Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности взаимодействия тьютора с с семьей одаренного ребенка

В статье рассматривается тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей одаренного ребенка. Данная проблема является актуальной, поскольку современное российское общество нуждается в профессиональных кадрах, успешных, эффективных в своей деятельности гражданах, то есть одаренных в какой-либо области.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Кобзева Наталья Сергеевна

Старший воспитатель

МБОУ «СОШ №106 г.Челябинска» ДО

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА

С СЕМЬЕЙ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Аннотация: В статье рассматривается тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей одаренного ребенка. Данная проблема является актуальной, поскольку современное российское общество нуждается в профессиональных кадрах, успешных, эффективных в своей деятельности гражданах, то есть одаренных в какой-либо области.

Ключевые слова: тьюторство, одаренный ребенок, семья, сопровождение.

Проблема поддержки детской одаренности очень актуальна в нашем современном мире, общество заинтересовано в людях способных продуцировать новые идеи. В педагогической практике существует множество программ, проектов по развитию детской одаренности. В последние годы интерес к проблеме детской одаренности очень сильно возрос, что легко объясняется общественными потребностями. Но не всегда родители относятся ответственно и с пониманием к поддержке и актуализации одаренности своего ребенка.

Разобраться в особенностях детской одаренности возможно при условии использования тех знаний, которые были накоплены исследователями за долгое время. Платон, Ф. Гальтон, Дж. Локк, К.А. Гельвеций, явились первыми основателями теории одаренности, Л. Термен, Л. Холлингоуорт, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Б. М. Теплов, С.Л. Рубенштейн работали над вопросом одаренности, разрабатывая методологические и теоретические основы данного феномена. Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли такие ученые, как И.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Т.О. Гордеева.

Если рассматривать педагогическую поддержку, то необходимо опираться на концепции О.С. Газмана. Одаренным человеком принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Некоторые специалисты в области психологии и педагогики одаренность называют генетически обусловленным компонентом 3 способностей. И эта генетическая предрасположенность ребенка в значительной мере будет определять результат и темп развития одаренности. На развитие одаренности, кроме генетической предрасположенности, влияет воспитание и окружающая среда. Воспитание и среда либо помогут раскрыться таланту, либо будут подавлять его, подобно ювелиру, который может превратить природный алмаз в необыкновенный бриллиант. Таким образом, умелое педагогическое сопровождение и благоприятная окружающая среда способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. И это очевидно, хотя многие отрицают это и поддерживают идеи о том, что все дети одаренные, но не всегда эта одаренность поддерживается и раскрывается взрослыми ("нет плохих учеников, есть плохие учителя..."). Процесс взаимодействия с одаренным ребенком никогда не должен прекращаться. Этот процесс требует от педагогов, как личностного роста, так и постоянно повышающихся знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями и администрацией и обязательно с родителями.

Также хочется отметить, для поддержки детской одаренности нужно не только работать с детьми, но и с их родителями. Над проблемой поддержки семейного воспитания работали О.С. Бажанова, Н.В. Голубцова, А.И. Добрулова, Н.Н. Дружиннина, Е.С. Евдокимова, В.В. Коробкова, Ю.И. Якина, Л.А. Метлякова, И.А. Писаренко, Г.А. Сабитова. Способности одаренного ребенка необходимо вовремя выявлять, постоянно развивать, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, совместную деятельность с родителями.

Современная наука и современное образование считают более приоритетным и значимым воспитание в условиях взаимодействия школы и семьи. Детский возраст является таким периодом в жизни ребенка, когда семья во многом определяет его развитие. Но, как показывают исследования, существует определенное противоречие: на детей родители оказывают большое влияние, в то время, как на ребенка огромную значимость оказывает образовательное учреждение, и родители начинают в меньшей степени чувствовать ответственность за развитие своего ребенка, что отрицательно сказывается на поддержке детской одаренности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

1)Художественная одаренность.

2)Общая интеллектуальная одаренность.

3)Творческая одаренность

4)Социальная одаренность.

перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Определение стратегий работы с одарёнными и талантливыми детьми на уровне региональной образовательной системы предполагает определиться с основными научными взглядами, идеями, которые позволят сформировать концептуальную теоретическую модель, в рамках которой возможно решение системы управленческих и педагогических задач в работе с этой особой категорией обучающихся.

С точки зрения теории сущность определения этих понятий кроется в изучении природы способностей человека. В.Д. Шадриков [5, С. 25], анализируя различные научные точки зрения, способности определяет «как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности».

Рабочая концепция одарённости, созданная по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети» группой авторов (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич и др.) (1998 и 2003 годы), отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и формирует единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности. Она характеризует одарённость как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4, c.1].

Изначально феномен одарённости рассматривался как нечто такое, что дано человеку свыше, некий «дар», что и определило смысловую нагрузку данного термина.

Сегодня в науке принято рассматривать одарённость как явление динамическое, как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов. Так, К.К. Платонов утверждает, что одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. В Рабочей концепции одарённости отмечается взаимосвязь наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом отмечается «особое значение собственной активности ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования» [4, с. 10].

Основной ресурс решения проблемы может быть обозначен через понятие «сопровождение». Сопровождение, согласно трактовке словаря Ожегова С.И., рассматривается как «следовать рядом, вместе с кем – н., ведя куда – н., или идя за кем-н.».

Сопровождение – очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. Н. Михайлова, Ю. П. Федорова, С. М. Юсфин и др.): психологическое, психолого-педагогическое, медико-социальное, педагогическое.

В научной педагогической литературе термин «сопровождение» обозначает новую отрасль теоретического знания и практической деятельности, возникновение которой обусловлено необходимостью решения возникающих проблемных ситуаций на основе способности субъекта (личности или же организации) превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

В данном случае под сопровождением, на что указывает в своей статье Е.И. Казакова понимается специальный вид помощи субъекту вне зависимости от того, кто им является: отдельный человек или целая образовательная система в решении вопросов предупреждения и преодоления проблем его развития. При этом особенно важным становится обеспечение направленности помощи на раскрытие внутреннего потенциала системы (человека), активизации ее (его) внутренних ресурсов по решению проблем согласно логике системно – ориентационного подхода, раскрытого А.П. Тряпицыной и Е.И. Казаковой [3, С.68 - 76]. В этом случае оказание помощи человеку в решении его проблем возможно за счёт преобразования ориентационного поля его развития, что может быть связано с появлением у него чувства социальной защищённости, компетентности, получения опыта решения возникающих проблем.

Движущей силой процесса сопровождения выступает противоречие между наличием у субъекта проблемы и его способностью к её разрешению. При этом возможность субъект – субъектного взаимодействия определяет осознание субъектом своей неспособности самостоятельного решения возникшей проблемы, и желание получить помощь у того, кто обладает определённым ресурсом для её решения.

Идея сопровождения одарённого ребёнка, решаемая в контексте региональной или же муниципальной образовательной системы, может быть осуществлена с использованием механизмов организации как системно – ориентированного, так и индивидуально – ориентированного сопровождения, если следовать классификации, предложенной Е.И. Казаковой. Смысл индивидуально – ориентированного сопровождения раскрывает решение конкретных проблем конкретной личности (одарённого ребёнка) или же организации, работающей с одарёнными детьми. Системно – ориентированное сопровождение направлено на предупреждение возникновения проблем или их решения, характерных для большой группы людей или систем.

При построении моделей индивидуально – ориентированного психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка необходимо будет учитывать его комплексный характер. Этот вид сопровождения одновременно может осуществляться во временной, пространственной и институциональной формах и представлен посредством системно - структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).

Специфика действий сопровождающего (организации или же педагога) может быть связана с определенным видом сопровождения, в качестве которых рассматриваются: предупреждение возникновения проблемы, обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации, оказание экстренной помощи в кризисной ситуации.

Важно предусмотреть построение системы индивидуально ориентированного сопровождения одарённого ребёнка, что предполагает, если следовать точке зрения Александровой Е. А., «комплекс профессиональных деятельностей субъектов образовательной системы, направленных на выявление индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся и построения на их основе индивидуальной образовательной стратегии» [1].

Индивидуальная стратегия непосредственно реализуется в форме индивидуального образовательного маршрута и траектории одарённого ребёнка. Идея индивидуализации образовательного процесса в настоящее время является ведущей в условиях реализации новых стандартов общего образования. Сопровождение одарённых детей немыслимо без её реализации.

В работах С.В. Воробьевой [2], А.П. Тряпицыной [3], О.Б. Даутовой и др. индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Выстраивание сопровождения потребует от педагогов и обучающихся, а также их родителей предусмотреть не только наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), но и разработать способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

В процессе реализации образовательных маршрутов и траекторий одарённых детей велико значение педагогической поддержки. Её сущность, с точки зрения Александровой Е.А., в «педагогической деятельности, направленной на совместное с учеником, коллегой, родителями создание условий для понимания обучающимся индивидуальных и социальных смыслов жизнедеятельности, процесса разработки и прогнозирования результатов индивидуальной стратегии поведения и учения, её реализации, преодоления обучающимся личностно значимых проблем»[1].

Современные концепции отмечают, что при сопровождении одаренного ребенка нельзя не учитывать, что в этом возрасте большое влияние на жизнь и интересы ребёнка оказывают его родители, принимают за него ответственные решения. Таким образом, родители вместе с детьми становятся субъектами сопровождения развития одарённости. И необходимо тьютору взаимодействовать с семьей при сопровождении одаренных детей младшего возраста.

В развитии одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость. Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему реализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребёнка. Как пишет великий русский педагог В Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». Родители обязаны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, привычку опираться на собственные силы.

Работа с родителями одаренных детей должна осуществляться в трех направлениях:

1. тьюторское сопровождение семьи способного ребенка;

2. информационная среда для родителей;

3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

Цель работы тьютора с родителями талантливых детей – помощь родителям в эффективном взаимодействии с их ребенком. Работа направлена на:

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в образовательном учреждении, но и дома. В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый.

Эффективность воспитания одаренного ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья.

Цель работы тьютора с родителями талантливых детей – помощь родителям в эффективном взаимодействии с их ребенком. Данная работа направлена на:

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

Таким образом, главная цель помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего –ребенок.

Значимость развития детской одаренности, в том числе в семье, подчеркивается в нормативно-правовой базе Российской Федерации, современной психолого-педагогической литературе. В статье были проанализированы подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме детской одаренности, обобщены и систематизированы условия ее развития.

Благодаря работе тьютора с семьей всегда отмечается развитие личностных качеств родителя, рост осознания его взаимоотношений с ребенком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.– 336 с.

2. Воробьёва, С. В. Дифференциация образовательных программ в образовательном учреждении. – СПб.: РГПУ, 1999.

3. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.1/под ред. А,П. Тряпицыной.- СПБ.: Изд-во «ЮИПК», 1998.

4. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский и др,. – 2 изд., расш. и перераб. – М., 2003. -34с.

5. Шадриков, В.Д. Способности человека/ В сб.: Основные современные концепции творчества и одарённости. – М.: Молодая гвардия, 1997. С. 24 –

ФЦП «Одаренные дети»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области