Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ознакомительного уровня «Мягкая игрушка»

Овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению мягкой игрушки через активизацию познавательной деятельности и творческих способностей, умение работать в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 4

от 04.10.2021

Утверждена

приказом № 37 от 04.10.2021

Директор МАУДО

«Центр детского творчества»

______________ Э.А. Кузьмина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ознакомительного уровня

«Мягкая игрушка»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся 7 -10 лет

Автор-составитель:

Иванова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

Сольцы

2021 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» ознакомительного уровня составлена разработана в соответствии с нормативными документами РФ:

При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Мягкая игрушка» использована программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» В. А. Горского. примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство», О.А. Кожиной, «Изготовление игрушки», Л.Ю. Гречиной.

Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.

Новизна программы обуславливается углублённым уровнем подготовки воспитанников. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.

Отличительной особенностью программы является

«Мягкая игрушка» является развитие у обучающихся творческого и исследовательского характеров, овладение разнообразными способами практических действий. В программе предусмотрено изучение нескольких областей декоративно-прикладного творчества и формирование универсальных учебных действий на занятиях, которые отвечают новым социальным запросам. Программа состоит из определенного количества тем, которые составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического материала. Это позволяет детям с разным уровнем подготовки и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать программой объединения. Принцип «от простого к сложному» рассматривается во всех аспектах:

ткани, используемые для изготовления игрушек (ситец, сатин, фланель на начальном этапе; далее трикотаж, более сложный в работе; в завершении – искусственный мех);

навыки кроя и шитья (от простых плоских игрушек, состоящих из двух деталей, до сложных образцов с элементами одежды и изготовления народных традиционных кукол);

преемственность тем (усложнение и закрепление полученных ранее навыков на всех этапах работы);

внешнее оформление работы (от выбора готовой фурнитуры до самостоятельной разработки внешнего вида игрушки).

Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности. Занятия носят комплексный характер, включают в себя теоретическую и практическую подготовку: рассматривание образцов игрушек; беседы педагога с воспитанниками о тканях, их свойствах, процессе кроя, способах соединения деталей; самостоятельная работа детей; консультативная работа педагога в процессе занятия; изготовление игрушек по образцу

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

Практическая значимость программы

Программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на проведение занятий по 2 часа в неделю.

Формы работы: беседа, коллективная работа, индивидуально – практическая, консультация.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);

поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в беседах, диспутах);

игровой (разнообразные формы игрового моделирования);

сюжетно-игровой.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Процесс освоения программы включает следующие этапы:

Сроки реализации программы

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мягкая игрушка» - 1 год (68ч.).

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы: 7-10 лет. Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.

Наполняемость группы составляет 8-10 человек.

Цель:

Овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению мягкой игрушки через активизацию познавательной деятельности и творческих способностей, умение работать в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

Основные педагогические принципы: любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития; индивидуальный личностный подход к каждому; создание ситуации успеха для каждого ребенка; обеспечение условий способствующих самореализации, саморазвитию, самоопределению, адекватной самооценке личности.

Ожидаемые результаты освоения программы

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Обучающиеся должны знать

Должны уметь

Программа предусматривает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Метапредметные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Предметные:

Познавательные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Коммуникативные

Обучающиеся получат возможность научиться:

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Формы подведения итогов реализации программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

1. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки: однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей, портфолио ученика.

2. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фотографии продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Введение

6

3

3

Традиционная мягкая игрушка. Сувенирные человечки.

9

2

7

Комбинированные игрушки

4

1

3

Техника работы «Петельный шов»

8

2

6

Проволочный каркас.

9

3

6

Проектирование авторской игрушки

4

1

3

Аксессуары на заварной чайник

12

3

9

Проектирование авторской игрушки

9

4

5

Текстильные цветы

6

1

5

10.

Подведение итогов года. Выставка работ.

1

1

1

Итого:

68

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

6

Вводное занятие.

1

1

Основные приемы работы с тканью.

0.5

0.5

Ручные швы

3.5

0.5

3

Материаловедение.

1

1

Раздел 2. Традиционная мягкая игрушка. Сувенирные человечки.

9

Сувенирные человечки. «Гном»

4

1

3

Сувенирный человечек «Старушка»

5

1

4

Раздел 3. Комбинированные игрушки

4

1.

Плоские комбинированные игрушки. Изделие: «Зайчик»

4

1

3

Раздел 4. Техника работы «Петельный шов»

8

1.

Игрушка по выбору

4

1

3

2.

Авторская игрушка

4

1

3

Раздел 5. Проволочный каркас

9

1.

Мягкая игрушка с проволочным каркасом

1

1

2.

Изделие: «Львенок»

4

1

3

3.

Изделие: «Медвежонок».

4

1

3

Раздел 6. Проектирование авторской игрушки

4

1.

Авторская игрушка. Игрушка по выбору.

4

1

3

Раздел 7. Аксессуары на заварной чайник

12

1.

Выполнение грелки на заварной чайник в виде мягкой игрушки

2.

Изделие «Бурёнка»

4

1

3

3.

Изделие «Курочка»

4

1

3

4.

Изделие «Мамонтёнок»

4

1

3

Раздел 8. Проектирование авторской игрушки

9

1.

Игрушка по выбору

2

2.

Изделие: «Собачка Бим»

4

1

3

3.

Изделие: «Жирафа»

3

1

2

Раздел 9. Текстильные цветы

6

1

5

1.

Изделие: «Ромашка№1»

3

1

2

2.

Изделие: «Ромашка»

3

3

Раздел 10. Подведение итогов года. Выставка работ

1

ИТОГО

68

Содержание программы

Раздел 1.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство преподавателя с обучающимися. Рассказ о плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с тканью.

Теория: ТБ при работе с колющими и режущими предметами.

Основы безопасного труда на занятиях. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем, мехом. Материалы, инструменты для изготовления мягкой игрушки: кожа , ткань, шнур, нитки, ножницы, иголки, мел, клей ПВА.

Презентация «История игрушки».

Тема 3. Ручные швы

Теория:Ознакомить с простейшими ручными швами и строчками, правильной организацией рабочего места для ручных работ, правилами безопасного труда, санитарно-гигиеническими требованиями;

научить выполнять ручные швы, использовать их для отделки швейных

изделий .Шов «вперёд иголку» . Шов строчка, «назад иголку» «через край» «Петельный шов». «Потайной шов».

Практическая работа: Освоение ручных швов ( «вперед иголку», «назад иголку», «петельный шов», « через край», и др.)

Тема 4. Материаловедение.

Теория: Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработки различных поверхностей тканей.

Практическая работа: Шов «вперёд иголку» или смёточный. Шов строчка, «назад иголку» «через край» «Петельный» шов. «Потайной» шов.

Раздел 2. Традиционная мягкая игрушка. Сувенирные человечки.

Тема 1. Традиционная мягкая игрушка.

Теория: Беседа о разновидности сувениров.

Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.

Практическая работа: Зарисовка сувенирных человечков, самостоятельное выполнение зарисовки «Гнома», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.

Тема 2. Сувенирные человечки. «Гном»

Теория: Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.

Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных
видов игрушек.Разработка мозаики костюма. Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление

Тема 3. Сувенирный человечек «Старушка» Теория: Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.

Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных
видов игрушек. Разработка мозаики костюма. Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.

Раздел 3. Комбинированные игрушки.

Тема 1. Плоские комбинированные игрушки.

Изделие: «Зайчик».

Теория: Беседа об анималистической игрушке. Объемные игрушки. Скульптура, графика, живопись при создании анималистических игрушек. Способы раскроя и выполнения игрушки.

Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Раздел 4. Техника работы «Петельный шов»

Тема 1. Игрушка по выбору.

Теория: Новогодние сувениры.

Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карте. «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Тема 2. Авторская игрушка.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение объемной игрушки.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Раздел 5. Проволочный каркас.

Тема 1: Мягкая игрушка с проволочным каркасом

Теория:. Инструктаж ТБ. Общие сведения об особенностях и разновидностях каркасных игрушек. Разновидности каркаса и правила его построения.

Практическая работа: Техника изготовления каркаса из проволоки.

Изготовление выкроек каркасной игрушки ( львёнка, медвежонка и

т.д.)

Тема 2: Изделие: «Львенок»

Теория: История появления и развития игрушек. Роль игрушек в жизни человека. Просмотр образцов львят из драпа и ситца. Изучение особенностей изготовления плоских игрушек из драпа, ситца. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом.

Практическая работа: Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме. Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц или бусинок. Пришить мордочку в виде восьмёрки. Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами. Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

Тема 3: Изделие: «Медвежонок».

Теория: Просмотр образца медвежат , выполненной в технике «тряпичных шариков». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение . Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом. Закрепление правил раскроя ткани – трикотаж ,мех.

Практическая работа: Подобрать соответствующую ткань. Раскроить детали тела и головы из ткани. Собрать детали туловища, ног и рук швом «вперёд иголку» по кругу. Соединить детали между собой швом «через край». Выполнить глаза, рот из пуговиц. Проанализировать деятельность на занятии.

Раздел 6. Проектирование авторской игрушки.

Тема 1: Авторская игрушка. Игрушка по выбору.

Теория: Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.

Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Раздел 7. Аксессуары на заварной чайник.

Тема 1: Выполнение грелки на заварной чайник в виде мягкой игрушки.

Теория:. Знакомство с разновидностями аксессуаров на заварной чайник, особенностями их строения и разнообразие . Продолжение знакомства с лоскутной пластикой. Просмотр образцов, составление эскизов игрушек.

Практическая работа: Подобрать ткани. Раскроить детали из ткани (драпа и ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Изготовить глаза из кожи, детали из шерстяных ниток.

Тема 2: Изделие «Бурёнка»

Теория: Ознакомление с домашним животным – корова. Сравнение свойств таких тканей, как драп, ситец, трикотаж и мех. Зарисовка эскизов в альбом. Знакомство с одним из этапов выполнения изделия.

Практическая работа: Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Собрать детали туловища швом «петельный». Сшить детали ушей попарно швом «петельный». Изготовление глаз из кожи или фетра, хвоста - приёмом плетения из шерстяных ниток. Выполнить отделку игрушек. Собрать выставку в виде модулей.

Тема 3: Изделие «Курочка»

Теория: Ознакомление с породами курей. Зарисовка эскизов в альбом. Знакомство с одним из этапов выполнения проектов – подбор и анализ информации

Практическая работа: Раскрой деталей туловища, клюва и тапок из меха. Изготовить детали ног приёмом скручивания ниток в витой шнурок, соединения их с деталями тапок. Сшить детали клюва. Соединить все заготовки между собой. Выполнить отделку бантами или галстуками. Проанализировать деятельность на занятии.

Тема 4: Изделие «Мамонтёнок»

Теория: Просмотр образцов мамонтят в лоскутной технике. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом. Продолжение изучения особенностей изготовления плоских игрушек. Подбор тканей с соответствующими физическими свойствами.

Практическая работа: Подобрать ткани. Раскроить детали из ткани (драпа и меха). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Изготовить глаза из кожи, детали бивней из кожи или фуамирана. Выполнить отделку игрушек шерстяными нитками. Проанализировать способы выполнения комбинированных игрушек.

.

Раздел 8. Проектирование авторской игрушки

Тема 1. Игрушка по выбору.

Теория: Знакомства с правилами составления проектов. Выбор темы. Подбор и анализ литературы с помощью педагога.

Тема 2. Изделие: «Собачка Бим»

Теория: Ознакомление с породами собак, внешними особенностями. Продолжение знакомства с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха, имеющими вставки в живот, лоб. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом.

Практическая работа:

Раскроить детали туловища, брюха, ушей и вставок из меха. Вшить детали брюха в туловище, деталь лба в голову. Соединить все заготовки между собой. Выполнить отделку ошейником или бусинками. Глаза и нос выполнить из бусин. Проанализировать деятельность на занятии.

Тема 3. Изделие: «Жираф»

Теория: Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха и ткани. Сравнение свойств таких тканей, как драп, ситец, трикотаж и мех. Зарисовка эскизов в альбом. Знакомство с одним из этапов выполнения проектов – подбор и анализ информации.

Практическая работа: Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме. Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц или бусинок. Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами. Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

Раздел 9. Текстильные цветы.

Тема 1. Изделие: «Ромашка№1»

Теория: Просмотр образцов, составление эскизов текстильных цветов. Изучение особенностей изготовления плоских цветов. Подбор тканей в соответствии с назначением.

Практическая работа: Раскроить детали из однотонного трикотажа. Раскроить детали фетра или драпа. Сшить детали швом «петельный». Выполнить отделку игрушек в соответствии с образом из других тканей, бусин. Проанализировать деятельность на занятии.

Тема 2. Изделие: «Ромашка№2»

Теория :Технология изготовления цветов из трикотажного волокна.

Технология изготовления цветов из фоамирана.

Практическая работа: Ромашка. Раскрой деталей цветка,

обработка деталей цветка, сборка изделия.

Раздел 10. Подведение итогов года. Выставка работ.

Теория: Подготовка и проведение выставки готовых работ.

Практическая работа: Выставка работ.

Участие в школьной выставке творческих работ.

Методическое обеспечение программы

В программе используются следующие методы обучения:

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Система оценки результатов в освоении программы

Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточного мониторинга с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе используются следующие этапы контроля (диагностики)

Этапы диагностики

Форма проведения

Период проведения

1 год обучения

Нулевая (стартовая)

тестирование

сентябрь

Текущая

наблюдение

январь

Итоговая

итоговая выставка работ

в конце обучения по программе

Критерии оценки ЗУН

Балл «5» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебной программы, выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, свободно применяет полученные знания на практике, не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала и творческих работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебной программы, отвечает без особых затруднений на вопросы педагога, умеет применять полученные знания на практике, в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов педагога, в творческих работах делает незначительные ошибки.

Балл «3» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня сложности учебной программы, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов педагога, предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы, допускает ошибки в творческих работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в творческих работах обучающийся допускает грубые ошибки.

Балл «1» ставится, когда обучающийся имеет определенные представления об изученном материале, нет системы в знания, большая часть обязательного уровня программы не изучена, в творческих работах допускает грубые ошибки.

Список литературы

Для педагога:

1. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 год.— М.: Эксмо, 2013.— 144 с.

2. ФГОС 2 поколения основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/55170507/ (25.08.2016)

3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учебник для вузов / В. А. Аверин. – М.: ЭКСМО, 2007. – 210 с.

4. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки - Ярославль: « Академия развития», 1997.

5. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах, М.: Просвещение, 1978.

6. Малотабарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков.- М.: Просвещение.1983.

7. Мителло К. Чудо-аппликация. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия холдинг, 2000.

9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах – М.: Гуманитарий. Издательство центр ВЛАДОС, 2003 – Книга 1: Общие основы. Процесс воспитания – 576с.: ил.

10. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах – М.: Гуманитарий. Издательство центр ВЛАДОС, 2003 – Книга 2: Процесс воспитания – 256с.: ил.

11. Программа Культуры быта – М.: Просвещение, 1986г.

12. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А.Мягкая игрушка. - СПб. Издательский дом «Литера», 2004.

13. Удмуртские народные сказки. Издание 2-е, дополнительное, Ижевск, «Удмуртия», 1976.

Для учащихся:

1. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах, М.: Просвещение, 1978.

2. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки - Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия холдинг, 2000.

4. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А.Мягкая игрушка. - СПб. Издательский дом «Литера», 2004.

Электронные ресурсы, сайты

1. Сообщество педагогов Удмуртской Республики [Электронный ресурс] http://udmteach.ru/about/

2. Образовательная Галактика Intel [Электронный ресурс] <noreply@edugalaxy.intel.ru>

3. Инфоурок [Электронный ресурс] info@infourok.ru

4. Я одаренность[Электронный ресурс] <info@ya-odarennost.ru>

5. Снейл - Педагогу [Электронный ресурс] konk@it-pedagog.ru

Приложения:

Приложения

Приложение №1

Методические рекомендации. Выполнение графических работ.

На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.

Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.

Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей.

Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.

Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным

прибавлением на швы—0,3—0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.

Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.

Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.

Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы

следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Техника безопасности трудa.

На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.

При работе ножницами, иголками, булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы

не уколоться об их острые концы.

-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении
они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в

стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную

подушечку.

-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

-Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной
подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

-Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Приложение №2

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздела.

№ Темы.

Перечень разделов, тем, уроков.

Количество часов

Дата по

плану

Дата по факту

Корректировка

Раздел1

Введение.

1

1

Вводное занятие.

Знакомство преподавателя с обучающимися. Рассказ о плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Правила поведения на занятиях.

1

2

2

Основные приемы работы с тканью.

Материалы, инструменты, приспособления.

Декоративно-прикладное искусство.

0.5

Виды швов.

ТБ. Основные приемы работы с тканью.

0.5

3

Ручные швы.

3

4

5

Пр.р.

Освоение ручных швов ( «вперед иголку», «назад иголку», «петельный шов», « через край», и др.)

3

6

4

Материаловедение

Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработки различных поверхностей тканей.

1

Раздел2

Традиционная мягкая игрушка. Сувенирные человечки.

7

1

Изделие: «Гном».Беседа о разновидности сувениров.

Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.

1

8

9

10

Изделие: «Гномик»

Техника безопасности.

Зарисовка сувенирных человечков, самостоятельное выполнение зарисовки «Гнома», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки

3

11

12

13

14

15

3

Изделие: «Старушка» : Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.

1

Зарисовка мотивов в альбоме различных видов игрушек. Разработка мозаики костюма. Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление

4

Раздел 3.

Комбинированные игрушки.

1

Плоские комбинированные

игрушки.

16

Изделие: «Зайчик». Беседа об анималистической игрушке. Объемные игрушки. Скульптура, графика, живопись при создании анималистических игрушек. Способы раскроя и выполнения игрушки.

1

17

18

19

Раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

3

Раздел 4.

Техника работы. «Петельный шов»

1

Игрушка по выбору.

20

Новогодние сувениры. Беседы о праздниках и подарках,

общие сведения об особенностях и разновидностях объемных игрушек.

1

21

22

23

Изготовления сувениров к новогоднему празднику.

3

24

2

Авторска я игрушка. Самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карте.

1

25

26

27

Проектирование авторской игрушки.

3

Раздел 5.

Проволочный каркас.

1

Мягкая игрушка с проволочным каркасом.

28

Инструктаж ТБ. Общие сведения об особенностях и разновидностях каркасных игрушек. Разновидности каркаса и правила его построения.

0.5

Техника изготовления каркаса из проволоки.

Изготовление выкроек каркасной игрушки ( львёнка, медвежонка и

т.д.)

0.5

2

Изделие: «Львенок».

29

Изделие: «Львенок» .

История появления и развития игрушек. Роль игрушек в жизни человека. Просмотр образцов львят из драпа и ситца. Изучение особенностей изготовления плоских игрушек из драпа, ситца. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом.

1

30

31

32

Изделие: «Львенок». Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме. Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц или бусинок. Пришить мордочку в виде восьмёрки. Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами. Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

3

3

Изделие: «Медвежонок».

.

33

Изделие: «Медвежонок» .

Просмотр образца медвежат , выполненной в технике «тряпичных шариков». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение . Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом. Закрепление правил раскроя ткани – трикотаж ,мех.

1

34

35

36

Изделие: «Медвежонок» .

Подобрать соответствующую ткань. Раскроить детали тела и головы из ткани. Собрать детали туловища, ног и рук швом «вперёд иголку» по кругу. Соединить детали между собой швом «через край». Выполнить глаза, рот из пуговиц. Проанализировать деятельность на занятии.

3

Раздел 6.

Проектирование авторской игрушки.

1

Авторская игрушка. Игрушка по выбору.

37

Игрушка по выбору. Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.

1

38

39

40

Самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

3

Раздел 7.

Аксессуары на заварной чайник.

1

Выполнение грелки на заварной чайник, в виде мягкой игрушки .

41

Знакомство с разновидностями аксессуаров на заварной чайник, особенностями их строения и разнообразие . Продолжение знакомства с лоскутной пластикой. Просмотр образцов, составление эскизов игрушек

1

42

43

44

Изделие «Бурёнка». Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Собрать детали туловища швом «петельный». Сшить детали ушей попарно швом «петельный». Изготовление глаз из кожи или фетра, хвоста - приёмом плетения из шерстяных ниток. Выполнить отделку игрушек. Собрать выставку в виде модулей.

3

45

Изделие: «Курочка» . Ознакомление с породами курей. Зарисовка эскизов в альбом. Знакомство с одним из этапов выполнения проектов – подбор и анализ информации

1

46

47

48

Изделие: «Курочка» Раскрой деталей туловища, клюва и тапок из меха. Изготовить детали ног приёмом скручивания ниток в витой шнурок, соединения их с деталями тапок. Сшить детали клюва. Соединить все заготовки между собой. Выполнить отделку бантами или галстуками. Проанализировать деятельность на занятии.

3

49

Изделие: «Мамонтёнок». Просмотр образцов мамонтят в лоскутной технике. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом. Продолжение изучения особенностей изготовления плоских игрушек. Подбор тканей с соответствующими физическими свойствами.

1

50

51

52

Изделие:« «Мамонтёнок» . Подобрать ткани. Раскроить детали из ткани (драпа и меха). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Изготовить глаза из кожи, детали бивней из кожи или фуамирана. Выполнить отделку игрушек шерстяными нитками. Проанализировать способы выполнения комбинированных игрушек.

3

Раздел 8.

Проектирование авторской игрушки.

1

Игрушка по выбору.

53

54

Знакомства с правилами составления проектов. Выбор темы. Подбор и анализ литературы с помощью педагога

2

2

Изделие: «Собачка Бим».

55

Изделие:«СобачкаБим».Ознакомление с породами собак, внешними особенностями. Продолжение знакомства с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха, имеющими вставки в живот, лоб. Составление эскизов игрушек. Зарисовка игрушек в альбом.

1

56

57

58

Изделие: «СобачкаБим».Раскроить детали туловища, брюха, ушей и вставок из меха. Вшить детали брюха в туловище, деталь лба в голову. Соединить все заготовки между собой. Выполнить отделку ошейником или бусинками. Глаза и нос выполнить из бусин. Проанализировать деятельность на занятии.

3

3

Изделие: «Жираф»

59

Изделие: «Жираф». Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха и ткани. Сравнение свойств таких тканей, как драп, ситец, трикотаж и мех. Зарисовка эскизов в альбом. Знакомство с одним из этапов выполнения проектов – подбор и анализ информации.

1

60

61

Изделие: «Жираф». Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме. Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц или бусинок. Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами. Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

2

Раздел 9.

Текстильные цветы.

1

Изделие: «Ромашка№1»

62

Изделие: «Ромашка№1» Просмотр образцов, составление эскизов текстильных цветов. Изучение особенностей изготовления плоских цветов. Подбор тканей в соответствии с назначением.

1

63

64

Изделие: «Ромашка№1» Раскроить детали из однотонного трикотажа. Раскроить детали фетра или драпа. Сшить детали швом «петельный». Выполнить отделку игрушек в соответствии с образом из других тканей, бусин. Проанализировать деятельность на занятии.

2

65

66

67

2

Изделие: «Ромашка№2»

Технология изготовления цветов из фоамирана. Ромашка. Раскрой деталей цветка, обработка деталей цветка, сборка изделия.

3

68

Модуль 10

Подведение итогов года. Выставка работ.

1

Приложение№ 5 . Основные приемы работы с тканью.

Ручные швы.

Традиционная мягка я игрушка. Сувенирные человечки. «Гном»

Традиционная мягка я игрушка Сувенирные человечки. «Старушка».

Плоские комбинированные игрушки Изделие: «Зайчик»

Новогодние сувениры.

Проектирование авторских игрушек.

Изделие: «Львенок»

Изделие: «Медвежонок».

Проектирование авторской игрушки.

Аксессуары на заварной чайник. Изделие «Бурёнка».

.

Изделие «Мамонтёнок»

«Собачка Бим»

Изделие: «Жираф»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области