели и задачи, поэтому они не восприимчивы к окружающему миру. В подростковом возрасте проявляются такие качества личности как настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к познанию и самопознанию, находчивость и умение мыслить и рассуждать, но сами цели либо заимствованы у ’’кумиров’’, либо носят одномоментный и не до конца сформированный характер. Так, Л.С. Выготский подчеркивал, что для подростков характерна «слабость цели». Подросток не нацелен дойти до конца, если цель разочаровала его или же стала незначительной. Иногда подростки ставят слишком трудную цель, а когда начинают что-либо делать, чтобы ее достигнуть, сталкиваясь со значительными преградами отказываются от нее.

Но существует и категория подростков, которые считают себя ответственными за свое здоровье. Они ценят здоровье всей нации. В их сознании сформирована мысь о том, что то что они делают, чем занимаются, какой образ жизни ведут, влияет на их здоровье. Подростки данного типа стремятся к спортивному образу жизни, понимают важность и значимость физических нагрузок и правильно режима.

В подростковом возрасте особенности саморегуляции рассогласованы, но они начинают формироваться именно в подростковом возрасте. [12, c. 66-72]

В данном возрасте у подростка отсутствует подлинная самостоятельность. Он стремится к ней, но за него все еще несут ответственность и принимают решения родители. Самостоятельность выражается в том, что человек ставит перед собой цели и своими силами добивается их достижения. Подростки, зачастую, ставят цели, но не доходят в их реализации до конца. У подростков самостоятельность может проявляться в следующих аспектах: [13, c. 198]

Родители или наставники в школе могут помочь подростку. Для этого необходимо: [4, c. 315]

Формирование самостоятельности у подростка поможет ему с самоопределением и выбором правильного пути. Обучающийся будет стремиться совершенствовать свои физические качества и навыки. Это будет залогом и старом для становления здорового образа жизни и структурирования правильных привычек.

В подростковом возрасте формируется самооценка и характер. В самооценке отражаются отражаются особенности личности, её глобальные черты и компетенци. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [22, c. 513]

Самооценка подростка - довольно шаткий механизм. В этом возрасте происходят нестабильные реакции и эмоциональные скачки из-за которых самооценка устанавливается расшатано.

Различают стабильную и нестабильную самооценку подростка. Заниженная самооценка может вызывать плохое настроение, агрессию, апатию. Причиной такого грубого поведения подростка может стать внешняя оценка окружающих. Сверстники - подростки часто бывают злы, указывая на незначительные недостатки, что закладывает неуверенность и желание измениться. В подростковый период самооценка неустойчива, подвержена колебаниям. Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях что-то плохое, постоянно сравнивает себя с какими - то идеальными образами. Подросток стремится создать себе кумира, принижая свой образ и обесценивая себя в сравнении с идеалом.[20, c. 56]

Завышенная самооценка – это переоценка возможностей. Часто подростки ставят себя выше других. Подросток с завышенной самооценкой ведет себя грубо и стремится показать взрослым, педагогам, родителям, что он вырос и готов к самостоятельной жизни. Нередко такие подростки унижают сверстников. Завышенная самооценка связана с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Физическое здоровье и физиологические качества также играют немаловажную роль в формировании самооценки. Здоровый образ жизни может помочь преобразиться как духовно, так и физически подростку с заниженной с заниженной самооценкой. Развитие физических данных придает уверенность в своей привлекательности, возможно, приближает к образу ’’кумира’’, его внешнему облику. [25]

Завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его не соответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка подростка должна находиться на стабильном уровне. Адекватная самооценка должна формироваться под влиянием школьной среды. физическая активность, уроки технологи, бжд должны формировать у подростков определенные качества: [27]

В подростковом возрасте происходит половая самоидентификация. Подросток становится половозрелым. В этом и закладываются особенности его психического восприятия действительности.

Многие подростки адекватно реагируют на физиологические изменения в организме, а многие, в связи с психической и эмоциональной неустойчивостью, неадекватно воспринимают изменения в своем организме и организме сверстников. [33, c. 103]

Психосексуальная идентификация, влияет на формирование личности подростка. Осознание своей половой принадлежности во всех возрастах является одним из наиболее важных и устойчивых стержневых элементов самосознания. Но именно в подростковом возрасте наступает переломный этап.

Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно важны. Стать взрослым - значит, в частности, стать мужчиной или женщиной. Дифференциация вторичных половых признаков дополняется параллельным процессом психологического становления. Подросток осознает важность роли семьи. Ни в каком другом возрасте психологические различия между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом. [15, c. 98-107]

Психологические особенности формирования личности подростка носят глубинный характер. Рассматривая данный аспект, можно перечислить еще множество особенностей, связанных с этой темой, так как психические свойства подростков имеют разносторонний и многогранный характер.

1.3 Особенности и педагогические условия формирования основ ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе

Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения заключается в развитии у детей таких качеств как свободолюбие, жизнелюбие, и, главное, здоровое отношение к себе и окружающим. Формирование в личности понятийного аппарата основ здорового образа жизни - это центральная задача, которую должны реализовать педагоги-предметники в процессе обучения. В преподавании технологии и бжд также есть свои особенности, благодаря которым педагог формирует у обучающегося представление о здоровом образе жизни. [33, c.106]

Как гласит пословица: “Заболеть легко - вылечиться трудно!”. Именно на уроках технологии и бжд педагог объясняет и доходчиво рассказывает детям о том, как вести себя в экстренной ситуации, как спастись из беды, не допустить и предотвратить ее последствия.

Формирование здорового образа жизни учащихся состоит из четырех составляющих. [29, c. 215]

Первое направление связано с обучением школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни: [5, c. 103]

1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, позволяющих развить определенные умения и навыки;

2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание

Второе направление - развитие личностного интереса школьников к своему здоровью: [2, c.36]

1) проведение социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;

2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля): конкурсы плакатов; командные игры; конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.

Третье направление - создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся. [10, c. 189]

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. [28, c. 102]

Помимо формирования здорового образа жизни у обучающихся в учебно воспитательном процессе, также проводится работа с родителями. В ходе которой, педагоги формируют и углубляют представление родительского коллектива о значимости здорового образа жизни обучающихся, дают советы, наставления и рекомендации по компетентной работе с понятиями и принципами.В ходе индивидуальных и групповых бесед с родителями, складывается понимание о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о значимости соблюдения строгого режима дня.

Таким образом, основная задача педагога, работающего над формированием основ здорового образа жизни, заключается в подготовке обучающегося к самостоятельной жизни. Преподаватель должен помочь каждому стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.

Выводы по Главе I

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего школьного возраста. Сложившаяся на сегодняшний день система образования не формирует у обучающихся интереса к здоровому образу жизни. Большинство людей прекрасно осознают что, курить, пить, употреблять наркотики - это вредно. Но не стремятся избавиться от этой пагубной зависимости. На ряду с этим все знают о пользе занятий физической активностью, однако ведут малоподвижный образ жизни. [6, c. 115]

Поэтому основная задача преподавателя на сегодняшний день заключается в формировании основ здорового образа обучающихся в учебно-воспитательном процессе на личном примере.

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

2.1 Формирование здорового образа жизни на примере педагогов XX столетия: цели, задачи, методы

Целью формирования здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе является организация физически и духовно здоровой личности. А также: [7]

Формами учебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в рамках технологии и бжд являются: [5, c. 163]

С помощью проведения дней здоровья педагоги прививают учащимся основы здорового образа жизни. Соблюдая все меры, правила и основы здорового образа жизни, учащиеся учатся контролировать свое здоровье, приобретают умения и навыки работы с технологическими приемами и оптимизируют процесс получения знаний, умений и навыков.

Для формирования целостной здоровой личности используются следующие методики: [16, c. 89]

Преподаватель должен систематически проводить с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. В течение года необходимо планировать и проводить здоровьесберегающие классные часы под тематическими названиями.

2.2 Технологии формирования здорового образа жизни на примере СОШ №15 Солигорска

Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект “Образование”, президентской инициативы “Наша новая школа” и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, умений и навыков, сохраняющих и укрепляющих здоровье. В соответствии со стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачей которой является создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни. [28, c. 102]

Формирование здорового образа жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с обучающимися. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у обучающихся, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни. [17, c. 108]

Одним из самых важных направлений в формировании здорового образа жизни является проведение туров, походов на природу, различных сплавов и т.д. Виды проводимых мероприятий могут быть различны. Это и походы на близкие расстояния, и продолжительные туры, различные виды туристического альпинизма. [18, c. 12]Проведение таких мероприятий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Особенно актуально использование этих методов на уроках основ безопасности жизнедеятельности, где можно непосредственно проявить все полученные знания, умения, навыки на практике. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психологического здоровья. [31, c. 12]

Формирование мотивации ЗОЖ она разделяет на три этапа: первый – насыщение содержания учебного материала медико-биологических дисциплин современными валеологическими знаниями, сведениями об организации валеологически сообразной учебной деятельности, создание оценочных, проблемных, ценностно-познавательных ситуаций; второй – углубление профессиональной направленности содержания медико-биологических дисциплин и валеологизацией содержания психологопедагогических дисциплин, созданием ситуаций саморегуляции, практикоимитационных и игровых ситуаций; третий – включение студентов в ситуации самореализации, ситуации осознания социальной роли учителя, ситуации по решению валеологических проблем, моделирующих типичные и существенные черты будущей профессиональной деятельности [2, c. 21].

Суть методики формирования здорового образа жизни студентов на основе их личностной самооценки, разработанной И.А. Герасимовой, заключается в изменении содержания физического воспитания и состоит из двух разделов: теоретического и практического. Основу теоретического раздела составляют научные данные, раскрывающие вопросы теории и методики физического воспитания: общая теория человека, философия человека, биологическая теория человека, теория здоровья, физическое воспитание – необходимая основа гармоничного развития и совершенствования личности, основы обучения двигательным действиям, управление процессом физического воспитания. Практический раздел предусматривает формирование умений для осуществления процесса физического воспитания, а также разнообразных жизненно необходимых и полезных двигательных действий [11, c. 112].

В своих работах И. Д. Зверев и Н. И. Калашникова раскрывают пути осуществления взаимосвязи учебных предметов анатомии, физиологии, гигиены с физической культурой, особо подчеркивают необходимость формирования у учащихся умений по самоконтролю, предупреждению перенапряжения, определению функциональных возможностей органов и показателей тренированности организма человека [15, c. 35].

В практику работы СОШ № 11 г. Солигорска внедрена педагогическая инициатива «Школа здоровья», используемая для решения задачи совершенствования системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья учащихся; апробации здоровьесберегающей модели образования, основанной на применении личностно ориентированных технологий, образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни; повышения мотивации педагогического коллектива на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Педагогический коллектив школы проводит работу по следующим направлениям: диагностическое, пропагандистское, санитарно-просветительское, оздоровительное, статистико-аналитическое [15, c. 83]

Одна из методик – традиционная воспитательная программа.

Некоторые авторы рекомендуют для формирования навыков ЗОЖ воспитательную программу “Культура жизнедеятельности человека”. Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: “Здоровый образ жизни”, который предполагает проведение следующих бесед с учащимися:

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам). [4, c. 310]

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме “круглого стола”, ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также представители различных профессий – медики, психологи, юристы и т.д.

Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем. [24]

Лекция – самая популярная среди взрослых и самая “нелюбимая” среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия? При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей. Ведь такие “художественные преувеличения” способны вызвать недоверие к лектору, сомнения в его компетентности. Помимо классического варианта лекции могут использоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведении лекции с обратной связью лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается школьниками в малых группах. Задача групп – не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы. [27]

2.3 Роль ЗОЖ в формировании личности

Роль здорового образа жизни в формировании личности велика. С помощью осознания формируется осознанная личность со сформированным сознанием. Благодаря пониманию аспектов понимания здорового образа жизни обучающийся углубляется в изучение таких дисциплин как гигиена умственного и физического состояния организма, питание, распорядок дня. Это помогает в дальнейшем во взрослой жизни не совершать ошибок и необдуманных решений. [21,c . 219]

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы, не вызывающий переутомления.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. [9, c. 203]

Соблюдение этих правил обеспечивает правильную умственную гигиену, помогает в умственной разгрузке и способствует снятию утомления и переутомления.

Также важны и правила гигиены физического труда. Обучающиеся должны строго их соблюдать, чтобы не допустить возникновения нежелательных заболеваний. [14]

Инфекционные болезни - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, грибками) и передающиеся от зараженного человека или животного здоровому.

Инфекционные болезни могут возникать при наличии трех компонентов: источника возбудителей инфекции (зараженный человек или животное); факторов, обеспечивающих передачу возбудителей от зараженного организма здоровому; восприимчивых к инфекции людей. [15, c. 37]

Если обучающийся будет осознанно относиться к факторам риска возникновения заболеваний, он сможет предотвратить это или перенести в более легкой форме, зная как действовать в ситуации заболевания.

Для предупреждения инфекционных заболеваний используют четыре основных метода: ограничение контактов, иммунизация, химиопрофилактика инфекций (применение антибиотиков и химиопрепаратов), повышение сопротивляемости человека к инфекционным заболеваниям(строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация). [30, c. 208]

Воздействие на иммунитет - иммунизация, которая может быть активной и пассивной. Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент - введенную вакцину. Пассивная иммунизация - это введение готовых антител. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

Зная аспекты и тонкости соблюдения правил гигиены обучающиеся могут грамотно действовать в условиях непредвиденных ситуаций, что будет благотворно влиять на состояние их физического и психологического здоровья. Ведь не зря существует пословица: “Предупрежден, значит вооружен!”

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Во второй главе мы рассмотрели практическое применение значения формирования здорового образа жизни на примере СОШ № 15 г. Солигорска. Также нами были рассмотрены формы учебной деятельности и методы проведения мероприятий. Ключевым фактором в учебно-воспитательном процессе является сохранение и укрепление здоровья у обучающихся. Нами были изучены разнообразные технологии формирования здорового образа жизни, применяемые в общеобразовательных организациях. Одним из самых важных направлений в формировании здорового образа жизни является применение технологий формирования мотивации здорового образа жизни. А также была подробно рассмотрена технология “Культура жизнедеятельности человека”. Данные методики помогли на практике доказать необходимость их практического применения для формирования здорового образа жизни.

Заключение

Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития у учащихся является актуальной педагогической задачей.

Тема здоровья и здорового образа жизни должна пронизывать все виды деятельности обучающегося. Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определенной суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям и интересам при выполнении этого условия адаптивные возможности обучающегося соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.

Таким образом, здоровый образ жизни это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья. Одним из важнейших факторов развития здорового образа жизни обучающегося являются сформированные у него представления и понятия, расширяющие знания о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Список использованной литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области