Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью техники оригами

Цель Создание оптимальных условий для активизации словарного запаса и творческого мышления у детей дошкольного возраста при изготовлении игрушек оригами с последующим использованием в речевой и театрализованной деятельности. Задачи • обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами • создать благоприятные условия для совместной и самостоятельной речевой и театрализованной деятельности • использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, • составлять небольшие рассказы по своим поделкам • развивать моторику рук и тонких движений пальцев • развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения • выявить уровень сформированности словаря.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью техники оригами.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка. Оригами: развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания; концентрацию внимания; стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции; совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности; способствует созданию игровых ситуаций-драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает в работе с детьми, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка.

Новизна: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования обоснован комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления игрушек оригами с последующим использованием в речевой и театрализованной деятельности.Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании»

В данной работе раскрывается значение оригами для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Цель: Создание оптимальных условий для активизации словарного запаса и творческого мышления у детей дошкольного возраста при изготовлении игрушек оригами с последующим использованием в речевой и театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс речевого развития дошкольников дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования –развитие творческого мышления и активизации словаря у детей дошкольного возраста при изготовлении игрушек оригами.

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог.

Гипотеза исследования – процесс активизации словаря детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в образовательной деятельности будет использоваться техника оригами.

Задачи:

История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в третьем - четвертом веках до нашей эры уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу.

В третьем веке бумага "двинулась" к берегам Японии через Корею. Этому способствовали интенсивные отношения двух государств.

Бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.Оригами, как форма развлечения, не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. Оригами, которое только складывали и не резали, впервые изобрели в период Муромачи (1333-1568 гг.).

Сейчас в оригами используют только небольшие надрезы. Современное оригами отличается от вырезания из бумаги, бумажной архитектуры и кумигами (собирание бумаги).

Настоящее революционное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера АнирыЙошизава он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его "широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Навыки игры удавалось фиксировать и передавать другим людям. С условными знаками мастера Йомозавы можно столкнуться в любой профессионально изданной книге по оригами.

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

При помощи оригами развивается мелкая моторика, тренируются пальчики рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук у детей стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование лодками, ножницами. Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух,зрение.

Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так-как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Только в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так-как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения.

В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» - писал К. Маркс.

Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.

Оригами - прекрасное средства оформления наглядных пособий, творчески работающие воспитатели, их широко используют в учебном процессе. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное).

Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому - то художественное воспитание и является, одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому развитию личности».

Изготовление оригами для детей - является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Использование техники оригами действительно развивает способность работать руками, приучая к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, учит концентрации внимания, развивает пространственное воображение и, конечно же, развивает в наших детях творческие способности.

Данные методические рекомендации помогут построить работу по развитию речи и добиться следующих результатов:

- существенно повысился уровень сформированности мелкомоторных движений рук;

- улучшилось произношение, обогатилась лексика;

- дети освоили технику работы с бумагой, научились выполнять разные поделки способом оригами;

- у воспитанников сформировались навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности;

- дети стали активно проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данных рекомендаций.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области