Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ОНР
Тема: «Автоматизация звука [Ж]»
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять в образовании множественного числа имен существительных; формировать навыки согласования существительных с количественными числительными; автоматизировать звук [Ж] в слогах и словах; уточнить правильную артикуляцию звука [Ж], активизировать в речи названия предметов со звуком [Ж].
Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать слуховое, зрительное внимание и память; развивать фонематическое восприятие; формировать длительный плавный выдох; развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, совершенствовать навыки произвольной регуляции поведения и деятельности
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать навыки инициативности и самостоятельности; формировать положительную установку на занятие.
Оборудование: мягкая игрушка собачка Жужа, картинки-символы, предметные картинки, мелкие игрушки в названии которых есть звук [Ж], зеркало.
Предварительная работа: организация дидактических «Поймай звук», «Один - много», «Один-два-пять», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Где спрятался звук», «Скажи ласково»; формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука [Ж]; отработка опорных звуков; постановка звука [Ж].
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй дружок. Сегодня к нам в гости пришла собачка Жужа. Поздоровайся с ней. Повтори, как ее зовут. Она хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ним поиграть?
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Жужа будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ей, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Дудочка», «Качели», «Парус», «Блинчик», «Чашечка».
3. Характеристика и артикуляция звука [Ж].
Логопед: С какого звука начинается имя нашей собачки? (со звука [Ж]).
- А когда мы произносим звук [Ж], губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).
- Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).
- А как ты определила, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук [Ж], то мы услышим звук в ушах).
- Молодец, теперь, и Жужа узнала, что звук [Ж] – согласный, звонкий, твердый.
4. Игра: «Поймай звук» - развитие фонематического восприятия
Логопед: мы с Жужей будем произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук [Ж], хлопни в ладоши (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жало, стол, гараж, дружок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).
- Молодец.
5. Игра: «Что изменилось?» - развитие внимания, кратковременной памяти.
Логопед: Собачка Жужа приготовила тебе сюрприз. Она принесла картинки. Запомни все картинки, которые изображены (жаба, жук, флажок, еж, нож), запомни в какой последовательности они расположены .
- Запомнила, а сейчас закрой глаза. Я поменяю картинки местами, а скажешь, что изменилось.
6. Игра: «Повторяй за нами» – автоматизация в слогах и словах:
Жа-жа-жа - жар;
Жа-жа-жа - жаба;
Жа-жа-жа - жало;
Жо-Жо-Жо – Жора;
Жо-жо-жо- рожок;
Жо-жо-жо- лужок;
Жо-жо-жо- флажок;
Жу–жу-жу - жук
Жу-жу-жу- лежу;
Жи-жи-жи – в море плавают моржи;
Жа-жа-жа- сидят на ветке два чижа;
Жа-жа-жа-покажи ежа;
Жу-жу-жу-я по лужам не хожу;
Жу-жу-жу – молока дадим ежу
7. Игра: «Сдуй, назови и скажи где спрятался звук»
Жужа приготовила тебе еще один сюрприз. Она спрятала под снежинками картинки, постарайся их сдуть и назвать картинки (журнал, лыжи, жираф, ёжик, жаба, морж, жук, снежинка).
- Скажи пожалуйста в слове журнал, где находится звук [Ж] в начале слова, в середине или в конце? И.т.д.
8. Игра: «Назови ласково»
Логопед: Давай научим Жужу произносить слова ласково, мы будем произносить слова, а ты произнесешь их ласково:
Утюг - утюжок,
Жук - жучок,
флаг – флажок,
друг - дружок,
пирог - пирожок,
ёж - ёжик,
берег - бережок,
флаг – флажок,
нож - ножик,
жилет - жилетик,
дождь-дождик;
жакет - жакетик
9.Физкультминутка.
Вот и Жужкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше подтянись.
Ну-ка плечи распрями.
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись.
Рук коленями коснись.
10. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Лентяй - труженик;
гасить - зажигать;
греть - охлаждать;
вставать - ложиться;
удаляться - приближаться;
холод - жара;
мягкий - тяжелый;
правдивый - лживый;
ловкий - неуклюжий;
легкий – тяжелый.
11. Дидактическое упражнение «Один-два-пять»
Логопед: посчитай по образцу:
Пример: Одна жаба, две жабы, пять жаб;
Один нож, два ножа, пять ножей;
Одна лужа, две лужи, пять луж;
Один флажок, два флажка, пять флажков;
Одна баржа, две баржи, пять барж.
12. Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(катать Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(катать Су-Джок между ладонями).
13. «Догадайся»
Логопед: Жужа принсла игрушки, посмотри какие они маленькие и красивые. Я сейчас буду описывать эти игрушки, а ты догадайся, про какую игрушку я говорю
длинношее, ушастое, в пятнышках … (жираф)
маленький, когда летает жужжит… (жук)
серый, много иголок, фыркает… (еж)
маленький, любит зимой сосать лапу, и очень любит мед… (медвежонок)
не лопата, не совок, что захватит, то в роток (ложка)
14. Итог занятия.
Логопед: Мы сегодня хорошо провели время с собачкой Жужей. А тебе понравилось играть с ней? А что именно, расскажи. Молодец.
Какой звук мы сегодня повторяли? Ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук «Ж». И Жуже понравилось на нашем занятии, она тебя благодарит. Скажи ей «до свидания», и пойдем в группу.