государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области
«Средняя общеобразовательная школа с. Белогорное
Вольского района»
Рассмотрено Руководитель МО __________/Подсевалова В.П./ Протокол № __ от _____2022г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Мухина Н.Н./ _______________2022г. | Утверждено Директор ____________/Носкова Н.В./ Приказ № ____ от______2022г. |
Дополнительная общеобразовательная программа кружка
по общеинтеллектуальному направлению
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
для обучающихся 4 класса
Подсеваловой Веры Павловны - 1 категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от __________2022г.
с. Белогорное
2022г
Пояснительная записка
Программа кружка «Секреты орфографии» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа разработана с целью расширения курса «Русский язык» и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Секреты орфографии” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Цель:
Задачи:
Сроки реализации программы
Программа кружка «Секреты орфографии» разработана на 2022-2023 учебный год, для обучающихся 4 класса. 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4 Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3 Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4 Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5 Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6 Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач.
7 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9 Овладение следующими логическими действиями:
-сравнение;
-анализ;
-синтез;
-классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-установление аналогий и причинно – следственных связей;
-построение рассуждений;
-отнесение к известным понятиям.
10 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11 Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12 Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Содержание программы
Развитие речи
«В мире безмолвных и неведомых звуков»
Игра – занятие «Волшебные слова»
Фразеологические обороты.
«В глубь веков на Машине времени»
«К словам – родственникам»
«К словам – родственникам»
«Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение»
«Все ли однородные одного рода»
Конструирование сложных предложений из простых предложений.
Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря»
«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»
«В гостях у Омонимов и Антонимов»
Словообразование
«Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы».
«Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?»
«Основа плюс морфема, или как делают слова»
Игра - занятие «Образование слов»
Как устроен наш язык
«Где живут слова и как они находят своё место»
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.
Род имен существительных. Число имен существительных.
Склонение имен существительных.
Три склонения имен существительных.
Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.
Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные.
Местоимение. На своем прямом месте.
«Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение».
« На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола.
Совершенный и несовершенный вид глагола.
I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола.
Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.
Глаголы – исключения.
Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»
Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий.
Закрепление
Итоги мониторинга.
Обобщающий урок – КВН «Части речи»
Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях дополнительного образования.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Развитие речи | 12 |
2 | Словообразование | 4 |
3 | Как устроен наш язык | 16 |
4 | Закрепление | 2 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |
план | факт | ||||
Развитие речи | 12ч | ||||
1 | «В мире безмолвных и неведомых звуков» | 1 | |||
2 | Игра – занятие «Волшебные слова» | 1 | |||
3 | Фразеологические обороты. | 1 | |||
4 | «В глубь веков на Машине времени» | 1 | |||
5 | «К словам – родственникам» | 1 | |||
6 | «К словам – родственникам» | 1 | |||
7 | «Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение» | 1 | |||
8 | «Все ли однородные одного рода» | 1 | |||
9 | Конструирование сложных предложений из простых предложений. | 1 | |||
10 | Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» | 1 | |||
11 | «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» | 1 | |||
12 | «В гостях у Омонимов и Антонимов» | 1 | |||
Словообразование | 4ч | ||||
13 | «Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы». | 1 | |||
14 | «Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?» | ||||
15 | «Основа плюс морфема, или как делают слова» | 1 | |||
16 | Игра - занятие «Образование слов» | 1 | |||
Как устроен наш язык | 16ч | ||||
17 | «Где живут слова и как они находят своё место» | 1 | |||
18 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
19 | Род имен существительных. Число имен существительных. | 1 | |||
20 | Склонение имен существительных. | 1 | |||
21 | Три склонения имен существительных. | 1 | |||
22 | Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. | 1 | |||
23 | Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. | 1 | |||
24 | Местоимение. На своем прямом месте. | 1 | |||
25 | «Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение». | 1 | |||
26 | « На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола. | 1 | |||
27 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 1 | |||
28 | I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
29 | Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. | 1 | |||
30 | Глаголы – исключения. | 1 | |||
31 | Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» | 1 | |||
32 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | 1 | |||
Закрепление | 2ч | ||||
33 | Итоги мониторинга. | 1 | |||
34 | Обобщающий урок – КВН «Части речи» | 1 |