Занятие в старшей группе
«Загадки от березки»
Задачи:
- Закреплять представление о понятии фольклор;
- развивать активное восприятие музыки посредством русского фольклора;
- отрабатывать умение на слух определять тембры русских народных инструментов;
- закреплять умение сочетать музицирование, слово и движение в русской народной игре, хороводе.
Оборудование: телевизор, подборка слайдов, фонограмм. Детские шумовые музыкальные инструменты, элементы костюмов для игры, декорация березка с листиками-загадками.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам в гости пришли родители. И нам нужно их поприветствовать.
Приветствие:
Дети : Здравствуйте, гости!
Воспитатель : Здоровья вам желаем !
Дети : Здравствуйте, гости!
Воспитатель : Занятие начинаем!
А сейчас я загадаю вам загадку:
«Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке
В белом сарафане» Что это такое?
-Береза.
-Правильно ребята - это береза.
Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом… Красивую девушку сравнивали со стройной березкой. Это дерево, очень любимое всем русским народом и воспетое многими поэтами. Вот как передают словами поэты ее нежную красоту.
«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
(С. Есенин)
Березка приготовила нам сегодня загадки, хотите их отгадать? Но прежде нам нужно вспомнить, что значит слово фольклор?
(на березке висят листики с номерами загадок, вызывается ребенок по считалочке, снимает листик с номером 1).
Загадка:
Чтобы дружно веселиться,
Нужно за руки схватиться,
И, напевая громко песню,
Танцевать по кругу вместе (Хоровод).
Музыкальный руководитель: Правильно, хоровод.
Русские народные хороводы, появились очень давно, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, они прославляли источник тепла и света, благодарили природу. Водя хороводы, люди танцуют и одновременно поют. Скажите, ребята, какая главная фигура в хороводе? (круг) Вокруг березки мы пойдем, хоровод заведем.
Хороводная песня «Во поле береза стояла» (совершенствовать умение ходить хороводным шагом, выполнять пружинку, полочку под ритм песни, выполнять перестроения в хороводе. Учить движения сочетать с пением).
(дети садятся)
Музыкальный руководитель: Пришло время следующей загадке.
(на березке висят листики с номерами загадок, вызывается ребенок по считалочке, снимает листик с номером 2).
Загадки про инструменты:
1.У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
2. Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)
3.У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается (гармонь).
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, как называется эта группа муз.инструментов? (русские народные). А сейчас, мы с вами послушаем звучание русских народных инструментов, и попробуем отгадать, какой инструмент играет.
Слушание: гармонь, гусли, балалайка, рожок.
Ребята, скажите, какие из этих инструментов самые веселые по звучанию? А у какого музыка распевная, протяжная? На каких играют при помощи струн? А вот колокол относят к ударным муз. инструментам, а гармошку к клавишно-духовым (объяснить).
Музыкальный руководитель: Ребята, молодцы, вы хорошо знаете русские народные инструменты. Но нас ждет следующая загадка № 3.
Загадка:
(ребенок выбирает листик № 3)
Как называется короткая, юмористическая народная песня? (Частушки)
Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Говорят там, где частушка, там веселие и хорошее настроение. Давайте и мы ребята сейчас пропоем частушки и поднимем настроение себе и нашим гостям.
Пение: «Частушки»
Музыкальный руководитель: Ну, вот у нас на березке осталась последняя загадка № 4.
Загадка:
«Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой по за сине морю»
-Скажите ребята, откуда эти слова? (Из игры «Летал, латал воробей»)
Правильно из русской народной игры. Издавна русский народ славился увлекательными подвижными играми. Вот и к нам залетел воробей и приглашает поиграть.
Игра: «Летал, летал, воробей»
(ребята берут атрибут, который лежит под их стульчиком).
Рефлексия: Ребята, скажите, какие виды русского фольклора вы знаете? (дети называют).
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вы хорошо разбираетесь в русском народном творчестве. А думаю, березка очень этим довольна. А сейчас настало время нам прощаться.
Попевка: «До свидания»