Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»

Цельпознакомить учителей начальных классов с используемыми приемами работы со словарными словами на уроках русского языка. Задачи применять и использовать приемы на практике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Саенко Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 31,

пгт. Краснобродский.

«Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
 А.В.Текучев

Наиболее актуальна в настоящее время проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием.

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов – научить ребенка писать словарные слова без ошибок, сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача непростая и требует от современного учителя большой творческой работы.

При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. Разнообразные приёмы словарно-орфографической работа со словарными словами способствуют прочному запоминанию правильного написания словарных слов.

Предлагаю приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности.

Методические приёмы работы над правописанием словарных слов.

Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме при помощи игрового материала. Использование занимательного материала при обучении всегда вызывает особый интерес, активизирует учеников к деятельности, снимает усталость и напряжение. 

Игра

Б А Я Т Е Р, Р ТА Т Е Д Ь, У К П А А Т (ребята, тетрадь, капуста).

п..ртр..т, м..л..т..к, с..л..м.., к..ньк.., т..л..ф..н

( портрет, молоток, солома, коньки, телефон).

33, 2, 13, 16, 12, 16 (яблоко); 4, 16. 18, 16. 5 (город), 19, 16, 2, 1,12,1 (собака)

Мскв, крндш, джрнй, стлц.

(Москва, карандаш, дежурный, столица).

фе, кон, та – конфета; ко, ло, яб – яблоко; ни, зем, ка, ля – земляника.

В записанных неверно словах нужно найти и исправить ошибки.

Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

- - оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шуточные вопросы-загадки

1) Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман, карета)

2) В каких словах встречаются ноты? (помидор, ребята, фасоль, дорога, сирень)

3) В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)

4) Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, сорока, витрина).

Ребусы

(воробей)

(ворона)

Метод графических ассоциаций

Суть метода в том, что ребенок, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть любого шрифта.

РАКЕТА (А - ракета),

ЯГОДА (О - ягода).

ЛЕСТНИЦА (Т - лестница)

ЗАВОД (А - труба завода)

Заяц (я - зайчик)

Горох (о - горошина)

«Мнемотехника» (графические ассоциации)

Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть» заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Дети должны сами делать рисунки прямо в тетрадях или в отельных словариках. 

Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М - медведь
О - однажды
Р - растение
О - около
З - земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

(используется при составлении четверостиший из книги

«Словарь в стихах» Е.З. Солдатовой)

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали “Петя”-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот.

7

Петь не любит, любит мед.

- Ква! Ква! Ква! – квартира вдруг сказала.

Малышей перепугала.

Обращение к этимологии слова

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

Запомни шутя

Приём используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

Например, слово завтрак. Созвучное ему слово рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится:

На завтрак - рак.

БыстpО - мОй нОс быстрО pОc.

СОрока- Сорок СОрок воровали горох.

ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.

Запоминая такие фразы учащиеся, практически, не делают ошибок в этих словарных словах.

Русские пословицы и поговорки

Думай медленно, работай □□□□□□.

□□□□□□ заяц бегает, да дёшево стоит.

□□□□□□ поётся, □□□□□□ прядется.

□□□□□□е слово - речи основа.

Ассоциативные образы

ГАЗЕТА-БУМАГА

КАРМАН-ДЫРА

ЗАВОД-ТРУБА

КАПУСТА-ЗАЯЦ

СОБАКА-ХВОСТ

Используемые приемы вызывают у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию, способствуют развитию орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области