Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка «Бумагопластика-как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 п. Шилово

муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

391500, Рязанская обл., Шиловский р-н, п. Шилово, ул. Мичуринская, д.6.

Тел./факс (49136) 2-16-37

E-mail:daw.ter@yandex.ru

ОКПО 24311710, ОГРН 1026200852028, ИНН 622006235

Рассмотрено и одобрено

На педсовете № 1 от 05. 09. 2016 г.

Председатель педсовета

Л.А Борисова –––––––––––––––––

Методическая разработка

«Бумагопластика-как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Афонина Е.В.

Шилово

2016 г.

Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области. А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если в детском саду уделяется должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни. Зачастую большая часть внимания уделяется развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

Проблема развития детского творчества актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ребенка, но и не упускать момент и вовремя предложить тот материал, который поможет освоить то, что ему интересно.Одна из задач взрослого – сделать любую работу увлекательной для ребенка.

Бумагопластика – один из самых простых,    увлекательных и доступных способов работы с бумагой, позволяющий развить творческие способности дошкольника.    Этот вид деятельности близок любому ребёнку. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

         Увлекательные занятия позволяют детям открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

        Способов взаимодействия с бумагой множество, какие-то насчитывают много веков, как оригами, некоторые появились недавно, как квиллинг, но почти все можно применять в детском саду или адаптировать к потребностям  дошкольного образования.

       В чем еще несомненный плюс  бумагопластики, это возможность интегрирования с другими образовательными областями.

. Вот тут подключается и  объемная композиция и классическая аппликация, желание свое видение сказки сделать максимально ярким и интересным вдохновляет детей на овладение новыми приемами в работе с бумагой. Самым частым становится вопрос: а как это сделать? Вот с этого начинается самостоятельность ребенка, приемы ему уже показали, бумага всегда под рукой и образ в голове есть. Взрослый на  данном этапе становится помощником, который должен не помешать творческому  самовыражению, а направить в нужном направлении, подтолкнуть на мысль.

       Очень важно перед  детьми максимально раскрыть их возможности в работе с бумагой, чтобы они поверили в себя и могли работать без направляющей руки взрослого.

При работе с бумагой дети становятся спокойнее, уравновешеннее, снижается гиперактивность. Занятие бумагопластикой дает возможность проявить свою индивидуальность. Детям нравится заниматься различными техниками. Во время занятия дети раскрепощаются, делятся своими переживаниями.

Актуальность методической разработки «Бумагопластика как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения  элементов из бумаги,  развивая моторику руки,   способствует    интеллектуальному и творческому развитию.Изящные картины,  нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции  рассказывают о самом  авторе, о его внутренним мире.  Сегодня бумагопластика  наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.

Методическая разработка учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и рассчитана на 3 года.

( средняя группы, в старшая и подготовительная к школе группе).Бумагопластика включает такие техники как:

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон.

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика

— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация

– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками или цветной бумагой.

Разновидностью объемной аппликации являются:

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание

–вырезание из гофрированной цветной бумаги небольшого квадратика, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом спредыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения) ;

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

5. Оригами(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги.

6. Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Цель: Развитие творческого потенциала ребенка посредством бумагопластики.

Задачи:

- сформировать у детей интерес к видам художественного творчества;

- помочь детям овладеть приемами и техниками художественного творчества;

-развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность;

- развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

-развивать творческие способности, способствующие самоопределению и самовоспитанию.

Задачи для средней группы:

- обучать разрезанию по прямой сначала коротких, а затем длинных полос;

-учить составлять из полос изображения разных предметов;

- учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов;

- продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм;

- учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части;

- формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- развивать образное и пространственное мышление;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

- воспитывать интерес к аппликации.

Задачи для старшей группы:

- совершенствовать умение работать с бумагой;

- продолжать учить создавать из бумаги объемные фигуры;

- закреплять умение создавать изображения,разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;

-продолжать учитьсоздавать из фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;

-учить вырезать разные фигуры, сложенной гармошкой,а симметричные изображения - из бумаги сложенные пополам;

- учить приему обрывания;

- формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр;

- побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображениями.

- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев;

- развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами;

- развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

- воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества во время выполнения коллективных работ.

Задачи для подготовительной группы:

- продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению;

- развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;

- закреплять умение складывать бумагу прямоугольной , квадратной, круглой формы;

- закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой;

- использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

- формировать умение использовать образец;

-учить создавать игрушки-забавы.

-совершенствовать умение создавать объемные игрушки в технике оригами;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное мышление.

- продолжать воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

Принципы, лежащие в основе методической разработки:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

- принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе занятий;

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- принцип связи теории с практикой.

Ожидаемые результаты.

- у детейсформирован интерес к видам художественного творчества;

- развиты образное и пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

- владеют приемами и техниками художественного творчества;

-развиты познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность;

-развиты творческие способности, способствующие самоопределению и самовоспитанию.

Описание работы.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям:

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей, образцы работ);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки).

Основной формой работы являются подгрупповые занятия.

Содержание работы:

Чтобы успешно обучить детей различным техникам бумагопластики, я поняла, что детям необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий. В процессе работы над поделкой вызвать интерес детей к полученному результату.

Начала работу с ознакомления видов и свойств бумаги в средней группе. Провожу беседы «Что такое бумага?», «Что можно делать с бумагой?». Разработала картотеку дидактических игр с бумагой, с помощью которых ребята лучше усваивали новые приемы работы с ней. Например, игра «Рулончики». Дети скатывают бумагу в рулончики, далее фантазируют на что это похоже (подзорная труба; рулетики, которыми накормили куклу Катю). Игра «Дождь и снег». Предлагается детям сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь», далее подбросить их вверх, наслаждаясь полетом «снежинок». На занятиях по аппликации дети делают маленькие (короткие) прямые разрезы («Травка», «Макароны для куклы», «Лучики для солнышка»). Далее планируются занятия, в которых используется косой срез («Лодочки», «Крыша домов», «Шапочка»). На этих занятиях дети упражняются в умении правильно держать ножницы и в повороте кисти руки. По мере того как у детей закрепляются эти навыки, и они учатся замыкать линию, проводятся занятия, где дается округлый разрез, упражнениядетей в слитном движении руки («Солнышко», «Неваляшка», «Снеговик»).

Дети производят с ними разведывательные движения. Затем задача усложняется:нужно превратить ножницы из технического инструмента в «изобразительный», научить детей как бы «рисовать» ножницами, овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

Следующей ступенькой обучения технике силуэтного изображения стало обучение детей правильно обследовать предмет или изображение. В повседневной работе целенаправленно и последовательно даются детям знания об изображаемых предметах. Рассматриваются иллюстрации в книгах, картины художников, организовываются экскурсии, наблюдения на прогулке. Дети сравнивают художественное изображение с тем, что видят в природе. Это формирует культуру их зрительного восприятия. Наряду с этим читается много стихов, рассказов. Дети поют песни, играют в дидактические игры на цвет, форму композицию. Так незаметно дети подводятся к третьему этапу своей работы – обучению способа обследования. Сначала они учатся обследовать предмет способом обведения его контура пальчиком.

Затем дети прорисовывают формы линии разреза в воздухе. Потом учатся анализировать движения в процессе вырезания и раскладывания их на отдельные части: при этом обращается внимание детей на линию контура, на пространственное положение, величинные отношения, на движения ножниц.

Знакомя детей с замкнутыми и незамкнутыми линиями, обследуя контур предметов, акцентируется внимание на то, что линия может быть выгнутая, как «радуга» и вогнутая, как «канавка». Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезать. В качестве основного приема, заменяющего показ, используются словесные пояснения и вопросы. Слово на занятиях играет ведущую роль. При вопросах дети учатся мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. При вырезании дети шепотом (про себя) проговаривают последовательность действий.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия направлены на освоение таких техник как: простая аппликация, обрывная аппликация. Например, на занятии «Выглянуло солнышко» детям предлагаются шаблоны с изображением тучки и солнышка, которые они должны были обклеить рваными кусочками бумаги. Во время работы с бумагой проводится пальчиковая гимнастика для снятия скованности движений и развития мелкой моторики рук. Во время всей работы необходимо следить, чтобы дети не приклеивали кусочки бумаги за пределы контура. По завершении работы дети поощряются, а затем организовывается выставка работ для родителей в раздевалке. В старшей группе начинается знакомство с техниками: оригами и квиллинг.

Детям старшей группы для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и « посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она « не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируется возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность. Для создания мотивации используются игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово. Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация, схемы выполнения поделки.   На первых занятиях, знакомя детей с новой техникой работы с бумагой, используется игровой прием «Как полосочку превратить в шарик». Сначала ребята осваивают общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, предлагается им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить  этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагается детям поэкспериментировать  со «спиралькой»: можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагается детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг,  создаю игровую ситуацию на листе бумаги, используя  готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы.  Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить  физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях уделяется внимание смене динамической позы. Используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и  пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращается внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное дети стараются воплотить  в своих  работах.

В подготовительной к школе группе прибавляется техника торцевание. В начале, дети изготавливают объемный элемент – «торцовку», что представляет собой сжатый в виде воронки кусочек мягкой бумаги. Из торцовок создается задуманное изделие. Каждая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины. Торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство, а также могут располагаться плотно друг к другу по всей поверхности рисунка. На бумаге рождаются пушистые разноцветные картины. Длительность занятия 30 минут.

В подготовительной школе группе продолжается освоение техники оригами и квиллинга. Дети упражняются в сгибании квадрата по диагонали, хорошо проглаживая линии сгиба. Учатся складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях, а также вырезать симметричные предметы из бумаги сложенной вдвое, сложенной гармошкой.

Занимаясь с детьми оригами, квиллингом, всегда можно рассказать детям про историю бумаги. Откуда взялся лист на вашем столе? Какой путь проделал от дерева в лесу до белого листа, лежащего перед  вами? Вот тут и воспитание экологического сознания, и формирование целостной картины мира.  

          Во время занятий, когда создаются фигурки животных, обязательно вспоминаются стихи, загадки, пословицы про этих животных. Где они живут, чем питаются. Особенно нравится детям создавать фигурки к сказкам, так каждую сказку можно обыграть по-своему, даже создать бумажный театр и поиграть в него. Ничего страшного, если фигурка помнется или испортится, можно сделать новую.  

           В процессе занятий по бумагопластике дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков. У детей развивается глазомер и абстрактное мышление, улучшается мелкая моторика и координация движений рук, воспитывается усидчивость и аккуратность.  

В процессе выполнения творческих работ вырабатываются такие  умения как умение договариваться о совместной работе, работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют свое целевое назначение. Дети вместе создают картину, украшают группу, выполняют панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрируют сказки, стихотворения, что является конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы дети учатся общаться друг с другом и с взрослым.

После чтения сказок у детейпоявляется желание  смоделировать героев и атрибуты.

В группе создана предметно-развивающая среда: уголок творческого развития «Фантазеры», лепбук «Все о бумаге», наглядный материал для детского творчества. Подобран дидактический материал, он включает в себя образцы изделий, выполненные воспитателем и детьми; дидактические игры, схемы техник. Также разработана дидактическаяигра «Волшебная бумага», целью которой является закрепление представления детей о различных видах бумаги. Детям необходимо подобрать картинку из того же вида бумаги. Бумага подбирается разная (контрастную) по фактуре. Вначале дети подбирают на ощупь, опираясь на тактильные ощущения. Подбор картинок может сопровождаться описанием ощущений, закреплением основных свойств бумаги (гладкая, шершавая, мягкая и т. д.) в игре представлены картинки, изготовленные из следующих видов бумаги: салфетки, наждачная бумага, цветная бумага длятворчества (матовая, цветной ламинированный (глянцевый) картон, обойная бумага, бархатная. Картинок каждого вида по 4 штуки. Играть могут с воспитателем и с группой детей. Дети выполняют задание на скорость: кто быстрее соберёт все картинки. Это первый вариант игры «Подбери похожий».Второй вариант «Бумажное лото».Один из детей (педагог) ведущий. Карточки (большие) раздаются по одной на каждого ребенка. На каждой карточке есть образец бумаги. Детям надо собрать карточки, на которых картинки из такого же вида бумаги. Ведущий показывает по одной карточке, дети подбирают те, которые соответствуют данному виду бумаги. Выигрывает тот, кто первый соберёт свою карточку.

В процессе обучения строго соблюдаются правила техники безопасности труда.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение,смекалку.

Список используемых источников:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области