Цикл занятий на тему: «Этот загадочный подводный мир»
Задачи:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
2. Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности морских жителей.
3. Продолжать обучать нетрадиционным способам рисования, развивать воображение, фантазию. Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме.
4. Расширять представления детей о многообразии творений окружающего мира.
Средства:
Методы и приёмы:
1. Словесный (чтение стихотворений, беседа, вопросы, рассказ).
2.Наглядный ( иллюстрации).
3.Практический (художественная деятельность).
4.Игровой (физминутка, ритмическое упражнение).
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря).
Вопросы:
- Как вы думаете, что это? (море)
- А что такое море? (большой водоём)
- Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)
- Кто из вас видел море?
- На чём можно путешествовать по морю? (корабле, лодке, пароходе)
- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?
- Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.
Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).
Воспитатель:
- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Предлагаю детям сесть за столы.
Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
Дети закрывают глаза.
- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Чтение стихотворения «Жители моря» и «Акула»(из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.82-83).
Воспитатель:
Ребята, а каких морских рыбок вы знаете?
Ответы детей (рыба-ёж, рыба-меч, акула, морской конёк, дельфин, осьминог, медуза, краб, морская звезда, сом). Показ иллюстраций морских животных.
Отгадайте загадки:
В мяч играет, веселится
И в воде всегда резвится.
Плавает он, и ныряет,
И людей всегда спасает.
(Дельфин)
Эта рыба-хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно…(акула).
Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу!- грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? - … (медуза).
Он клешнями щиплет больно
И кричит: ”С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб”.
Распугал соседей… (краб).
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конек).
Показ картинки с изображением акулы.
Акула хищная рыба и как правило всеядна. У акулы и самая толстая кожа, толщина которой 10 см, она похожа на очень плотную резину.
В её рацион входят другие животные. Среди них рыбы, млекопитающие. Про эту рыбу К.Чуковский писал: "…- каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны".
Работа с иллюстрацией (из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.82).
Как зовут самую большую из рыб?
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит-
Так живёт на свете…(кит).
Показ картинки с изображением кита.
По внешнему виду выглядит как все рыбы. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: "чудо-юдо".
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).
Море и кит были сотворены в один день? (море – в третий, рыбы – в пятый).
Как зовут самую маленькую рыбку? Самой маленькой в мире признана рыбка карликовый бычок, местом обитания которого является Индийский океан. Длина рыбы составляет 8,9 мм, то есть, она поместится на ногте.
Воспитатель:
-Какого цвета рыбы? (разного, жёлтого, серого, красного, синего)
-Гладкие или полосатые?(и гладкие, и полосатые)
-Какие у них плавники, хвостики?(красивые, большие, острые, колючие, как у павлина хвост)
-Есть ли усы? (у сома есть усы)
Какие чешуйки? (большие у больших рыб и маленькие у маленьких)
Воспитатель: давайте немножко отдохнём.
Физминутка "Рыбка".
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка".
Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем: какие они бывают.
-Кит какой? ( Большой, громкий).
-Черепаха какая? (Медленная, маленькая).
-Медуза какая? (Опасная, красивая, яркая).
-Морская звезда какая? (Красивая, маленькая, медленная).
-Осьминог какой? (Ловкий, быстрый).
- Дельфин какой? ( Красивый, умный, быстрый).
-Краб какой? ( Неторопливый, незаметный, маленький).
Воспитатель: Ребята, у меня есть настоящая раковина . Давайте приложим её у уху и послушаем. Что вы слышите?
Дети: Шум моря, ветра.
Воспитатель: Сколько интересного вы услышали. А знаете, что услышала я. Послушайте. Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли спокойно добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
Дети: Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …
Воспитатель: Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А ещё мы можем придумать нарисовать свой волшебный мир. Мы создадим такое море, где будет комфортно и уютно, спокойно жителям морей и других водоёмов.
Рисование «Морские жители». Дети рисуют под музыку обитателей моря.
Итог занятия. Понравилось ли вам занятие? Где мы сегодня с вами побывали? Кого мы встретили? Что нового узнали, что увидели, чем занимались? О ком мы сегодня говорили? Что вы узнали о рыбах? Что интересного о рыбах вы расскажите своим родителям?
На прогулке учим считалочку для подвижных игр «Черепаха хвост поджала»
(из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.83).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете когда сотворили (появилась) черепаху?
(Вместе со всеми животными). Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Ёрш и щука».