Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черепанова»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
(Направление: социальное
для 1 – 4 классов
Срок реализации: 4 года)
Программу разработала:
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №3 г.Черепанова»
Потехина Зинаида Анатольевна
г.Черепаново, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом программы воспитания, основной образовательной программы начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я». Автор - Хухлаева О.В.
Курс внеурочных занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в школьной жизни.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся умений и способностей понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, в школьном социуме.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
4. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
5. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Место курса «Тропинка к своему Я» в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Литературное чтение» (разделы «Произведения о детях и для детей», «О детях и дружбе», «Произведения о маме», «О наших близких, о семье»), «Окружающий мир» (разделы «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»).
Курс эффективно работает в связи с другими дисциплинами: математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного и могут выражаться:
Программа курса составлена из расчета 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Планируемые результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Содержание программы
Содержание | Формы | Виды деятельности |
1 класс | ||
1.Я –школьник. 2. Мои чувства. | Игровая, беседа, обсуждение, ролевая игра. | «Рисунок имени»; разминка «Ролевая гимнастика»; практическая работа; имитация; творческая работа; профориентация; способ ответа по команде; конкурсы. Ролевые игры. |
2 класс. | ||
1.Вспомним чувства. 2.Качества людей. 3.Какой Я – Какой Ты. | Групповая, игровая, практическая, ролевая игра, соревнование, беседа, выставка рисунков, обсуждения. | Разминка « мячик», рисунок « общая радость», игра « Угадай, чьи качества», первичное восприятие сказки в виде рисунка( слушают и сразу рисуют), разминка «массаж чувствами) Ролевые игры. |
3 класс. | ||
1.Я – фантазер. 2.Я и моя школа. 3.Я и мои родители. 4.Я и мои друзья. 5.Что такое сотрудничество?. | Игра, соревнование, спектакль, праздники, групповая, встречи, посещение музея, ролевая игра. | Разминка «Закончи предложение», фантазирование, ролевые игры, ассоциации, неоконченные предложения, рисунок во время прослушивания, игра « спасибо тебе». Вальс « дружбы». Ролевые игры. |
4 класс. | ||
1.Кто я? Мои особенности и возможности. 2.Мой класс и мои друзья. 3.Мое прошлое , настоящее, будущее. | Беседа, проектная деятельность, выставка рисунков, обсуждение, дискуссия, работа в парах, ролевая игра. | Профориентация, введение понятий «внутренний мир человека», разминка « интервью», разминка « один, два, три», копилка способов для дружбы, для определения лидерства игра « фломастеры», раздача званий и тутулов. Ролевые игры. |
Формы учета знаний: ролевые игры, дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания.
В силу специфики внеурочных занятий полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру занятия и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри занятия наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на тему занятия и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений.
При проведении внеурочной деятельности в 1- 4 классах необходимо использование следующих технологий:
Тематическое планирование
Номер | Тема | Количество часов |
1 класс | ||
1. | Я умею управлять собой. | 2 |
2. | Я умею преодолевать трудности. | 2 |
3. | Я умею слушать других. | 2 |
4. | Я умею учиться у ошибки. | 2 |
5. | Я умею быть доброжелательным. | 2 |
6. | Я - доброжелательный. | 1 |
7. | Я умею быть ласковым. | 1 |
8. | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими. | 2 |
9. | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. | 2 |
10. | Я учусь решать конфликты. | 2 |
11. | Я умею разрешать конфликты. | 1 |
12. | Радость. Что такое мимика? | 1 |
13. | Радость. Что такое жесты? | 1 |
14. | Радость. Как ее доставить другому? | 1 |
15. | Радость можно передать прикосновением? | 1. |
16. | Грусть. | 2 |
17. | Страх. | 1 |
18. | Страх. Как его преодолеть? | 1 |
19. | Гнев. С каким чувством он дружит? | 1 |
20. | Гнев и его польза?. | 1 |
21. | Обида. | 2 |
22. | Разные чувства. | 1 |
23. | Итоговое. | 1 |
Итого: 33 часа | ||
2 класс | ||
1. | Вспомним чувства. | 6 |
2. | Качества людей. | 16 |
3. | Какой Я – Какой ты. | 12 |
Итого: 34 часа. | ||
3 класс | ||
1. | Я – фантазёр. | 9 |
2. | Я и моя школа. | 8 |
3. | Я и мои родители. | 6 |
4. | Я и мои друзья. | 4 |
5. | Что такое сотрудничество? | 7 |
Итого: 34 часа. | ||
4 класс | ||
1. | Кто я? Мои особенности и возможности. | 14 |
2. | Мой класс и мои друзья. | 10 |
3. | Мое прошлое, настоящее и будущее. | 10 |
Итого: 34 часа. |
Приложение
Методика "Определение мотивов учения" для 1 класса
Методика изучения мотивации учащихся
Автор М.Р. Гинзбург
Цель: Определение мотива учения первоклассников.
Инструкция. Ребята, я сейчас расскажу вам о детях, которые ходят в школу по разным причинам. Потом я вам дам задание, поэтому слушайте внимательно и запоминайте, почему дети ходят в школу.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).
Слушайте внимательно: на кого ты хотел бы быть похожим: выбери одного мальчика или девочку и поставь «+» рядом с выбранной картинкой. Все поняли? Готовы?
:
Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив - 0 баллов;
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ
Уровни | Выбор 1 | Выбор 2 | Выбор 3 | Общая оценка |
I | 5 | 5 | 5 | 13 - 15 |
II | 4 | 4 | 4 | 10 - 12 |
III | 3 | 3 | 3 | 7 - 9 |
IV | 2 | 2 | 2 | 4 - 6 |
V | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 3 |
Количественный:
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Качественный:
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
2 класс
Входная диагностика « Какой Я»
По методике «Какой Я» Сьюзен Деллингер.
Цель: диагностика учащихся в целях, выявления индивидуально-типологических различий личности учащегося и особенностей его поведения.
( данная таблица – образец).
№ | Качество личности | да | нет | Иногда | Не знаю |
1. | Хороший | ||||
2. | Добрый | ||||
3. | Умный | ||||
4. | Послушный | ||||
5. | Вежливый | ||||
6. | Честный |
Данная диаграмма показала, что качества личности ребенка приблизительно равна. Но есть проблема – вежливость.
Вывод: очень важно при планировании внеурочных занятий учитывать специфику класса, ориентироваться на свой стиль работы и собственные задачи при работе с детьми.
Приложение
Игры во внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Методические рекомендации по проведению игр
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№3 г. Черепанова»
Потехина Зинаида Анатольевна
№ | Название игры | Правила |
1 | Ролевая гимнастика | Выбирается ведущий, который показывает карточки с изображением различных животных. Дети по очереди их изображают. |
2 | Работа в парах «Изобрази предмет» | Это игра -пантомима. Нужно уметь выражать эмоции, чувства с помощью жестов. |
3 | «Буквы на спине». | На спине игроков крепятся буквы, из которых можно составить слово. Командам задается вопрос, игроки должны выстроиться так, чтобы получился ответ, из имеющихся букв. |
4 | « Клубок ниток» | Для выполнения задания следует приготовить клубок ниток. Учитель произносит, что когда он заходит в класс, чувствует, как между детьми тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, что образуется комочек тепла, который охватывает всех. Затем он обматывает ниточку вокруг ладони одного ребенка со словами: «Ты - частица клубочка тепла, потому что ты ...» Потом тянет клубочек к следующему ученика и так, пока все будут объединены нитью. Тогда учитель предлагает почувствовать, как через ниточки они получают тепло от других детей, и назвать их имена. Затем нить разрезают и отдают каждому ребенку как знак теплых отношений в классе. |
5 | Рисунок имени | Беседа о профессиях, о том, кем они хотят быть в будущем. Ребёнок выбирает себе героя из профессии, рисует рисунки к его деятельности. Затем пишет свое имя и изображает в виде рисунка предмет, связанный с его выбором профессии. |
6 | Сказка ФЛО | ФЛО –это маленький житель. Придумывание сказок с этим жителем: например, ФЛО и Листошум». Если дети не умет писать, можно составлять сказку в виде рисунков и затем, устно объяснить. |
Список литературы
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru– сайт информационных ресурсов;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий