Конспект урока русского языка во 2 классе
по теме: «Предложение. Знаки препинания в конце предложения».
УМК Школа России (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский зык. 2 класс).
Учитель начальных классов: Костенкова Эльза Жановна.
Цели:
- развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи: употребление заглавной буквы в начале предложения; точки, вопросительного и восклицательного знаков – в конце.
Задачи:
Предметные – повторить и закрепить изученные понятия; учить употреблять нужные знаки препинания в конце предложения; учить придавать тексту эмоциональную окраску.
Регулятивные – развивать организационные умения, волевую саморегуляцию.
Коммуникативные – развивать умение выражать свои мысли посредством участия в учебном диалоге.
Познавательные – развивать умение структурировать полученные знания и оценивать их.
Логические – развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализировать, синтезировать.
Личностные – мотивирование к учению; принятие образа хорошего ученика; формирование представлений о здоровьесберегающем поведении.
Воспитательные – воспитывать самостоятельность, активность, самооценку и культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, писать по памяти предложения, видеть орфограммы в словах; оценивать свою работу на уроке.
Оборудование: мел, доска, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока:
Цель: эмоциональный настрой на урок.
-Доброе утро, ребята! Давайте начнём наш урок с улыбок, которые мы подарим друг другу. И я желаю вам сохранить это хорошее настроения до самого конца урока. А на уроке сегодня мы будем смотреть, слушать, наблюдать и исследовать, сравнивать и доказывать.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Итак, друзья, в путь!
Давайте вместе вспомним то, что проходили на последних уроках.
-Что такое текст? (Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений).
- Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте).
-Что такое главная мысль текста? (Главная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор).
Орфографическая минутка.
Давайте, ребята, откроем тетради, запишем сегодняшнее число.
При написании мы обращаем внимание на опасные места. Подскажите мне, где они?
- Посмотрите на слайд.
Дв__ры, кр __ты, м__сты, д__жди.
-Догадайтесь какую букву мы будем писать на минутке чистописания сегодня?
-Буква Оо. Так как во всех словах пропущена буква «о». Почему? Каким правилом мы пользовались, чтобы это проверить? (Мы проверяли безударную гласную букву в корне. Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно поставь под ударение).
-Кто сможет доказать, что мы не ошиблись и подберет проверочные слова?
(Дворы – двор, кроты – крот, мосты – мост, дожди - дождь).
Словарная работа.
С новой строчки через запятую, запишите ответы на мои вопросы.
- Как одним словом можно назвать слова. Которые вы записали? (Словарные).
Седьмое слово запишите сами, составив его из первых букв этих слов. Какое это слово? (Родина)
-Это слово тоже словарное и его написание надо запомнить!
Посмотрите на слайд и проверьте себя. Поставьте себе карандашом оценку.
(Работа, октябрь, дежурный, иней, ноябрь, алфавит, Родина.)
-Прочитайте стихотворение.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот...
– С какой буквы в этом стихотворении написано слово Родина? (С заглавной буквы Р).
– Запомните, ребята, если слово имеет значение «вся наша страна», пишем с большой буквы, это имя собственное. Если употребляется в значении «моя малая родина», пишем с маленькой буквы.
-Составьте предложение со словом Родина (устно).
(Моя Родина – страна Россия. Моя малая родина – город Белорецк.)
Работа с учебником.
Откройте, ребята, учебник на стр.24, выполним упр.20.
Прочитаем группы слов и подумаем какая группа слов является предложением и почему?
– Что записано в первой строке? (Слова)
– Почему вы так считаете? (Написаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
– На второй строке записано без запятых, с большой буквы в начале и с точкою в конце. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не выражают законченную мысль.)
– Что можно сказать о словах на третьей строчке? (Это предложение)
– Докажите. (С большой буквы, все слова связаны между собой по смыслу, в конце стоит точка).
– Как вы понимаете смысл этого предложения? (У каждого человека есть место, где он родился).
- Спишите это предложение в тетрадь.
- А на следующей строке составьте и запишите свое предложение, которое будет начинаться со слов:
Моя малая родина - ….
Вспомните, как на письме оформляется предложение? (Большая буква в начале предложения, в
конце ставим точку или другие знаки: восклицательный, вопросительный). Для чего это нужно? (Для того, чтобы читать предложение с правильной интонацией).
- Запишем под диктовку предложение. (Один ученик работает у доски.)
Школьники пришли в парк.
- А теперь прочитайте предложения со слайда. Чего здесь не хватает? (Знаков в конце предложения).
- Давайте прочитаем их и подумаем, какие знаки выберем для этих предложений?
Мы пришли в осенний парк
А вам нравится осенний парк
Как красив наряд у деревьев
– О чём говорится в первом предложении? Какой знак поставим?
Работа по учебнику: на стр. 25 упр. 22 найдите подтверждение тому. Что вы сделали правильный выбор.
(Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце ставится точка).
– С какой интонацией надо прочитать второе предложение? Какой знак поставим?
Найдите подтверждение в упр. 22 (Если предложение содержит вопрос, то в конце ставится вопросительный знак).
– Как прочитаем третье предложение? Какой знак поставим?
Подтвердите высказыванием из упр. 22 (Если предложение произносится с сильным чувством (радость, огорчение, призыв), то ставится восклицательный знак.)
Молодцы!
Сделаем вывод: какую работу выполняет каждый знак препинания в конце предложения? (Завершают предложение; показывают интонацию предложения и его цель.)
Из упр. 22 спишите выделенные предложения.
- Давайте отдохнём и немного разомнёмся. Повторяйте за мной.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива.
Мучается бедный ослик,
Что сначала есть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Голоден до полусмерти.
Ослик головою вертит.
Слева – свёкла,
Справа – брюква,
Слева – тыква,
Справа – клюква.
Снизу свежая трава -
Закружилась голова.
Работа в парах.
- А сейчас повернитесь к своему соседу по парте и попробуйте устно составить 1 повествовательное предложение, 1 вопросительное и 1 восклицательное предложение.- Молодцы!
- Приготовьтесь внимательно слушать текст. После того, как я прочитаю весь текст целиком, покажите мне на пальчиках, сколько в нем вы сосчитали предложений.
Яша поймал большую щуку. Он пустил её в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. (3)
– Как определили количество предложений? (по паузам в конце каждого
предложения)
Сделаем вывод: в устной речи, чтобы отделить одно предложение от другого, мы используем паузы. А в письменно речи? (Знаки препинания).
Работа с учебником: стр. 24 упр. 21 (устно.) Прочитайте стихотворение и скажите мне, сколько в нем предложений. (4)
-Сейчас я буду читать предложения, а вы покажете мне какой знак препинания необходимо поставить в конце. Точка – хлопок в ладоши, вопросительный знак – руки развести в стороны, восклицательный - руки поднять вверх.
Рядом со школой расположен лес. (хлопок)
Вы слышали пение соловья? (руки в стороны)
Красив лес в любое время года! (руки вверх)
Завершите неоконченные предложения:
Предложение — это слово или несколько слов, которые … .
В устной речи одно предложение отделяется от другого … .
На письме начало предложения обозначается … .
В конце предложения ставится … .
Наш урок подходит к концу.
Вы все молодцы! Хорошо потрудились.
Давайте работу на уроке оценим с помощью изученных знаков препинания.
-Если всё понятно и хорошо усвоили новую тему, то покажите мне восклицательный знак (руки вверх).
- Если остались вопросы по теме, то вопросительный знак (руки разведите в стороны).
- Если вам было трудно на уроке и ничего не понятно, то покажите точку (хлопок).
Я рада, что большинство из вас поняли руки вверх, что означает, что всё было легко и понятно. А для тех, у кого остались вопросы по теме, мы обязательно это исправим.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: стр. 25 упр. 23, стр. 24 - выучить определение.