Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Групповая работа как средство формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Групповая работа как средство формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Анализ новых тенденций модернизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, связи с этим происходит необходимость целенаправленного и систематического формирования коммуникативных УУД.

Проблемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников занимались многие исследователи (Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова и др.) Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, необходимо начать формирование коммуникативных компетенций у младших школьников, побуждая к осмысленному общению, через групповую практическую работу. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Не смотря на это, современное образование до сих пор нуждается в разработки конкретных методик и рекомендаций по развитию метапредметных навыков, коммуникативных универсальных действий.

Формировать необходимые коммуникативные навыки и умения необходимо начинать еще до прихода в первый класс. В дошкольном возрасте у детей ведущий вид деятельности – игра. Любая игра требует от ребенка умение договариваться, сотрудничать, распределять роли, другими словами игра формирует коммуникативные способности.

Как показывает практика и анализ опыта других учителей в первом классе классный руководитель сталкивается с проблемой сформированности коммуникативных УУД у первоклассников. Учащиеся не умеют взаимодействовать друг с другом, распределять роли, договариваться, работать совместно над общим заданием.

На первом этапе (констатирующий эксперимент) измерялся исходный уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников. С этой целью использовались методики, которые определяют уровень в разных формах взаимодействия: диалоговая (парная), групповая и индивидуальная:

Методика «Рукавичка», автор методики Г.А. Цукерман.

Методика применяется для выявления уровня сформированности коммуникативных способностей при работе в паре: умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Методика «Ковёр» (Овчарова Р.). Целью данной методики является изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Наблюдение за работой в данных парах всё же показало, что в большинстве случаев дети проявляли интерес к построению именно симметричного узора на своей паре рукавичек. Это также проявлялось и в умении приходить к общему решению и оказание помощи партнёру по работе, в случае каких-либо затруднений, и в положительном эмоциональном настрое при совместной деятельности.

Недостаточность сформированности коммуникативных УУД во многом зависит от некоторых факторов:

(Децентрация - это восприятие мнения, отличное от собственного. Пиаже Ж.)

Для повышения уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников, в том числе и первоклассников нами были изучены способы решения проблемы.

Как показывает анализ опыта учителей, остаются весьма популярными такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, создание проблемной ситуации и ситуации учебного конфликта, а также обсуждение участниками способов своего действия, организация дискуссий.

Еще одной формой современного образования, по мнению Савенко А.И., в контексте формирования различных, в том числе и коммуникативных, умений и навыков является организация проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность, как отмечает А.И. Савенков, требует широкого спектра коммуникативных умений.

Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД является организация групповых форм занятий.

В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества.

Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.

Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно.

Деление на группы – очень важный момент в организации коллективной творческой, групповой работе, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого учащегося индивидуально, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.

Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:

- по желанию;

- случайным образом;

- по определенному признаку;

- по выбору педагога;

Для более успешного взаимодействия в группах нами были выявлены подготовительные упражнения, которые могут помочь учащимся научиться контактировать друг с другом, определять лидера.

«Зеркало» - класс делится на пары, а затем в паре выбирается ведущий, который показывает движение, а партнер должен повторить, то что ему показали; затем работа усложняется класс делится на группы, и группа выбирает ведущего, который показывает движения, а группа за ним повторяет.

«Попугай» - работа в парах, один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; затем работа проводится в группах, указывая на то, что если кто-то будет не участвовать, наш «мостик» сломается, он не сможет быть крепким.

«Равновесие» - участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данное упражнение учит не только работе в группе, но и повышает эмоциональный настрой, настраивает на положительную работу в паре.

«Собирание картинки по словесной инструкции». У одного ученика в паре (в группе) имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера (членов группы) – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер(члены группы) как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.

Таким образом, грамотно организованная групповая работа, поможет учащихся научиться общению друг с другом, позволит им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я». Следовательно, групповая форма работы значительно повысит уровень сформированности коммуникативных способностей у учащихся не только в индивидуальной работе, но и в парной и групповой.

Литература:

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области