Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование ЗОЖ

Формирование представлений о ЗОЖ у подрастающего поколения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………………………

1.1 Формирование ЗОЖ у обучающихся: история, понятия, классификация………………………………………………………….

1.2 Психолого-педагогические особенности подростков………………………………………………………………

1.3 Особенности формирования основ ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе……………………………………..

Выводы по Главе I………………………………………………………

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ………………………………………………………….…………..

2.1 Цели, задачи,формы, методики исследования……………..

2.2 Актуальные методы формирования основ ЗОЖ……………………………………………………………………..

2.3 Роль ЗОЖ в формировании личности……………………..

Выводы по Главе II……………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования здорового образа жизни особенно остро стоит в современном мире, в связи с сложившейся ситуацией пандемии. Только здоровая нация и здоровый народ способны эффективно бороться в сложившихся условиях. Здоровье человека во все времена являлось национальной ценностью государства, поэтому и в настоящее время формирование представления о ЗОЖ является приоритетной задачей политики. От сохранения здоровья трудоспособного населения зависят дальнейшие перспективы развития нации и экономического развития страны в целом. Во времена проводимых социально-экономических реформ перед системой школьного образования стоит непростая задача начального формирования и обучения основам физического развития потенциала школьников. Необходимо со школьной скамьи воспитать жизнеспособную личность, направленную на трудолюбие, поддержание ЗОЖ, развитие высшей степени культурных и эстетических качеств. Особо значимым периодом формирования вышеуказанных навыков является старший средний школьный возраст, когда идет активный рост организма и его гормональная, физическая и духовная перестройка. Именно в данный период необходим бдительный контроль наставника, способного максимально качественно развить все необходимые физические возможности для гармоничного роста и развития взрослой, сильной, уверенной личности.

Здоровый образ жизни формирует не только физически сильную личность, он также помогает сформировать психологическую устойчивость человека. Успеха достигает только человек, умеющий ладить с людьми, поэтому в работе педагога образовательный процесс должен выстраиваться именно таким образом, чтобы взаимодействие педагога и воспитанника происходило и на уровне личностных отношений, то есть не по поводу содержания предмета. В психологическом аспекте важно наблюдать за изменениями психологического здоровья ребенка. Занятия спортом и формирование полезных привычек может привести к улучшению работоспособности, снижению агрессии, нервно-психической устойчивости, меньшей приверженности к депрессиям [1]. В функциональном проявлении можно отметить улучшение качеств здоровья, процессов восстановления, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваемости, нормализацию соотношения массы тела и роста, улучшение осанки. Все это в высокой степени влияет на организацию целостного педагогического процесса, делая его протекание наиболее эффективным и результативным.

В написания курсовой мы опирались на работы педагогов и психологов, которые занимались вопросами сохранения здоровья детей школьного возраста: М. В. Антроповой, И. Г. Бердникова, М. М. Борисова, М. Я. Виленского, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Д. В. Колесова, В. Н. Максимовой, А. Г. Хрипковой, К. Д. Чермита и других ученых.

Хрипкова А.Г. занималась изучением системы знаний о возрастной физиологии и школьной гигиене. Она рассматривала вопросы организации двигательного режима, меры по профилактике заболеваний, вредных привычек, методы и средства медико-гигиенического и полового воспитания в школе[2].

Нами в курсовой работе рассматривается проблема формирования основ здорового образа жизни у обучающихся старшего среднего возраста.

Целью является - теоретическое обоснование формирования здорового образа жизни .

Объектом исследования является формирование ЗОЖ и целостного представления о здоровом образе жизни у обучающихся.

Предметом являются педагогические условия формирования ЗОЖ у обучающихся на уроках МХК и во внеурочной деятельности.

Гипотезой нашего исследования является то,что формирование зож будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условиях:

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

Структура: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у обучающихся старшего среднего возраста. Во второй главе рассматриваются пути формирования здорового образа жизни у обучающихся.

Глава I Теоретические аспекты формирования ЗОЖ у обучающихся

1.1 Формирование ЗОЖ у обучающихся: история, понятия, классификация

В современном мире здоровье рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя не только формирование физических, но и психологических качеств, таких как нравственное развитие личности.

Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ) [3].

Основными компонентами здоровья являются:

Соматическое здоровье- это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов и функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма( морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции).

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Нравственное здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.[3]

Существует множество различных классификаций и определений здоровья и здорового образа жизни в целом.

Еще в глубокой древности выдающиеся философы и мыслители задавались вопросом определения здоровья. Например, Пифагор писал о том, что здоровье - есть гармония, равновесие, а болезнь - нарушение гармонии.Причем в своих трудах, Пифагор сделал акцент также и на нравственном здоровье, которое в его понимании есть- стремление к добру. Эту идею красоты и эстетики будут пропагандировать Возрожденческие идеалы во второй половине XVI века,когда человек и его здоровье будут рассматриваться не только как физическое состояние отсутствия дефектов и совершенства тела(как это было в античности), а как состояние нравственной чистоты, заботы и непорочности внутреннего мира человека.

Прикованность внимания к человеку и его физическому и ментальному здоровью достигает наивысшей точки в Эпоху Возрождения, когда человек воспринимается и сточки зрения своей материальной природы, и с точки зрения духовных качеств.Характерными чертами искусства того времени являются возросший интерес к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции. Возникает культ красоты и неслучайно именно в живописи это можно проследить лучше всего.Задачей педагога мировой художественной культуры здесь становить проследить этот переход и показать детям взаимосвязь. Прекрасное человеческое лицо и тело становятся в эту эпоху главенствующим видом искусства. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи “ Витрувианский человек” , Микеланджело “Пьета”, Рафаэля “Сикстинская Мадонна” , Тициана “Венера Урбинская” и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа, состоящего из плоти и наделенного красотой, становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход резко противоречил тенденциям изображения человека в средневековье. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. [4]

В Большой Советской Энциклопедии (1972) здоровье определяется как состояние равновесия организма с окружающей средой, отсутствие болезней. При этом прослеживается некоторая условность данной дефиниции, сложность ее разграничения с переходными состояниями. В определении, данного в «Большой медицинской энциклопедии» здоровье индивидуума интерпретируется как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных состояний [5].

Например, Г. И. Царегородцев и А. В. Шиманов расценивают здоровье как «проявление нормальной жизнедеятельности» личности, предпосылку и возможность для индивида выполнять общественные, и, в частности, трудовые функции [6]. Подобной точки зрения придерживаются Г. И. Царегородцев в соавторстве с С. Я. Чикиным, определяя здоровье как состояние, когда человек может оптимально осуществлять все общественные и биологические функции, присущие ему как социально-биологическому существу [7].

Все эти определения еще раз подчеркивают тот факт, что формирование здорового образа жизни- это интегративный процесс, включающий в себя не только физическое, но и нравственное воспитание. Характерной чертой ЗОЖ является его неразрывная часть с общей культурой и формированием этой культуры в рамках оздоровительной деятельности.

Культура ЗОЖ личности представлена нам в тесной взаимосвязи всех ее составляющих элементов. Знания и интеллектуальные способности определяют направленность развития личности в том или ином направлении, ценность и результативность ее деятельности. Мотивы также определяют направленность личности и ее стремление к достижению целей. Лев Семенович Выготский выделяет следующие уровни мотивов достижения целей у обучающихся:

По теории Л. С. Выготского, низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.[8]

Компонентами формирования здорового образа жизни будут являться: образовательно-когнитивный, мотивационно-ценностный, социально-духовный, деятельностный, волевой.

Исходя из этого мы приходим к выводу, что функциями формирования ЗОЖ являются:

Таким образом, под формированием ЗОЖ можно понимать формы и методы, направленные на гармоничное развитие личности в самых разных сферах ее реализации.

Здоровый образ жизни- это активное участие личности обучающегося в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой и иных формах общественно-культурной жизни общества.

Чтобы сформировать навыки здорового образа жизни у обучающихся 9 классов педагогу МХК необходимо рассматривать культуру как способ представления эстетических отношений к человеческому облику, а также реализацию эстетического воззрения на мир сквозь призму здорового отношения к этому миру.

1.2 Психолого-педагогические особенности подростков

В физиологическом аспекте границы подросткового возраста охватывают период от 11-12 до 14-15 лет. Этот возраст обычно именуется как "переходный", "трудный", "критический". Именно в этот период происходят наиболее сложные процесс, связанные с переходам подростка из детского периода жизни, во взрослый. Важность данного периода заключается в формировании моральных устоев, нравственной позиции и жизненных ориентиров. Помимо духовного развития ребенок проходит ряд физиологических изменений, связанных с неотъемлемым этапом взросления.

В этом возрасте дети в основном открыты и доверчивы, они особо остро нуждаются во взаимопомощи родителей, учителей и других взрослых, являющихся для них авторитетами. Однако постепенно главную роль в их жизни начинает играть не старшее поколение, а сверстники и коллектив(класс, уличные друзья, внешкольные объединения, различные компании). Дети начинают активно познавать мир и происходящие в нем процессы, имеет место быть самопознание и открытие в себе новых приверженности и увлечений.

Данный возраст еще порой называют “зенитом любознательности”. Ребенок стремится познать все и сразу, его влечет неизведанный мир открытий и приключений. Он уже не ощущает себя маленьким ребенком, но пока еще и не является взрослым. В этом и заключается главная проблема самоопределения. Ребенок сам не хочет относить себя в детский коллектив, но и коллектив взрослых не принимает его еще как своего полноценного члна. Здесь возникает некий диссонанс и несовпадение. Ребенок как бы находится в промежуточном состоянии, не понимая что же он из себя представляет.

На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности[10].

Подростковый период - особый период в развитии личности, связанный с половым созреванием и вхождением личности во взрослую жизнь.

Данный период у каждого подростка проходит крайне различно и зависит от индивидуальных особенностей личности. Многие подростки начинают чрезвычайно критично относится к собственной внешности. В особенности это касается женского пола. В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов, за счет этого происходит резкое увеличение роста и веса. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. У девочек из-за гормональных изменений, свойственных данному возрасту, повышается вес, расширяются бедра, начинает расти грудь. Однако не у всех эти изменения начинаются единовременно из-за чего и происходят всевозможные стеснения и непонимания. У многих девочек, у которых данные изменения в силу своих физиологических особенностей происходят раньше, возникают различные комплексы неполноценности. Они просто не причисляют себя к женскому полу. И здесь важно объяснить девочке, что это нормально и каждый проходит это в определенный промежуток возраста. У другой половины переходный возраст начинается раньше и многие девочки также не могут смириться с физиологическим изменениями, происходящими в их теле. Происходит активное непринятие себя и своей внешности. Самым страшным являются всевозможные диеты, на которые девочки садятся в надежде похудеть. однако в данном возрасте диеты категорически противопоказаны, так как происходит активное развитие организма. С пищей ребенок должен получать все необходимые микроэлементы, способствующие развитию сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, кровеносной, половой и других систем. Всевозможные диеты и ограничения в пищи в данном возрасте приводят не только к проблемам со здоровьем, но и к замедленному развитию всего организма в целом. Разрушаются все внутренние системы, необходимые для нормального функционирования организма.Все это может привести к развитию необратимых заболеваний и даже к летальному исходу. За двадцатилетний период наблюдений (1970-90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). Вот почему в данном возрасте так необходимо проводить с ребенком активную агитационную работу, пропагандируя здоровый образ жизни. Подростки, занимающиеся в данном возрасте спортом, включенные в общественную жизнь класса, коллектива, школы, менее подвержены навязчивым мыслям о непринятии своей внешности. Они более открыты и не замыкаются в себе, их проблемы не занимают у них большое время для размышлений, а коллектив и общественно принятие в свой круг помогают им наслаждаться этой жизнью и принимать себя таким каким ты являешься.

Подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.Для подростка важно, чтобы его принимали в коллективе и взрослые общались с ним как с равным, иначе у него возникают конфликтные ситуации на фоне неуважительного отношения.

Ведущей деятельностью в данном возрасте является общение со сверстниками. Главная задача родителей и учителя в данном возрасте не дать ребенку совершить ошибку и направить его в нужном направлении. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка использовать жесткие меры. Необходимо стать ребенку не только наставником, но и другом, которому он может довериться и прийти в любой трудной ситуации. Также важно знать в какой компании состоит ваш ребенок и сформировать у него понятие “правильной и неправильной” компании. В данном возрасте очень легко совершить ошибку и вступить в круг людей с пагубными интересами, если такое происходит, личность как правило прекращает свое развите, становиться асоциальной и агрессивной. Причисление себя к какой либо нестандартной субкультуре весьма популярно в данном возрасте. Однако не стоит забывать, что не все взгляды, присущие определенным субкультурам являются безопасными. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в данном возрасте самостоятельно умел отличать приемлемые вещи от неприемлемых и имел собственную “Я-концепцию” для того, чтобы уметь отстоять свою позицию и не попасть под дурное влияние группы. Психологи считают, что именно в подростковом возрасте происходит подменное становление самосознания и Я - концепции. В юношеском она закрепляется. Важным условием для развития Я - концепции является взаимное сотрудничество всех участников образовательного процесса и нахождения гибкого подхода в решении каждого конкретного проблемного случая в жизни подростков.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

негативизм, упрямство, грубость, бунтарство ,стремление во всем поступать по-своему.

чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства,стремление быть "как все".

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому необходимо дать возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.

Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.[11]

Главными чертами данного возраста являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Увлечения, как правило, ограничиваются интеллектуально-эстетическими хобби. Сексуальное развитие зачастую опережает общее физическое. Интенсивный онанизм может становиться источником самоугрызений и символических запретов. Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) являются частыми случаями в подростковом возрасте. Однако при грамотной и слаженной работе родителей и школьных педагогов этого удается избежать. Чаще всего, дети, увлеченные каким либо делом и имеющие хорошие и доверительные отношения с родителями и классным руководителем менее подвержены данным проявлениям. Главная задача педагога здесь - показать ребенку другой мир, полный прекрасного и необыкновенного, увлечь его .

Уроки МХК в частности- это прекрасная возможность воспитать эстетизированную личность, тяготеющую к прекрасному. Здесь воспитывается неотъемлемый интерес ребенка к искусству и всему тому, что его окружает. Возникает понимание здорового отношения к себе, как личности наделенной созиданием. Воспитываются самосознание и самоопределение. Активный ребенок, развивающийся в различных направлениях в данном возрасте намного легче переживает как физиологические, так и психологические изменения связанные с пубертатным периодом.

Подростковый период- важный и трудный этап в жизни ребенка, время самоопределения выборов.

1.3 Особенности формирования основ ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе

Современная концепция обучения и воспитания школьников ставит перед собой цель развить свободную, жизнелюбивую, здоровую личность. Формирование основ здорового образа жизни является одной из ключевых задач, реализуемых педагогом в процессе обучения. Данная задача ставится перед педагогом любого предмета. В рамках мировой художественной культуры также необходимо формировать целостное представление об основах здорового образа жизни.

Народная мудрость гласит: “Где здоровье, там и красота”. И действительно, задача педагога - объяснить обучающемуся, что здоровье - есть не только отсутствие физических дефектов, но здоровье - это есть и красота внутренняя. Формирование эстетической составляющей не менее важно для детей старшего среднего возраста.

Формирование здорового образа жизни учащихся состоит из четырех составляющих.

В условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление направлено на формирование у обучающихся практических навыков обеспечения здорового образа жизни:

1) может осуществляться через включение в уроки специальных физразминок и физминуток с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение массажу);

2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин.

Второе направление - развитие личностного интереса школьников к своему здоровью:

1) проведение социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;

2) широкий круг мероприятий, приуроченных к праздникам, связанным со здоровым образом жизни.

Третье направление - создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. [Жеребцов А. В. Физкультура и труд / А. В. Жеребцов. - М.: Наука, 2006. - 211 с.] (199стр.)

Помимо формирования здорового образа жизни у обучающихся в учебно воспитательном процессе, также организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строгого режима дня.

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием основ здорового образа жизни, является подготовка обучающегося к самостоятельной жизни. Преподаватель должен помочь каждому стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.

Выводы по Главе I

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего школьного возраста. Он связан с переходом в новую среду, что существенно влияет на формирование его психических процессов и межличностной сферы. Новые условия предъявляют более высокие требования к физическому и духовному развитию обучающихся. Активная гормональная перестройка и физические особенности развития организма требуют тщательного формирования основ здорового образа жизни. Здоровый образ жизни включает в себя знания и представления о здоровье, сформированные привычки поведения здорового человека, умения и навыки здоровьесберегающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятия вредных привычек. Чтобы сформировать здоровый образ жизни у детей старшего школьного возраста, необходимы навыки, такие как двигательный, интеллектуальный, смешанный (культурно-гигиенический). Ведущими факторами, формирующими навыки здорового образа жизни и способствующими укреплению здоровья старших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятие физической культурой на воздухе, закаливающие процедуры и отказ от вредных привычек. С помощью различных форм и методов можно сформировать навыки здорового образа жизни у подростков в образовательной организации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области