Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города Волжска Республики Марий Эл
Конспект открытого НОД по формированию финансовой грамотности в старшей группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин»
Разработала и провела: Михайлова Любовь Валерьевна,
воспитатель первой категории
Волжск 2022 г.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Предварительная работа: беседы на тему «Какие бывают деньги?», «как появились деньги?»; сюжетно-ролевые игры «В банке», «Магазин»; чтение худ. Лит. Е. Ульева «Откуда берутся деньги?», «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Муха-Цокотуха», «Буратино», раскрашивание раскрасок «Продукты питания».
Оборудование: изображения молочных и других продуктов, видов рекламы; дидактические карточки с изображением отраслей экономики; конверт с письмом; демонстрационный материал для показа видов рекламы: газета, листовки, журнал; ноутбук для показа мультфильма «Как мужик корову продавал»; фон для аппликации, а также изображения коровы, молочных продуктов и других украшений для витрины по количеству детей; клей, кисти для клея, тряпочки по количеству детей; шоколадные монетки.
Ход занятия:
Орг. Момент.
В. Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко. Давайте поделимся своим настроением со всем , что нас окружает.
Доброе утро лесам и полям!(руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям!(руки в стороны)
Доброе утро , родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад!(хлопать в ладоши)
.
В.: - Ребята! Нам пришло письмо из деревни Простоквашино (показывает письмо). От кота Матроскина! Прочитаем? «Ребята, я очень серьезный и хозяйственный кот, и решил открыть свой магазин. Только что в нем продавать я не знаю. Посоветуйте с чего мне начать?
В.: - . У него есть корова, посоветуйте, чем он может торговать.
Д.: - Молоком! Молочными продуктами!
В.: - Верно! А какие молочные продукты вы знаете? Давайте выберем их из корзины и расставим на прилавке.
Дети выполняют задание. Объясняют, почему не выбрали яйца, конфеты, хлеб, овощи.
В.: - Ребята, мы выбрали молочные продукты. Если мы их собираемся продавать, как они будут называться (товар) А что ещё понадобится Матроскину, кроме товара?
Д.: - весы, кассовый аппарат, холодильник.
В.: - А вдруг, Матроскину не хватит денег на всё это? Где их взять?
Д.: - Можно взять кредит в банке.
В. А что такое кредит?
Д. Это деньги в долг под проценты.
В. Какие деньги бывают?
Д. Бумажные и металлические. Купюры и монеты.
В. Игра «ДЕНЬГИ» Давайте проверим вашу внимательность. (на столе лежат купюры и монеты) . На какие группы можно разделить эти деньги?
- купюры и монеты , валюта. Валюта- доллар, иена, евро.
Молодцы. Вы справились с заданием.
В.: - Верно! А теперь Матроскин хочет проверить, как вы решите экономические задачки. Если справитесь, он доверит вам оставшееся дело.
- Хочется купить билеты в кино, но деньги нужны на лекарства бабушке, как поступить?
- Когда валенки стоят дешевле, зимой или летом? (летом)
- Определите, что можно купить, а что нет? (хорошая погода, игрушки, семья, дрова для печки, дружба, солнце, весеннее настроение)
- Как называются российские деньги; деньги других государств? (рубли; валюта)
- В одном магазине продаются огурцы по 4р. за кг, а в соседнем магазине – точно такие же огурцы, но по 5р. за кг. Где огурцы раскупят быстрее?
- Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малину. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить мед. Покупателей на рынке было мало и торговля шла плохо. Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
- Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. Но покупатели не шли к нему. Карлсон очень хотел, чтобы все жители дома знали о продаже его любимого варенья. «Лесные ягоды»
В.: - Молодцы! Теперь кот Матроскин убедился, что вы знакомы с экономическими понятиями, и предлагает вам самое сложное и интересное задание, но сначала давайте
Отдохнем- 12345 (шагаем)
- будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы)
1 и 2- оплатим дом (сгибаем мизинец и безымянный)
Дом , в котором мы живем.
3-я монетка –одежду купить(средний палец).
На 4-ю монетку купим есть и пить (указ. Палец).
Ну а 5-ю пока(шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька.(прячем в кулаке).
-А сейчас я предлагаю вам посмотреть одну историю, которая случилась с мужиком.. Дети садятся на стулья, смотрят м/ф «Как мужик корову продавал». После просмотра воспитатель задаёт вопросы:
- Почему старик передумал корову продавать?
- Какую ошибку старик допустил, когда сам продавал корову?
- Как ему помог паренёк?
- Как мы сейчас называем то, что сделал молодой продавец?
Д.: - Реклама!
В.: - Верно! Если правильно рассказать о своём товаре, грамотно описать все его достоинства, желающих его купить будет много! А где можно встретить рекламу? Какая она бывает?
На мольберте вывешивается наглядный материал по видам рекламы. Воспитатель дополняет ответы детей, рассказывает о тех видах рекламы, которые детям незнакомы (печатная, телереклама, реклама на радио, плакаты, листовки, растяжки, брошюры, буклеты и т. д.)
В. – Над рекламой работают люди разных профессий: рекламный агент- собирает информацию о рекламируемом продукте., художник-оформитель-оформляет рекламу, рекламодатель- заказывает рекламу.
В.: - А какие хитрости продавцы придумывают, чтобы привлечь покупателей? (жирный яркий шрифт, приятная музыка, запоминающиеся фразы и стихи и т. д.)
Перед работой давайте отдохнем и вспомним прфессии.. Физкультпауза.
-Трактор водит-
Электричку-
Стены выкрасил-
Доску выстрогал-
В доме свет провел-
В шахте трудиться-
В жаркой кузнице-
Кто все знает -
- Давайте придумаем магазину Матроскина красивое название, поможем ему с рекламой.
4. Дети садятся за стол и придумывают названия магазину и слова, которые можно использовать для рекламы молочных продуктов.
В.: - Мы запишем все ваши идеи и Матроскин выберет то, что ему больше понравится.
Предлагаю вам оформить витрину магазина Матроскина, это будет для него большим подарком, ведь витрина – это тоже реклама товара. Возьмите украшения для витрины и наклейте их на фон так, чтобы получилось привлекательно для покупателей. Можно наклеить изображение коровы, молочных продуктов, чтобы было понятно, что продают в магазине.
Дети выполняют задание, затем рассматривают работы.
Итог занятия.
В.: - А теперь вспомните, что мы сегодня полезного сделали, что нового вы узнали?
Вы молодцы! Матроскин вам прислал подарки в благодарность за вашу помощь! (дети получают шоколадные монетки)