Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Психолого-педагогическая профилактика кибераддикций у подростков через диалоговые способы работы»

В статье представлены исследования кибераддикций у подростков и профилактическая работа. Презентация программы профилактики "ВНЕ ИГРЫ"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Психолого-педагогическая профилактика кибераддикций у подростков через диалоговые способы работы»

Малышева Татьяна Викторовна,

педагог-психолог

КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина»

Период активных межличностных контактов, накопления коммуникативного опыта личности происходит в подростковом возрасте. Безусловно, человек обладает различными механизмами социализации, но применительно к этому периоду, одним из самых устойчивых и эффективных факторов является сфера общения. Личное взаимодействие подростка со сверстниками способствует его успешной адаптации и выстраиванию позитивной жизненной стратегии. Дети, воспитывающиеся в институциональных учреждениях, как правило, в большей мере испытывают сложности в социализации, связанные с нехваткой общения и межличностной близости.

Анализируя личный опыт работы в детском доме, я могу отметить некоторые особенности общения этой возрастной группы:

- во-первых, воспитанники не владеют навыками общения в полной мере, имеют узкий словарный запас и кругозор;

- во-вторых, испытывают трудности при открытом диалоге, боятся высказывать своё мнение, зачастую не смотрят в глаза собеседнику;

- в-третьих, не проявляют инициативы в разговоре, в группе больше стараются молчать.

Более того, в современном мире, в котором растут дети, социальное взаимодействие сводится к звонкам в мессенджерах и смайлах в сообщениях, заменяя подросткам личные контакты, домашнее задание в школе так же подразумевает деятельность в интернете и другие варианты работы в цифровом формате.

В связи с дефицитом межличностного взаимодействия мною была проведена работа по созданию таких условий, которые бы способствовали развитию диалогического общения у воспитанников подросткового возраста в детском доме и профилактике интернет-зависимости, как фактора, препятствующего развитию личности подростка.

Стоит отметить, что уклад Канского детского дома предполагает правила и договоренности с детьми в контексте работы с интернет-ресурсами. Это и система фильтрации, установленная на всех ПК учреждения, которыми пользуются дети, заключение договоров с вновь прибывшими воспитанниками о правилах проживания в учреждении, в которых включена информация о времени пользования телефоном, компьютерами. Также наши ребята регулярно проходят онлайн-обучение по направлению «Информационная безопасность» и получают сертификаты.

В процессе работы над данной темой, было проведено исследование на наличие интернет-зависимости у подростков Канского детского дома с помощью трех методик:

- Опросник К.Янг. Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг. Включает в себя 40 вопросов.

- Опросник «Симптомы компьютерной зависимости». Данная анкета предназначена для идентификации компьютерной игровой зависимости. Опросник содержит 8 вопросов.

- Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков). Тест содержит 20 вопросов. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

Ниже представлены результаты, которые показали, что явной компьютерной зависимости у наших детей нет, но есть подростки с достаточно высоким уровнем склонности к кибераддикции.

В ситуации эмоциональной и социальной депривации, воспитанники детского дома составляют «группу риска» по кибераддикциям, у которой, как и у алкогольной и наркотической зависимостей, одни и те же причины: если говорить кратко, то это некая неполнота собственной жизни, в какой-то мере ребенку не хватает ярких впечатлений и простора для реализации своих потребностей.

Диагностическое обследование по теме также показало, что в основном подростки играют в игры и проводят время в интернете для выплескивания эмоций, либо используют интернет как средство компенсации неудовлетворенных потребностей личности, например, в общении. При этом, что личное взаимодействие не стимулируется и лишь заменяется виртуальным.

Поэтому была выявлена необходимость превентивных мер по профилактике кибераддикций, через формирование диалогической культуры.

Кибераддикция – это вредоносная зависимость от виртуального пространства. К слову, термин относится не только к играм, но и ко всему интернету вообще. Аддикция плохо влияет и на когнитивные функции. Снижается способность к концентрации внимания, становится сложно запоминать и усваивать новую информацию — все мысли сосредоточены исключительно на виртуальной жизни.

Мною была разработана программа встреч под названием «ВНЕ ИГРЫ», которая рассчитана на подростков и реализуется непосредственно на базе разновозрастного сообщества Канского детского дома. Программа охватывает весь учебный год, поэтому встречи включены в индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанников.

Цель программы: профилактика кибераддикций и формирование диалогической культуры у подростков детского дома.

На основе результатов первичного исследования сформулированы задачи программы:

1.Ознакомить с видами кибераддикций

2.Научить конструктивным методам ведения диалога

3.Расширить словарный запас подростков

4.Научить правильно формулировать и задавать вопросы

5. Освоить технику дискутирования

Методологической основой программы являются теоретические положения и практические разработки следующих авторов: Рязанова Д.В., Фопель К., Макартычева Г.И., Юдина, И.Г., А.А. Закаблукова, Т.А. Смирнова, Л.П. Капустина, М.А. Чуйкова.

Программа включает в себя 16 встреч, продолжительность которых варьируется от 20 до 40 минут. Интенсивность занятий – 1-2 раза в месяц. В программе используется преимущественно групповая работа, индивидуальная работа включает в себя домашние задания.

Программа «ВНЕ ИГРЫ» ориентирована на формирование диалогической культуры подростков – проявление инициативы к личному общению, средств самопознания участников; на увеличение представлений о личной значимости, на формирование мотивов межличностных взаимоотношений, уверенности в собственных силах, а кроме того возможности наиболее благополучно осуществлять себя в действии. Подростковый возраст считается подходящим этапом для такого рода деятельности, т.к. мотивационно – смысловая система еще не развита и раскрыта положительным переменам.

В основу программы положены различные сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки, упражнения на поддержание темы разговора, тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, на формирование адекватной самооценки и развития навыков рефлексии, на повышение групповой сплоченности группы и на формирование осознанного отношения к техническим ресурсам, а также на снижение агрессивных состояний и повышения навыков выражения эмоций.

Программа «ВНЕ ИГРЫ» в начале реализации, но уже первые занятия показали, что подросткам сложно высказывать свое мнение, они стесняются, не хотят вербализировать свои чувства, не умеют задавать вопросы, слушать и слышать, поэтому я включила в программу упражнения, приемы мозгового штурма, ролевые игры, дискуссии, просмотр и анализ видеороликов, где главным способом взаимодействия является личное общение. Как показала практика, наиболее эффективными оказались метод переубеждения (детям предоставляются убедительные аргументы, дети вовлекаются в критический анализ своих поступков); метод переключения (детей и подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью, творчеством и т.д.). Кроме данной тренинговой программы, была проведена демонстрация видеороликов: «Стереотипы дворового футбола», «Кибераддикция».

С педагогами мною была организована просветительская работа по темам: «Психологические особенности подросткового возраста и проявления кибераддикций», «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка», «Умение вести диалог и монолог», дискуссия по ролику «Кибераддикция» (ссылка на ролик есть в программе), обсуждение вопросов, затронутых в нем.

Для определения эффективности программы я провела повторное исследование с использованием того же психодиагностического инструментария, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты представлены ниже в следующей диаграмме

Как мы можем видеть на диаграмме, показатели немного изменились. Ребята получили большое количество личностного общения, узнали себя и других, поэтому показатели по критерию компенсации неудовлетворенных потребностей снизились и, стоит отметить, что воспитанники проявили активность на встречах и заинтересованность. Групповая работа приносила им удовольствие и положительные эмоции. В каждом тренинговом задании ребята проявляли инициативу, проводили работу над собой, проявляли творческие способности при выполнении домашних заданий, открывались с новых сторон и для себя, и для других. Подростки в процессе встреч учились общаться, глядя в глаза друг другу, без интернета и смайликов, выполняли упражнения на тактильное взаимодействие.

На данном этапе это не высокие проценты снижения, порядка 3-5%, но тем не менее мы понимаем, что проведенная работа была эффективной и может продолжать реализовываться.

Ниже вы видите некоторые высказывания ребят, посещавших встречи в рамках программы:

«Мы так привыкли к телефонам, что друг на друга и в лица вообще не смотрим. Интересно наблюдать за другими и разговаривать». Максим К.

«Было интересно упражнение про карандаши. Тяжело приводить факты, что они тебе нужны. И сложно договариваться.» Вика Н.

«С друзьями тоже интересно. Я всегда думал, что со мной никому будет не интересно разговаривать, а оказывается наоборот.» Сергей К.

Таким образом, в современных условиях жизни необходимо проводить работу по профилактике кибераддикций, и особое внимание стоит уделять формированию диалогической культуры подростков. Во время реализации программы «ВНЕ ИГРЫ» мною были отмечены положительные изменения в поведении подростков, посещавших встречи. Так, ребята могли вместо телефона взять книгу или проявить инициативу к разговору, в диалоге быстрее наладить визуальный контакт, увеличили словарный запас, что способствует конструктивному взаимодействию со сверстниками и окружающими. Что немаловажно, подростки стали проявлять интерес к другим сферам жизни, кроме интернета, задают вопросы о взамоотношениях, о выборе будущей профессии и это позволяет сделать вывод об эффективности программы и необходимости её дальнейшей реализации.

Список литературы

https://семья48.рф/2020/04/24/kiberaddikcziya-chto-eto-takoe-po-kakim-prichinam-voznikaet-i-kak-s-nej-spravitsya/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области