Саенко Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 31,
пгт. Краснобродский.
«Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
А.В.Текучев
Наиболее актуальна в настоящее время проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием.
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов – научить ребенка писать словарные слова без ошибок, сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача непростая и требует от современного учителя большой творческой работы.
При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. Разнообразные приёмы словарно-орфографической работа со словарными словами способствуют прочному запоминанию правильного написания словарных слов.
Предлагаю приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности.
Методические приёмы работы над правописанием словарных слов.
Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме при помощи игрового материала. Использование занимательного материала при обучении всегда вызывает особый интерес, активизирует учеников к деятельности, снимает усталость и напряжение.
Игра
Б А Я Т Е Р, Р ТА Т Е Д Ь, У К П А А Т (ребята, тетрадь, капуста).
п..ртр..т, м..л..т..к, с..л..м.., к..ньк.., т..л..ф..н
( портрет, молоток, солома, коньки, телефон).
33, 2, 13, 16, 12, 16 (яблоко); 4, 16. 18, 16. 5 (город), 19, 16, 2, 1,12,1 (собака)
Мскв, крндш, джрнй, стлц.
(Москва, карандаш, дежурный, столица).
фе, кон, та – конфета; ко, ло, яб – яблоко; ни, зем, ка, ля – земляника.
В записанных неверно словах нужно найти и исправить ошибки.
Буквы – липучки» (магниты)
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
-оро-
- - оло- (солома, около, молоко, молоток)
Шуточные вопросы-загадки
1) Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман, карета)
2) В каких словах встречаются ноты? (помидор, ребята, фасоль, дорога, сирень)
3) В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)
4) Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, сорока, витрина).
Ребусы
(воробей)
(ворона)
Метод графических ассоциаций
Суть метода в том, что ребенок, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть любого шрифта.
РАКЕТА (А - ракета),
ЯГОДА (О - ягода).
ЛЕСТНИЦА (Т - лестница)
ЗАВОД (А - труба завода)
Заяц (я - зайчик)
Горох (о - горошина)
«Мнемотехника» (графические ассоциации)
Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть» заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Дети должны сами делать рисунки прямо в тетрадях или в отельных словариках.
Приём “Чепушина”
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
М - медведь
О - однажды
Р - растение
О - около
З - земляника
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
Летом медведь ест корни растений, землянику.
Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.
Метод звуковых ассоциаций
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
(используется при составлении четверостиший из книги
«Словарь в стихах» Е.З. Солдатовой)
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали “Петя”-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот.
7
Петь не любит, любит мед.
- Ква! Ква! Ква! – квартира вдруг сказала.
Малышей перепугала.
Обращение к этимологии слова
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
Запомни шутя
Приём используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
Например, слово завтрак. Созвучное ему слово рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится:
На завтрак - рак.
БыстpО - мОй нОс быстрО pОc.
СОрока- Сорок СОрок воровали горох.
ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.
Запоминая такие фразы учащиеся, практически, не делают ошибок в этих словарных словах.
Русские пословицы и поговорки
Думай медленно, работай □□□□□□.
□□□□□□ заяц бегает, да дёшево стоит.
□□□□□□ поётся, □□□□□□ прядется.
□□□□□□е слово - речи основа.
Ассоциативные образы
ГАЗЕТА-БУМАГА
КАРМАН-ДЫРА
ЗАВОД-ТРУБА
КАПУСТА-ЗАЯЦ
СОБАКА-ХВОСТ
Используемые приемы вызывают у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию, способствуют развитию орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.