Участие родителей детей раннего возраста в образовательной деятельности (из опыта работы).
Подготовила: Воспитатель
Тюнякина Г.Н. МАДОУ № 60
Не секрет, что в нашем современном мире в воспитании детей педагоги дошкольных учреждений не могут обходиться без взаимодействия с родителями воспитанников. Однако, родители не всегда обладают достаточными компетентностям в вопросах образования и развития своего ребенка, хотя именно они являются главными воспитателями и имеют гораздо больше возможностей для воздействия на формирование личности малыша. Поэтому основной задачей по требованиям ФГОС дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей». Наиболее эффективным способом решения этой задачи является привлечение родителей в совместные образовательные проекты. Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Основой для образовательных проектов в работе с детьми и родителями 2-й группы раннего возраста и 1-й младшей является комплексно- тематический принцип организации образовательного процесса. Темы, разработанные мной соответствуют возрастным возможностям детей, их интересам. В течении двух лет выбранная тема ОД может повторятся, но с усложнением. Например – в первый год: «Домашние животные», «Что такое звук?», «Водичка». А во второй год «Домашние животные и их детеныши», «Звуки живые и не живые», «Такая разная вода». Но не все темы подразумевают участие родителей.
Как же вовлечь родителей каждого ребенка группы в работу по определенной теме, чтобы максимально помочь малышу, стимулируя его к деятельности?
Всем известно, что в раннем возрасте присутствие родителей в группе вызовет плач и слезы малышей. В присутствии родителей дети замыкаются и «не отходят от мамы».
Подход, который я предлагаю, может решить данную проблему, без присутствия родителей в группе, он направлен на совместную подготовку материалов к проекту.
Предлагаемый мною подход по работе с родителями можно разделить на несколько этапов.
- Подготовительный этап. Подготовительным этапом служит родительское собрание, где я нацеливаю родителей на предстоящую работу по теме. Рассказываю, что малыши будут узнавать, с чем знакомиться и, что для этого нужно будет сделать родителям. Обговариваю, что на страничке в соц. Сети, которую мы с вами заведем, я буду размещать объявления о предстоящей теме недели и их деятельности по ней. Для наглядности я демонстрирую работы родителей по теме, сделанные предыдущей группой выпускников.
-Первый этап.
• Я подбираю тему, например : «Кто сказал МЯУ?»,
«Как у нас в лесочке выросли грибочки» и готовлю образец примерного раздаточного материала - заготовки - это изображение котенка, щенка, гриба, рыбки и т.д., нарисованное или вырезанное из бумаги и приклеенное на лист формата А4.
• Далее размещаю на групповой страничке в социальной сети информацию для родителей, о предстоящей теме недели и примерный раздаточный материал - образец заготовки, предлагаю его сделать родителям дома и принести в понедельник в д/с.
ПРИМЕР ТЕКСТА ОБЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ ВК
Уважаемые родители! С понедельника тема нашей работы
" А у нас в лесочке выросли грибочки ". Задачи:
познакомить детей со строением гриб; какие условия нужны для их роста; о пользе и вреде грибов...
Что мы с малышами будем делать по этой теме: рассматривать иллюстрации, читать стихи, лепить, рисовать, делать аппликацию, проводить экскурсию по экологической тропе на грибную поляну...
Для ОД нам потребуется раздаточный материал: Нарисуйте, пожалуйста, с детьми несколько любых деревьев (это будет лес). Принесите, пожалуйста, несколько нарисованных цветных грибочков (3-4). Контур большого гриба мухомора, не нужно раскрашивать, это будут выполнять дети.
И предлагаю родителям примерный образец.
ВТОРОИ ЭТАП
Вторым этапом работы является изготовление родителями ранее указанного образца заготовки. Во время работы родитель озвучивает своему малышу, что он делает: «Я рисую киску. Она ласковая, добрая и пушистая. Смотри, у неё есть лапки, хвостик, усики» и т.д.
При этом, делая акцент на том, что малыши в детском саду продолжат его работу. «Мне будет очень приятно увидеть результат твоего старания и нашу совместную картину».
ТРЕТИИ ЭТАП
Принесенные родителями образцы заготовок размещаются в приемной группы на отведенной стене, расположенной на уровне глаз детей.
Выходя в приемную, дети в очередной раз видят, сделанные родителями заготовки, обговаривают их, указывая на свою работу. Во время утреннего круга я мотивирую детей на тему недели, приношу игрушку котенка, рассматриваем его, вспоминаем повадки животного, говорим, что любит котенок, просматриваем компьютерную презентацию по теме, либо мультфильм, читаем небольшие стихи, и т.п.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Четвертым этапом служит ОД, во время которой малыши работают с заготовками родителей. Как правило, это проходит в середине недели. Здесь я предлагаю детям выбрать «своих котят» и нарисовать для них клубочки. Материал для рисования дети выбирают сами. Готовые работы дети выносят в приемную и размещают на стене «Наше творчество».
Вечером родители с ребёнком рассматривают работы, обсуждают их, выражают свою гордость за малыша, делая акцент на совместный результат их действий.
Заключительный этап
На заключительном этапе, я размещаю на страничке социальной сети фотоотчет по теме недели, где родители еще раз смогут увидеть ход работы, участие их детей в художественной деятельности.
Вот в этом, на мой взгляд и заключается привлечение родителей в образовательную деятельность и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Данный опыт успешно применяю более трех лет и он апробируется во всех группах раннего возраста нашего детского сада. По всем подходящим темам сделана подборка образцов, которая активно используется в работе педагогами нашего учреждения.
Используя данный подход, активность родителей в образовательной деятельности к выпуску детей из ясельных групп настолько высока, что они сами проявляют инициативу и интересуются будущей темой проекта.