Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


кружок

Актуальность данной программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Шашка и шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Свиягинский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»села Чкаловское

Спасского района Приморского края

« Утверждаю»

директор МБОУ « СОШ № 7»

с. Чкаловское

_______________/Аксенова Е.Л./

«____» _______2021г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир шашек и шахмат»

физкультурно - спортивной направленности

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Свирид Татьяна Антоновна,

учитель начальных классов

жд/ст. Свиягино

2021г

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы:

Актуальность данной программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей.

Шашка и шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

(своевременность, современность предлагаемой программы, соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Уровень освоения: базовый.

Отличительные особенности:

Отличительной особенностью данной программы являются теоретические и практические занятия, которые позволяют закрепить полученные знания и умения. Шашки и шахматы дают возможность реализовать свой творческий и умственный потенциал.

          В поэтапном освоении, дает возможность обучающимся с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. В методе индивидуального подхода к каждому обучающемуся давать задания разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребенку, при помощи создания педагогом «ситуация успеха» для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.

Адресат программы

Образовательная программа предназначена для обучающихся жд/ст.Свиягино 7 - 10 лет. Условия набора детей в кружок свободный, принимаются все желающие. Группа комплектуется разновозрастная, учитывается интересы детей и родителей. Наполняемость в группе -до 15 детей. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю.

Образовательная программа  рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год составляет – 34 ч.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры и игры в шашки.

Задачи:

1.      Обучающие:

         изучать правил игры в шашки и шахматы;

         изучать и владеть основами игры;    

         владеть основными приемами техники и практики.

2.      Развивающие:

         развивать к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации;

         развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

         развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться.

3.      Воспитательные:

         вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;

         воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.

         воспитывать отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:

целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

1.3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Инструктажи по ТБ и ПБ

0,5

 0,5

1

анкетирование

беседа

2

Шашки

4,5

5,5

10

2.1

Шашечная теория

0,5

0,5

1

викторина

2.2

Краткая история шашек

0,5

0,5

1

опрос

м

Шашечная доска.

1

1

2

Викторина

наблюдение

2.4

Шашечные дороги

0,25

0,75

1

Разбор партий

2.5

Основные правила шашечной игры.

0,25

0,75

1

тест

2.6

Правильная расстановка фигур. Выгодные позиции в шашках

1

1

2

Блицтурнир

2.7

Тактика в шашечной игре

1

1

2

Разбор партий.

3

Шахматы

6,5

9

15,5

3.1

Шахматная теория

0,25

0,75

1

Наблюдение,

опрос

3.2

История шахмат

0,75

0,25

2

Викторина

наблюдение

3.3

Шахматная доска.

1

1

2

опрос

3.4

Понятие хода на доске.

0,25

0,75

1

 Турнир

партия

3.5.

Шахматные дороги

0,25

0,75

1

турнир

3.6.

Начальное положение шахматных фигур.

0,25

0,75

1

опрос

3.7.

Название и сила шахматных фигур.

1

1

2

Викторина

наблюдение

3.8.

Основные правила шахматной игры.

1,25

0,75

2

тест

3.9.

Определение стратегий шахмат.

0,25

0,75

1

Разбор партий

3.10.

Знать название фигур в шахматах, понятие мат и шах

0,25

0,75

1

опрос

3.11

Ходы и взятие фигур

0,25

0,75

1

Разбор партий

3.12

Тактические приемы и особенности их применения

0,25

0,75

1

Разбор партий

4

Шашечный турнир.

0,25

1,75

2

Блицтурнир

5

Шахматный турнир.

0,25

1,75

2

Блицтурнир

6

Участие в соревнованиях и турнирах

 0,25

1,75

2

 Конкурс

тест

7

Итоговое занятие

0,5

 1

1,5

Итого

 14

 20

34

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Теория: Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Практика: Анализ плана работы, анализ правил внутреннего распорядка.

Раздел 2. Шашки  – 10 ч.

Тема 2.1. Шашечная теория

Теория: Понятия о правилах игры. Сущность шашечной нотации и ее значение. Понимание шашек как части общечеловеческой культуры.

Практика: Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.2. Краткая история шашек.

Теория: История возникновения шашек. Древность Русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное значение шашек.

Практика. Наглядный иллюстративный показ и рассказ.

Тема 2.3. Шашечная доска.

Теория: Познакомить шашечной доской, белыми и черными полями.

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.4. Шашечные дороги.

Теория: Отработка навыков по расстановке фигур на доске.

Практика. Игровая практика.

Тема 2.5. Основные правила шашечной игры.

Теория: Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций.

Практика. Игровая практика.

Тема 2.6. Правильная расстановка фигур. Выгодные позиции в шашках.

Теория: Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.7. Тактика в шашечной игре.

Теория: Знакомство с комбинацией. Тактические возможности партии.

Практика. Игровая практика.

Раздел 3. Шахматы – 15,5 ч.

Тема 3.1. Шахматная теория

Теория: Простейшие сведения о системе шахмат

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 3.2. История шахмат.

Теория: Истоки возникновения игры. Распространение шахмат на Востоке. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы.

Практика. Наглядный иллюстративный показ и рассказ.

Тема 3.3. Шахматная доска.

Теория: Познакомить шахматной доской: ее формой, белыми и черными полями. Правильное расстановка шахматной доски.

Практика. Расстановка фигур. Игровая практика.

Тема 3.4. Понятие хода на доске.

Теория: Понятие взятие на доске. Понятия взятия противника.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.5. Шахматные дороги

Теория: Горизонтали, вертикали и диагонали и их обозначение.

Практика. Применение типовых позиций и правил.

Тема 3.6. Начальное положение шахматных фигур.

Теория: Начальная позиция шахматных фигур.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Игровая практика.

Тема 3.7. Название и сила шахматных фигур.

Теория: Ходы шахматных фигур: слона, ладьи, коня, ферзя. Особенности и отличия ходов фигур.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.8. Основные правила шахматной игры.

Теория: Правильная расстановка фигур. Выгодные позиции в шахматах.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.9. Определение стратегий шахмат.

Теория: Удобное размещение фигур. Организация взаимодействия фигур.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.10. Знать название фигур в шахматах, понятие мат и шах.

Теория: Осуществление поиска необходимой информации, целесообразной ее использование и обобщение.

Практика. Применение типовых позиций. Игровая практика.

Тема 3.11. Ходы и взятие фигур

Теория: Планирование хода игры.

Практика. Развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика.

Тема 3.12. Тактические приемы и особенности их применения.

Теория: Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.

Практика. Игровая практика.

Раздел 4.Шашечный турнир- 2ч.

 Привлечение ребят к участию в турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Прогнозирование результата игры.

Раздел 5.Шахматный турнир – 2ч.

Раздел 6.Участие в соревнованиях. 2ч.

Прогнозирование результата игры.

Раздел 7.Итоговое занятие– 1,5ч

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет: развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;

формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

У обучающего будет развита личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

способы решения проблем творческого и поискового характера;

как слушать собеседника и вести диалог;

возможности существования различных точек зрения;

как осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и адекватно оценивать собственное поведение.

Обучающийся приобретёт:

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

знания по определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

шахматные и шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

Обучающийся будет уметь:

правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой;

сравнивать, находить общее и различие;

ориентироваться на шахматной доске.

Обучающийся будет владеть:

шахматными и шашечными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

правилами хода и взятия каждой из фигур.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в кабинете начальных классов. Имеются столы и стулья для учащихся до 20 человек. Имеются :6 комплектов шашек и 5 комплектов шахмат; интерактивная доска с проектором, ноутбук.

 Есть шахматные часы, нет настенной шахматной доски. Имеются учебные пособия по шашкам и шахматам.

Для проведения занятий имеется постоянное помещение, оборудование, температура в помещении не ниже 18 градусов, с соблюдением гигиенических норм, освещение соответствует нормам.

2. 2.Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Городецкий В.Г. «Книга о шашках»

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Двуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985

Капабланка Г.Б. «Тактика защиты»

Карточки-дебюты - Опорные схемы - простой карандаш - линейка - бумага для рисования.

Козырев Н.Г. «Шашечные окончания»

Методические рекомендации — (Первый год обучения). Шахматы для всей семьи (+СД с обучающими видео уроками) – СПБ.: Питер.2009.

Шахматы в школе / Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова/ — Изд. Москва «Просвещение» 2017.

-www. chess-partner.ru (шахматы-детям!)

-www. checkers. ru (шашки детям)

Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

Художественная литература для детей по шахматной тематике.

Булычев К. Сто лет тому вперед.

Велтистов Е. Победитель невозможного.

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

Лагин Л. Старик Хоттабыч.

Надь К. Заколдованная школа.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

Раскатов М. Пропавшая буква.

Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

Литература .

1.Ласкер Эмануил «Учебник шахматной игры» Москва. «Физкультура и

спорт»,1980

2.Костьев А.Н. «Учителю о шахматах» Москва. «Просвещение», 1986

3.Сокольский А.П. «Ваш первый ход» Москва .«Физкультура и спорт», 1989

4.Адамович В.К. «Позиционные формы борьбы в русских шашках» Москва.

«Физкультура и спорт», 1976

5.Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. «64 и 100» Москва.

«Физкультура и спорт», 1982

Материальная база в кабинете шахмат:

1.Комплекты шахмат в количестве 4

2.Комплект шашек в количестве 6

3.Шахматные часы – 2;

4. Дидактический материал, в том числе раздаточный.

2.3.Основополагающими критериями эффективности реализации Программы с точки зрения компетентностного подхода является степенью сформированности компетентностей.

У учащихся будут сформированы выше обозначенные компетентности.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися Программой используются следующие методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (конкурсах, турнирах, соревнованиях), активности обучающихся на занятиях;

- мониторинг (контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы).

Виды контроля

Формами подведения итогов реализации программы могут быть: опрос, коллективный анализ игр, соревнования, турнир, открытое занятие для педагогов и родителей.

Форма аттестации и оценочные материалы

Итоговая аттестация обучающихся – неотъемлемая часть образовательных отношений, так как позволяет всем его участникам оценить результат освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Цель итоговой аттестации - выявление уровня обученности и его соответствия прогнозируемым результатам программы.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае.

Формы проведения аттестации:

(Например)

Контрольно- измерительный материал

1) Самая главная шахматная фигура?

а) ферзь б) король в) ладья

2) За один ход пешка из начальной позиции может пойти?

а) на 3 поля б) на 1 поле в) на 2 поля

3) Ценность фигур измеряется в ….?

а) пешках б) рублях в) слонах

4) В какую фигуру не может превратиться пешка?

а) ферзя б) короля в) слона

5.Закончи предложение

1) Король с королём не ________________________________________

2) Шах – это нападение на _____________________________________

3) Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника – это __________________________

6. Ответь на вопросы.

-а) В каком направлении ходит пешка?

–б )Ходит ли пешка по горизонтали?

–в )В каком направлении бьёт пешка?

–г)  Может ли пешка сделать шаг назад?

–д)  Бьёт ли пешка назад?

– е) Превращается ли пешка в короля?

– ж) В какие фигуры может превратиться пешка?

– з) Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему?

– и) Какой ход может сделать пешка с исходной позиции?

-к) как ходит король?

10.Ответы

1б, 2в, 3а, 4б (4 балла)

5. 1-не встречается,2-короля, 3- умение атаковать фигуры соперника (например, нападение на ферзя) 6 баллов

6.а)- вперед на 1-2 поля

-б) нет

-в) по диагонали

г) нет

д) нет

е) нет

ж) ферзя, ладью, слона, коня

з) нет, они из одной армии

и) вперёд на1 поле, или на 2 поля

к) на одну клетку во всех направлениях.

(10 баллов)

Максимальное количество баллов -20.

Шашечная викторина

Вопрос 1

Какая из этих игр не является"родственницей" шашек?

Варианты ответов

Вопрос 2

Как называется доска для игры в шашки?

Варианты ответов

Вопрос 3

Какой формы шашечная доска?

Варианты ответов

Вопрос 4

Какого цвета клетки поля при игре в шашках?

Варианты ответов

Вопрос 5

На каком цветовом поле ведется игра?

Варианты ответов

Вопрос 6

Сколько клеток на доске русских шашек?

Варианты ответов

Вопрос 7

Можно ли ходить простой шашкой назад?

Варианты ответов

Вопрос 8

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и налево?

Варианты ответов

Вопрос 9

В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски.

Варианты ответов

Вопрос 10

Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Варианты ответов

Вопрос 11

Какое количество шашек в распоряжении игроков в русских шашках?

Варианты ответов

Вопрос 12

Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Варианты ответов

Вопрос 13

В какую игру ещё можно играть на шашечнице?

Варианты ответов

Вопрос 14

Как зовут человека , который играет в шашки?

Варианты ответов

Вопрос 15

На каких квадратах располагаются шашки?

Варианты ответов

Вопрос 16

Как располагаются шашки в начале игры?

Варианты ответов

Вопрос 17

А как определить, кому, какими играть?

Варианты ответов

Для оценки эффективности деятельности кружка используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся

Ф.и

Контр.

задан.

Уров.

теор.

Уров.

практ.

Ср.балл

Уров.усв.

прогр.

Кол-во баллов

Формы отслеживания и фиксации образовательных результато:

грамота;

материал анкетирования и тестирования, отзыв детей и родителей;

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Защита проектных работ; открытое занятие; соревнование

2.3 Методические материалы.

Используемые методы и технологии, дидактические средства:

Методы:

-частично-поисковый

-словесный

-практический

-наглядный

-творческий

Технологии:

-игровые

-компьютерные

-педагогического сотрудничества

-групповые

-проблемного обучения

-здоровьесберегающие

Дидактические средства:

-методическая литература, сборники

-учебно-познавательные книги

-аудиозаписи

-тестовый материал

-схемы-карточки

-тренажеры

(Например)

Тест

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Начало формы

1. 

Какая страна большинством исследователей считается родиной шахмат?

Индия

Китай

Япония

2. 

Сколько клеток на шахматной доске?

32

64

128

3. 

Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?

Шах умер

Шах взят в плен

Шах, потерявший шанс

4. 

Как звучит классическая шахматная задача «Задача о восьми ферзях»?

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не был ближе к другому, чем на 3 клетки»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы каждый из них заканчивал игру в три хода»

5. 

Каковы размеры стандартной шахматной доски?

16х16 клеток

10х10 клеток

8х8 клеток

6. 

Чему равна материальная ценность ферзя?

Примерно девяти пешкам

Примерно половине короля

Двум ладьям и двум коням

7. 

Сколько пешек присутствует в начале игры на стандартной шахматной доске?

Восемь

Шестнадцать

Двадцать

8. 

Как по правилам может двигаться Ладья?

На любое число полей по горизонтали или по вертикали, при условии, что на её пути нет фигур

На любое число свободных полей в любом направлении по прямой

На любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур

9. 

Соответствует ли правилам игры утверждение «Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали»?

Да

Нет

10. 

Сколько раз в течение партии можно произвести Рокировку, согласно правилам?

Один

Два

Три

11. 

Какого вида мата не существует?

Линейный

Взрослый

Детский

12. 

Как называется «ничья» в шахматах?

Бат

Кат

Пат

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в кабинете начальных классов. Имеются столы и стулья для учащихся до 20 человек. Имеются :6 комплектов шашек и 5 комплектов шахмат; интерактивная доска с проектором, ноутбук.

 Есть шахматные часы, нет настенной шахматной доски. Имеются учебные пособия по шашкам и шахматам.

Для проведения занятий имеется постоянное помещение, оборудование, температура в помещении не ниже 18 градусов, с соблюдением гигиенических норм, освещение соответствует нормам.

2. 2.Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Городецкий В.Г. «Книга о шашках»

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Двуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985

Капабланка Г.Б. «Тактика защиты»

Карточки-дебюты - Опорные схемы - простой карандаш - линейка - бумага для рисования.

Козырев Н.Г. «Шашечные окончания»

Методические рекомендации — (Первый год обучения). Шахматы для всей семьи (+СД с обучающими видео уроками) – СПБ.: Питер.2009.

Шахматы в школе / Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова/ — Изд. Москва «Просвещение» 2017.

-www. chess-partner.ru (шахматы-детям!)

-www. checkers. ru (шашки 

Конец формы

Правила игры в шашки

Чтобы выигрывать в шашечных партиях, необходимо хорошо усвоить правила. Новичкам они кажутся несложными, но в простоте скрывается ключ к победам.

Что необходимо для игры

Для проведения шашечной партии потребуется игровой набор – доска с фишками. Если планируется игра с ограничением времени каждого хода, как в настоящих турнирных партиях, то потребуется шахматный таймер. Вместо него можно использовать часы с секундомером.

Количество игроков

В игре всегда принимают участие 2 человека, которые находятся на равных стартовых позициях. Если противника нет, можно провести партию с компьютерной программой.

Сколько фигур в шашках

В русских шашках используют комплект из 24 боевые единиц – 12 светлых и 12 темных. Цвет фишек для каждого игрока выбирается посредством жребия либо по предварительной договоренности.

Как правило, всегда проводится четное количество партий, чтобы каждый участник мог провести игру и белыми, и черными фигурами.

Как правильно расставлять шашки

Прежде всего, необходимо разместить доску правильно, чтобы угловая темная клетка находилась слева относительно игрока. Затем каждый участник должен расставить свои шашки на темных клетках ближайших к нему 3 рядов – по 4 штуки в каждом.

При этом между армиями соперников остается 2 незанятых горизонтальных ряда, которые и создают пространство для начала развертывания тактических операций

Как ходят и бьют шашки

В начале игры все шашки на доске принято считать простыми. Каждая фигура передвигается исключительно по темным полям, совершая диагональное движение вперед на ближайшую клетку. При этом совершаемый ход может быть тихим либо ударным.

В первом случае шашка перемещается на свободное соседнее поле, а во втором совершает взятие фигуры противника, перескакивая через нее на свободную клетку. При этом рубить можно и назад. По окончании хода битые фигуры снимаются с доски.

Если игрок коснулся шашки, он должен ею походить.

Если участник дотронулся до фигуры, то обязан ходить ей. При этом ход шашки считается совершенным, если игрок сделал перемещение и отпустил руку.

Кто ходит первый

Первое движение совершает игрок, которому принадлежат светлые фигуры. Затем ходы осуществляются соперниками поочередно.

Правила игры в шахматы.
     Как бы не хотелось сразу же приступить к игре, следует изначально тщательно изучить правила этой игры. Правила шахмат для начинающих описаны во множестве книг, а в наш век компьютерных технологий и интернета ознакомиться с ними не составит никакого труда. Итак, какие правила игры можно назвать основными и на какие из них новичку в этом деле стоит обратить внимание?
     

Изначально стоит понять суть и цель этой игры. Она представляет собой деревянную доску, которая расчерчена на 64 мини поля, которые раскрашены в два цвета: к примеру, черный и белый, желтый и коричневый и т. д. Не важно какие цвета будут использованы. Главное – это контраст между ними. Эти 64 квадрата делятся еще на две половины доски, каждая их которых принадлежит одному из двух игроков.

     Каждый из участников является владельцем 16 фигурок. Они могут быть выполнены из разных материалов и также различаются по цветам: черные и белые. Целью игры является победа или как говорят шахматным языком – «поставить мат». Мат – это определенный тип шахматной ситуации, когда фигуре под названием король не может избежать шаха. Это значит, что все поля вокруг него заняты фигурами и ли находятся под ударом соперника. Эта безвыходная ситуация и называется «мат». Поставленный мат означает завершение игры и, соответственно, победу.
    Игра начинается с проставления фигур, а потом путем жеребьевки определяется кому какая половина доски с фигурами соответствующего цвета принадлежит. Общепринятым правилом является тот момент, что белые фигуры начинают игру. А потом ходы совершаются путем очередности. Для того, чтобы обыграть противника необходимо подключать логическое мышление и иногда нужно немного математического расчета. Также начинающим следует изучить как именно ходит каждая из фигур. Для общего впечатления можно очертить основные правила:
• все фигуры кроме коня не могут «перепрыгивать» через своих оппонентов
• расположить свою фигуру на поле соперника можно только «съев» одного из его представителей и заняв его место
• конь ходит исключительно буквой «Г» и никакие другие маневры ему не свойственны
• необходимо располагать фигурки на поле доски так, чтобы они выполняли защитную функцию для вас и угрожали атакой вашему сопернику.
      Каждый из игроков обладает следующими фигурками: 1 король, 1 ферзь, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Все фигурки перед началом игры располагаются в 2 ряда.
     Правила шахмат для начинающих помогут усвоить основные игровые момент. Все остальное понять более досконально можно исключительно в процессе игры. Помните, что, если вы коснулись фигурки,- даже не специально, вы обязаны нею походить. Тоже касается вашего соперника – вы вправе заставить его ходить, если он прикоснулся к фигурке. Кроме того, в шахматы можно играть на время. Время выделяется на партию каждому из участников в равном количестве. Каждый использует время на свое усмотрение, но тот, чье время закончится раньше, считается проигравшим.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

02.09.2020- 28.12.2020

2 полугодие

12.01.2021- 28.05.2021

Возраст детей, лет

7-10

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

2.5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 2009 г.

В. Зак, Я. Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 2008 г

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Костьев А.Н. «Учителю о шахматах» Москва. «Просвещение», 1986

Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. «64 и 100» Москва.

«Физкультура и спорт», 1982

Р. Нежметдинов «Шахматы», Казань, 2010 г.

«Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2008 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области