Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 города Липецка
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«РАЗВИВАЙКА»
составила: Юрова Светлана Юрьевна
2022г
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка
В дошкольном детстве у детей складываются и формируются познавательные интересы: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Сами по себе они возникнуть не могут. Готовность познавать воспитывается у детей на протяжении всего дошкольного возраста. А желанию узнавать можно обучать, если делать это умело. Развивающие игры и упражнения увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Участие в таких играх позволяет в занятной форме подготовить ребенка к умственной работе, обучить некоторым навыкам.
Не секрет, что большинство родителей не умеют играть с детьми (хотя правильнее будет сказать – не хотят играть). Они настолько заняты своими взрослыми проблемами, что важность детских игр уходит на последний план.
Ребёнок с интересом играет. Значит, можно и необходимо использовать игру как самый важный инструмент его развития, обобщения опыта ребёнка. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навык самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Желание играть и учиться мирно сосуществует у детей.
«Её величество Игра!» - уважительно говорил выдающийся российский педагог, талантливый разработчик теории игровой педагогики профессор Сталь Анатольевич Шмаков, характеризуя её как «вечный двигатель» творчества, источник самопознания, самовыражения, видел в игре своеобразное «поле чудес», на котором должна строиться методика эффективной организации детского досуга и воспитания.
Актуальность программы.
Доказано, что в игре у ребенка развиваются познавательные процессы, творческие способности, нравственно-эмоциональная сфера, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Основой программы является овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку Главное – ребенок должен сам желать освоить музыкальную деятельность, а педагогу дополнительного образования необходимо помочь ему в её овладении. Родители объединены общей проблемой – с одной стороны, пониманием необходимости разностороннего развития своих детей для наилучшей адаптации в условиях современной действительности и предстоящей учебы в школе, с другой стороны, невозможностью или неумением обеспечить собственными силами такое развитие, придать ему системный, научно-обоснованный характер.
Отсутствие типовой программы для дополнительного образования, а также требования времени привели к разработке данной программы.
Цель: способствовать художественному, умственному, физическому и эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста с помощью музыкальной и игровой деятельности.
Задачи:
1.Расширять кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию
2.Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух
3.Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию
4.Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность
Занятия в «Развивайке» носят художественную направленность: музицирование, игра на инструментах, игро - танцы, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, сказко - терапия. Все занятия проходят в игровой форме.
Методы и формы
В работе используются разнообразные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный (музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры), двигательный (показ движений), словесный (образный рассказ педагога о новой игре, игровые, пояснения в ходе выполнения движений), последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный и воспитательный.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка действительностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознаёт и свои собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт.
Принципы организации занятий:
Занятия имеют развивающий характер, ориентированы на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе игровой деятельности.
Учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Содержание занятий ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 15 минут по подгруппам:
1 группа: дети 1,5-2 года
2 группа: 2-3- года.
Содержание программы
Занятия включают в себя разные виды деятельности:
Направления работы:
Всем хорошо известно, что только тот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, который основан на добровольности и интересе. Поэтому сегодня игра рассматривается как одно из эффективных направлений раннего развития ребенка. Экспериментальным путём доказано, что в условиях игрового общения, активность детей выше в среднем в 2,5 раза по сравнению с другими видами деятельности.
Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности ребёнка, и это чувство свободного выбора доставляет ребёнку радость. Деятельность, основанная на такой игре, способна подключить и проявить все силы ребёнка.
Маленькие дети любят отождествлять себя со сказочными персонажами, поэтому на уроках и во внеурочное время они охотно включаются в педагогически организованные игры-путешествия, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры с элементами труда и игровые праздники.
Разнообразная игровая деятельность, позволяет заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов. Ребенок будет расти здоровым и всесторонне развитым.
Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений
Идея от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как "Зайчик", "Белочка", "Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах; "Лисичка" — это "мягкая", пружинящая ходьба, "Мячик покатился" — бег; "Мишка" — ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок; "Собачка" — ходьба на четвереньках, бег; "Кошечка" — стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), "умывается", ходит на полупальцах и т.д.
Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях ("Плюшевый медвежонок", "Белочка", "Мячик" и др. из репертуара "Ритмической мозаики").
Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой персонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, плясовые.
С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Используются различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).
Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится и к простейшим композициям типа "Белочка" или "Чебурашка".
Календарно - тематическое планирование
Занятие | Тема | Задачи | Композиция |
Сентябрь | |||
1. | «Мы веселые ребятки, очень любим танцевать» | 1.Воспитать интерес у детей, что бы во время занятия ребёнок ощущал радость от движения под музыку. 2. Развивать координацию движений. 3. Учить осваивать пространство: самостоятельно находить свободное место в зале. | Занятие на танцевальное - игровое творчество. |
2. | «Это я», «Как то мы в лесу гуляли..» | ||
3. | «Баба яичко била..» игра «Собачка Жучка» | ||
4. | «Мир игрушек» | 1. Воспитать потребность правильно выполнять движения. 2.Развивать слуховое и зрительное внимание. З.Учить выражать в пантомимике настроение игрушки. | Образно - игровые композиции «Чебурашка», «Курочка» |
5. | Развитие умения начинать и | Неваляшки», «Кукла», |
заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом характером музыки, ее темпераментом. | |||
6. | 1. Воспитать потребность правильно выполнять движения. 2.Развивать слуховое и зрительное внимание. З.Учить выражать в пантомимике настроение игрушки. | ||
7. | Маленький танец" "Птички и Ворона" | ||
8. | "Разноцветная игра" "Плюшевый медвежонок" | ||
Октябрь | |||
1. | Любимые персонажи мультфильмов | 1. Формироватьумение выполнятьпростейшие перестроения: становиться в круг,врассыпную,повора чиваясь лицом к зрителям. | «Чебурашка», «Крокодил Гена», "Рыбачок" |
2. | «Кот Леопольд», «Кузнечик» | ||
3. | "Веселые путешественники" | ||
4. | Три поросенка» и др. | ||
5. | «Детки в домиках сидят и в окошечко глядят» | 1.Воспитывать доверительные отношения взрослых и детей 2. Развивать воображение, фантазию, умение создать свой игровой образ. З.Учить начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. | Сюжетно - игровое занятие. Разучить композицию «Лошадка» |
6. | «Хлоп-хлоп, топ-топ» | 1.Воспитыватьнавыки общения с ровесниками. 2.Развиватьумения передавать основные средства музыкальной выразительности:темп, динамику, ритм. З.Учить сочетать движения с музыкой. | Учимся топать и хлопать в такт музыке. |
7. | «Вместе Весело шагать» | 1.Формировать навыки танцевальной ходьбы. 2. Развивать умение самостоятельно находить выразительные позы и движения в соответствии с музыкой. 3. Разучить: танцевальный шаг, шаг высоко поднимая колени, шаг - приставить. | Разучить танцевальную Композицию "Поезд" |
8. | Разучить танцевальную композицию «Самолет» | ||
Ноябрь | |||
1. | В мире сказок | Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движениявпластических этюдах, изображающих птиц, | Жесты: "Иди ко мне" "До свидания" "Нельзя" Жесты,выражающие состояния:"Жарко- |
знакомыхзверей,транспорт, игрушки,атакже коммуникативные жесты | холодно","Обиделись- помирились" и др. «Поросята», «ТанецМесяцаи Звездочек» | ||
2. | «Сказочная история» | 1.Воспитать потребность двигаться под музыку. 2. Развить умение согласовывать движения рук и ног. З.Учить детей легко прыгать, ритмично приседать, бегать по кругу (лёгкий бег), сужать круг и отбегать назад. | Танцевальная Композиция "Белочка" Игра «Как-то мы в лесу гуляли...» |
3. | Танцевальная композиция «Барбарики» | ||
4. | «Танец Солдатиков и Куколок» «Танец Колокольчиков» | ||
5. | «Танец Кукол и Мишки» | ||
6. | «Мы веселые ребятки, очень любим танцевать» | 1.Воспитать интерес у детей, что бы во время занятия ребёнок ощущал радость от движения под музыку. 2. Развивать координацию движений. 3. Учить осваивать пространство: самостоятельно находить свободное место в зале. | «Маленький танец» |
7. | «Хлоп-хлоп, топ-топ» | 1.Воспитыватьнавыки общения с ровесниками. 2.Развиватьумения передавать основные средства музыкальной выразительности:темп, динамику, ритм. З.Учить сочетать движения с музыкой. | Учимся топать и хлопать в такт музыке. |
8. | |||
Декабрь |
1. | Природа и животные | 1. Развитиеумений самостоятельнонаходить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, знакомых зверей, транспорт, игрушки, а также коммуникативные жесты | «Белочка»,«Аквариум», «Голубая вода» |
2. | 1.Воспитывать умение понимать образно - игровые композиции 2. Развивать творческое воображение и внимание. З.Учить детей сопровождать текст - движениями. | Сюжетно - игровое занятие. Разучить пластическую Композицию "Кря -кря" | |
3. | «В гостях у Мишки - Топтышки» | 1.Познакомить детей с основными танцевальными движениями: Поворот вокруг себя, «пружинка», шаги, притопы. 2. Развить умения выражать эмоции в мимике и движениях. 3. Учить топать ритмично, приседать в такт музыке. | Танцевальная композиция «Плюшевый медвежонок» |
4. | «Зайчишки- шалунишки» | 1. Воспитывать самостоятельности. 2.Развитие внимание, способность к импровизации. 3. Закрепить умение двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. | «Захотелось Зайке спать - выходи тебе плясать!» |
5. | «Снежок, мой дружок» | 1.Воспитать желание ходить на занятия. 2.Развить умение согласовывать движения рук и ног. З.Учить детей слышать музыкальные контрасты (тихо - громко, грустно - весело) и передавать их в движении. | Разучитьтанцевальную композицию«Самолётик» (летим на Север) Игра «Снежки» |
6. | «Мягкие лапки и лапки цап - царапки» | 1.Воспитывать желание танцевать образные композиции. 2Развивать мягкость, плавность движений рук, выразительной пластики. З.Учить выразительности | Танцевальная композиция «Посмотрите у окошка разминает лапки кошка...» |
движений. | |||
7. | «Зимний лес полон сказок и чудес» | 1.Воспитывать уважение друг к другу, оказания помощи вовремя занятия. 2. Развивать чувство ритма; мелкую моторику, внимание. 3. Учить различать динамические оттенки в музыке (громко - тихо). | Танец «Зимняя сказка» (работа с предметами) |
8. | |||
Январь | |||
1. | Юмор и шутка | «Два барана», «Озорники», «Кошки-Мышки», «Антошка», «Кошка и Девочка», «Птичий двор» и др. | |
2. | «Прыгаем, резвимся, мороза не боимся» | В занятии используются танц. ком. разученные ранее (закрепление) | |
3. | |||
4. | «Цап-царап» | 1.Воспитывать тёплое отношение друг к другу. 2.Развивать способность воспринимать и передавать в движениях образ и основные средства выразительности. 3. Учить изменять движения в соответствии с темпом и ритмом. | В занятии используется игропластика |
5. | «Нам мороз нипочём!» | Используются танц. ком.разученные ранее (закрепление) | |
6. | |||
Февраль | |||
1. | Путешествия | «Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать» | |
2. | «Едем к бабушке в деревню» | 1. Воспитывать творческую активность. 2. Развивать музыкальноритмические навыки. З.Учить самостоятельно перестраиваться в круг, в пары, в другие порядки. | Ритмическая игра «Кошка девочка» «Гусеница» |
3. | «Под воротики | 1.Создание приподнятого настроения у детей. | «Змейка разучивает» с детками новую |
4. | пройдем,в гости к змейке попадем» | 2. Развивать умение двигаться эмоционально, характерно. 3. Учить координировать движения с музыкой. | танцевальною композицию. «Гуляем и пляшем» |
5. | Танцуем - играя» | 1. Воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики. 2. Учить запоминать и выполнять движения танца самостоятельно, без подсказки. | Сюжетно -игровое занятие |
6. | |||
7. | «Делай как Я!» | 1.Воспитывать правильную постановку корпуса, красивую осанку. 2. Развивать гибкость и координацию движений. 3. Учить двигаться легко, ритмично, согласно музыке. | Формировать умение и навыки игропластики |
8. | |||
Март | |||
1. | Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек | ||
2. | «Карусель» | 1.Воспитыватьинтереси любовь к танцам. 2.Развиватьамплитуду движений,вестибулярный аппарат. З.Учитьдетейритмично выполнять упражнения. | «Покатились - остановка, нашидеткипляшут ловко!» |
3. | «Погуляем» | Различные виды шагов, танцевальный бег. Разучить танцевальную Композицию «Машина» | |
4. | «Поезд» | 1.Воспитывать умение концентрировать внимание. 2.Развивать координацию. 3. Учить умению самим придумывать движения. | «Едим в страну -танцев» |
5. | «Делай как Я!» | 1.Воспитывать правильную постановку корпуса, красивую осанку. 2. Развивать гибкость и координацию движений. 3. Учить двигаться легко, ритмично, согласно музыке. | Формировать умениеи навыки игропластики |
6. | «Волшебный цветок» | 1.Обогащатьмузыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными | Разучить танец «Волшебныйцветок» (танцевальноеупр.для |
музыкальными произведениями. 2. Развивать умение сочетать движение с музыкой и словами. 3. Вырабатывать пластичность движений. | рук) | ||
7. | «Красные сапожки» | 1.Воспитыватьобщую музыкально -народную культуру. ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя. выразительно и синхронно (не опаздывать). | Притопы: удар однойногойвпол, поочередные удары правой и левой ногой; - топающий шаг, выставлениеногина каблук |
8. | |||
Апрель | |||
1. | «Мы веселые ребятки, очень любим танцевать» | «Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята» и др. | |
2. | «Прогулка» | 1.Воспитывать выносливость. 2. Развивать умение быстро переключатьсяотодного движения к другому. 3. Учить правильно выполнять движения: бег - легкий, ритмичный, передающий различные образы («бабочки», «птички» и т.д.); | Разучитьтанцевальную композицию «Раз ладошка, два ладошка» Игра «Собачка Жучка" |
3. | «Поезд» | 1.Воспитывать умение концентрировать внимание. 2.Развивать координацию. 3. Учить умению самим придумывать движения. | «Едим в страну - танцев» |
4. | «Танцуем вместе» | 1.Разширятьдуховный кругозор детей. 2.Повторить и закрепить танцевально-ритмические композициивыученныена предыдущих занятиях. | Танцуются только те композиции, которые особенно нравятся детям. |
5. | «Фантазёры» | 1.Воспитыватьумение выступать перед другими 2. Развивать творческое воображение и фантазию. 3. Учить правильно, красиво выполнятьдвиженияс предметами (султанчиками). | Игры на развитие музыкального слуха и чувства ритма. |
6. | «Делай как Я!» | 1.Воспитывать правильную постановку корпуса, красивую осанку. 2. Развивать гибкость и координацию движений. 3. Учить двигаться легко, ритмично, согласно музыке. | Формировать умение и навыки партерной гимнастики. |
7. | «Волшебный цветок» | впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями. | Разучить танец «Волшебныйцветок» (танцевальное упр. для рук) |
8. | «Путешествие в Играй - город» | 1.Воспитывать желание участвоватьвтанцевально игровой деятельности. 2. Развивать чувства ритма, умения слушать музыку и отражатьвдвиженияхеё характер. | Занятие на танцевальное - игровое творчество. |
Май | |||
1. | «В стране Кукляндии» | 1.Побуждать импровизировать мелодию на заданный текст. 2. .Развивать выразительность движений. 3. Учить прохлопывать простой ритмический рисунок. | Разучиваниетанцев различных по характеру: «У шастый нянь» |
2. | «Здравствуй, Солнышко!» | Сформировать у детей чувство уверенности в своих силах. 2.Закрепить умение выполнять простейшие перестроения. 3. Учить быстро переключаться от одного движения к другому. | «Ребята, давайте мы с вами превратимся в солнечные лучикииразбудим солнышко!» |
3. | Танцуем - играя» | 1.Воспитыватьинтереси желаниекпередаче музыкальныхобразов средствами ритмопластики. 2.Учитьзапоминатьи выполнятьдвижениятанца самостоятельно, без подсказки. | Сюжетно -игровое занятие |
4. | «Зайчишки- шалунишки» | 1. Воспитывать самостоятельность. 2.Развиватьвнимание, способность к импровизации. 3. Закреплять умение двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. | «Захотелось Зайке спать - выходи тебе плясать!» |
5. | «Поезд» | 1.Воспитывать умение концентрировать внимание. 2.Развивать координацию. 3. Учить умению самим придумывать движения. | «Едим в страну -танцев» |
6. | «Верные друзья» | обращении с партнерами по игре, танцу. | Ритмическая игра «У оленя дом большой» |
7. | «Снова лето к нам пришло — это очень хорошо!» | музыкально-ритмические композиции от начала до конца по показу педагога | Повторение пройденного материала |
8. | Занятие на танцевальное творчество | 1.Воспитывать самостоятельность. 2.Развиватьвнимание, способность к импровизации. 3. Закреплять умение двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. |
Список используемой литературы