ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
О.А. Адвахова
Применение холода в качестве лечения известно с давних времен. Криотерапия или контрастная терапия, является одной из наиболее современных нетрадиционных методик, заключающейся в попеременном воздействии холода и тепла на кисти рук. Для этого используются заготовленные заранее льдинки. При воздействии холодом – мышцы сокращаются, а благодаря теплу мышцы расслабляются. К коре головного мозга поступают импульсы, которые активизируют участки, отвечающие за речевое развитие. Происходит совершенствование мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи. Метод криотерапии также можно отнести к коррекционной педагогике или к нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям.
Проведение криотерапии не предполагает особой подготовки и оборудования, являясь тем доступным, удобным и ценным в условиях ДОУ.
Занятия с использование криотерапии проводятся через один - два дня в течение месяца. Постепенно продолжительность манипуляций со льдом увеличивается. Если в начале занятий взаимодействие со льдом длится 5-8 секунд, то на заключительных этапах доводится до одной минуты.
Дошкольникам очень нравится манипулировать с льдинками, но иногда у родителей данная методика вызывает опасения. Поэтому перед тем, как использовать метод криотерапии с детьми, целесообразно провести разъяснительную беседу с родителями воспитанников.
Данная процедура имеет ряд противопоказаний. Нельзя использовать криотерапию с легковозбудимыми и часто болеющими и детьми. Криотерапия также противопоказана детям с повышенной чувствительностью к процедуре (непереносимость холода).
Занятия с использованием криотерапии проводятся в несколько этапов:
Первый этап – чередование холодных и теплых процедур.
Данный этап включает игры, которые можно разделить на четыре категории по степени продолжительности:
1. Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
2. Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4. Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Второй этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Третий этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Манипуляции с ледяными кубиками проходят более интересно, если придать им цвет, разнообразную форму, добавить аромомасла, или просто поместить в замороженный кусочек льда маленький предмет.
После занятия криотерапией нам с ребятами жалко расставаться с льдинками, поэтому мы можем их применять в художественной деятельности (рисование цветными льдинками), в исследовательской деятельности, мы придумываем сказки про льдинки, используем их для украшения зимних построек на участке.
Можно положить на тарелку льдинку и попробовать ее окрасить. Понаблюдать за тем, как краска скользит по гладкой поверхности, а затем посыпать солью. И так, можно чередовать соль и краску, наблюдая чудесными превращениями льдинки.
Можно выкладывать льдинки, группируя их по цвету и форме и величине. Определять форму льдинки на ощупь. Нанизывать льдинки на шнурок.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений: считать льдинки, выкладывать по форме и величине, находить льдинку, похожую на заданную геометрическую фигуру, соотносить количество льдинок с цифрой.
На занятиях по развитию речи: при манипуляциях со льдом проговаривать стихотворения и небольшие тексты; искать спрятанную среди льдинок букву, делить слова на слоги, перекладывая льдинки из руки в руку.
Также можно конструировать из льдинок, выкладывая их как на плоскости, так и сооружать небольшие замки.
Динамические паузы проходят намного интереснее с использованием игр со льдом.
Хочется отметить, что методика криотерапии применим для практически всех детей, и, не заменим в коррекционно – развивающей работе для детей с ОВЗ. Использование криотерапии позволяют добиться определенных положительных результатов: дошкольники легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой.