Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "От истоков русской народной куклы до наших дней"

Цель исследовать историю русского народного обережья и собственные куклы-обереги. Задачи  узнать о происхождении куклы-мотанки и ее предназначении в жизни людей на Руси  исследовать виды тряпичных кукол  выявить особенности изготовления куклы ручной работы  представить изделия авторской работы, выявить самую лучшую идею и рассказать пошаговое изготовление куклы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 5"

Номинация: "Авторское изделие"

Тема проекта: "От истоков русской народной куклы до наших дней"

Выполнила: Снегирева Анна, 14 лет

ученица 8А класса, МБОУ "Школа №5"

Руководитель: Ларина Т.В., учитель технологии

Нижний Новгород, 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ

Живя в современности, люди, полностью погруженные в разработку новых открытий и достижений науки, совершенно забывают про свои истоки и прошлое предков, тем самым переставая культурно обогащаться. Именно поэтому нам необходимо восполнять духовную сферу жизни. Одним из материальных символов истории Руси в наше время является обрядовая кукла. Передаваясь из поколения в поколение, она сохраняет и переносит в себе обряды и традиции, культурные и нравственные ценности русского народа. Благодаря ним мы можем многое узнать о быте того времени, ценностях, мыслях и чувствах народа.

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут оказать нам услугу и сегодня.

Определение потребности: еще в детстве я занималась изготовлением русских кукол-оберегов, но времени стало не хватать, и я забросила это увлечение. Но сейчас я бы хотела восполнить упущенное, вновь начать творить, освоить значимые правила изготовления кукол и углубиться в их историю.

Актуальность проекта: обращение к культуре предков, изучение ее традиций и обычаев, принятие опыта, передаваемого из поколения в поколение, углубление в истоки

Цель: исследовать историю русского народного обережья и собственные куклы-обереги.

Задачи:

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 История возникновения славянских кукол-оберегов

Славянские куклы обереги появились очень давно. Наши праотцы верили, что Мир состоит не только из человеческих земель, но и мест обитания светлых и темных богов. Они поклонялись светлым богам, просили их о защите или исполнении желаний, опасаясь темных. Побаивались они не только Чернобога, но и его приспешников: сильных демонов, более слабых духов, прислуживающих ему людей – ведьм, колдунов.

Вознося молитвы и принося дары языческим божествам, славяне дополнительно изготавливали различные обережные предметы. Именно так появилась первая кукла.

История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. Во времена язычества многие занимались изучением трав. С их помощью славяне лечили, изгоняли болезни и нечисть, продлевали молодость.

Поэтому нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало его магические свойства. Над ними работали опытные женщины, много повидавшие на своем веку. К таким амулетам относились с большим почтением и передавали их по наследию от матери к дочке.

В глубокой древности куклы предназначались для защиты от болезней, несчастий, нечистей. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от других. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим игрушкам бережно.

Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

1.2 Виды народной куклы и их назначение

1. Обрядовые — изготавливались для участия в земледельческих, свадебных, праздничных событий. Такая кукла была активным участником и главным действующим лицом во всех важных календарных праздников. Она была связующим звеном между нашим материальным миром и неосязаемым, но, безусловно, существующим. Мысли, чувства и желания, обращенные к кукле, находят возможность контактировать с этой необъяснимой энергией и возвращаясь назад реализовывать задуманное.

2. Обереги — делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Обережная, или Защищающая кукла может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил.

3. Игровые — изготавливались из остатков одежды, обычного тряпья, а также дерева. Размером такая мотанка была не больше кулака. Они делались с целью увеселения детей, без какой-либо мистической подоплеки, не выполняя роль магических хранителей. Чаще всего они были в виде животных и птиц.

1.3 Правила изготовления кукол

1. Куклу всегда делали безликой, так как она считалась неодушевленным предметом и потому недоступной для вселения в нее злых духов. Считалось, что тряпичная кукла с белым лицом, символизирующим чистоту помыслов, безвредна и обязана привлечь лишь добрые силы. Кукла многолика, поэтому она может отражать эмоции её мастерицы, разделять с ней все невзгоды, прислушиваться к желаниям и выполнять их.

2. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Если ткань очень плотная, её нужно надрезать, а дальше порвать самостоятельно. Исключение составляет одежда: юбки, фартучки, головные уборы, рубахи - всё это можно шить. Также их рекомендуется украшать тесьмой, кружевом или вышивкой.

3. Нитки должны быть красного цвета. Ими мы обвязываем только тело куклы. В данном случае красный цвет означает во-первых, плоть и кровь, а во-вторых, он является мощным защитным элементом от злых духов. Одежду можно привязывать нитками под тон ткани. Обвязывать необходимо нечетное количество раз (обычно три), а узелки завязывать четным числом — два узла для надежности будет достаточно — при этом необходимо на каждый узел загадывать желание.

4. Материалы для куклы - ткань, нитки, ленточки - должны быть заготовлены заранее, чтобы во время работы не прерывать процесс изготовления куколки. К тому же, считали, что традиционно куклу изготавливают на коленях, в подоле, а не на столе. Стол - это общее пространство, которое предназначено для собрания семейства во время еды. А колени - личное пространство женщины; таким образом мастерица также передавала куколке свою внутреннюю энергию и наделяла частичкой своего характера.

5. За изготовление кукол чаще всего брались бабушки, иногда матери семейства, но это обязательно должна была быть женщина. Мешать им строго запрещалось, они должны полностью сосредотачиваться на этом процессе. Мастерицы могли творить только при полном отсутствии мужчин в доме. Также необходимо было сделать куколку за раз, не растягивая это дело на несколько этапов.

1.4 Значение элементов одежды

Элементы одежды тоже очень важны и должны учитываться в создании куклы, ведь каждый имеет свое символическое значение. Юбка символизирует землю-кормилицу, сорочка — время: прошлое, настоящее и будущее, головной убор (лента, платок, венок) должен обязательно присутствовать, т.к. он олицетворяет связь с небом. Очелье, что надевают под платок, тоже не простой элемент одежды, а оберег-защита от дурных мыслей. Так же считалось, что если человек не носил его, то ангел не мог сесть к нему на правое плечо и нашептать добрые мысли.

Хорошо изготовленный фартук говорит о том, что девушка хорошая хозяйка, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой. Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Сделайте все возможное, чтобы мотанка вам нравилась внешне. Украсьте ее бусинами, лентами - это символ достатка и благоденствия. Длинная нить, которой сшивается кукла, символизирует долгую жизнь, рубашка — это связь между поколениями, а коса — символ долгой семейной жизни, женской силы и красоты.

Очень важно и месторасположение куклы в доме. Лучше всего поставить оберег возле стены или в углу, но только обязательно напротив входных дверей, чтобы человек, который пришел в плохом настроении, отдавал весь негатив кукле без лица.

Образный язык декоративного искусства - изготовление кукол - имеет свои особенности. Цвет в одежде или на вышитых орнаментах часто олицетворяет какой-то потайное значение. Древние славянские изделия хранят в себе большую тайну. Они полны глубокого смысла для тех, кто с любовью и трепетом запечатлел свои надежды и чаянья, собственное понимание красоты и устройства мира. Вот что означают основные цвета в одежде кукол-мотанок: зелёный был символом плодородия: обещал достаток и скорое пополнение в семействе. Красный цвет был залогом красивой жизни, удачи, обозначал цвет солнца, тепла и радости. Фиолетовую одежду делали, чтобы укрепить связь и ладные отношения с духами предков и всякими сущностями. Желтый - цвет злата, огня и Богов. Синий символизирует небо, воду, верность.

1.5 Виды обереговых кукол (авторская работа)

Помощница на кухне. Традиционная славянская кукла-оберег предлагает свои услуги любителям вкусной и здоровой пищи, а также борцам за чистоту и порядок на кухне. В ее присутствии вся работа на кухне будет идти складно, аккуратно, быстро и с хорошим настроением. Помощница по кухне стоит твердо, потому что ее основа - березовое полешко, а в руках крепко держит деревянную ложку - для хорошего аппетита домочадцев. Ее платье выполнено в голубо-белых цветах, словно гжель - одной из техник росписей на посуде (Рисунок 1).

.

Рисунок 1. Помощница на кухне

День-Ночь. Задача у этого талисмана была не из простых. Кукла состоит из двух частей - светлой (день) и тёмной (ночь). Его дневная часть должна была следить за всем, что делается в доме, помогая своим хозяевам в этом. Кроме того, амулет отгонял от жилья зло – не пускал на порог недобрых людей, отваживал нечисть. Та сторона куколки, что символизировала ночь, следила за сном, помогала домочадцам просыпаться здоровыми, полными сил.

По традиции первый проснувшийся в доме сменял ночной лик фигурки на дневной, желая всем удачи и благих вестей. А тот, кто ложился спать последним, переворачивал ее ночной стороной, обязательно с пожеланием увидеть приятные сны и проснуться отдохнувшим (Рисунок 2).

Рисунок 2. День-ночь

Крупеничка (Зерновушка) и Богач. Крупеничка – один из главных оберегов для славян, который помогает в семейном благополучии. Для нее выбиралось достойное видное место, обычно в гостиной, Она была символом сытости и достатка. Изготавливали ее из льна, а в качестве наполнителя использовалась различная крупа. Хозяйки мастерили Зерновушку в надежде на её магические свойства «притягивать» в дом вдоволь вкусной еды. Богач (кулак) является второй половинкой Крупенички, ведь для сытой жизни нужны и еще деньги, а богатство в дом, как ни крути, приносил всё-таки мужичок. Перед Богачом обычно ставилась следующие задачи:

- защита благополучия и благосостояния семьи;

-обеспечение прибыли и достатка на будущий год;

- наполнение и обогащение силой тех сторон жизни, которые в этом нуждаются;

- быть помощником: подсказать, посоветовать, уберечь от неприятностей, связанных с потерей денег, ущерба имуществу.

Рисунки 3,4,5. Крупеничка (Зерновушка) и Богач

ГЛАВА 2. АВТОРСКОЕ ИЗДЕЛИЕ

2.1 Дизайн-спецификация

Краткая формулировка задачи: спроектировать и изготовить обереговую куклу для украшения интерьера дома

Кукла должна быть....

Первоначальные идеи

Идея №1 Идея №2 Идея №3

Выбор лучшей идеи

Критерии:

№1. Кукла должна быть яркой;

№2. Кукла должна быть проста в исполнении для моего уровня подготовки;

№3. Кукла должна нести символическое значение (каждая деталь что-то означает);

№4. Кукла должна отличаться на фоне остальных;

№5. Кукла должна максимально точно отображать быт славянского народа.

Критерии

Идея 1

Идея 2

Идея 3

№1

+

-

+

№2

-

+

+

№3

+

-

+

№4

+

-

+

№5

+

-

+

Вывод: больше всего по моим критериям подходит идея под номером 3, значит буду изготавливать свою куклу на её подобие.

Разработка лучшей идеи

Рисунок 6. Идея

История возникновения имени Параскевы

По христианскому календарю 28 октября (10 ноября) отмечается как день святой Параскевы Пятницы, которая издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. В это время и делали куклу Параскеву, которая является оберегом рукоделия.

«Параскева» переводится с греческого как «пятница». Исходя из этого, совершенно непонятно сопоставление двух этих слов, пусть и из разных языков. Давайте разбираться. Святая Параскева родилась в пятницу, что и явилось причиной выбора ее названия. Пятница – день рукоделия и почитания богини Макоши, которая покровительствовала женщинам и их занятиям. Так что вполне вероятно, что у куклы просто раньше было другое имя, например – «Макошь Пятница», и это давало понять, что изготовили оберег для рукоделия, помогать в котором будет великая богиня (Рисунок 7) .

Рисунок 7. Святая Параскева

2.2 Исследование дополнительных деталей

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

На моей кукле присутствуют все важные вышеперечисленные элементы.

На очелье моей куклы присутствует вышивка, называемая Крестом Сварога — этот рисунок имеет изображение восьмиконечной звезды. Он символизирует движение Вселенной. Считается, что такой знак таит в себе всю мудрость мира и призывает всю силу вселенной на помощь тому, кому принадлежит. Обязательная составляющая для куклы – это ленты или полоски ткани, которые навязывают на ее руки. Традиционные цвета – красный (для общения с предками) и синий (для обращения к высшим силам). Для своей куклы я выбрала также ленты жёлтых (символ солнца и счастья) и зеленых (означает скорые перемены) цветов.

На руках Параскевы сидят птицы, подчеркивающие божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, а еще они являются посредниками между реальным и нереальным мирами. Также на манжетах я добавила простую вышивку, которая у славян также имела огромное значение. Для полноты образа я добавила в качестве аксессуара бусы, которые являются символом благополучия и процветания. На правом плече куклы висит веретено – это именно то, что связывает куклу с ее покровительницей Святой Параскевой. Талия подвязана красно-синем поясом и свисает с левой стороны. Это достаточно важная деталь, ведь женщины подвязывали его с левой стороны, а мужчины с правой.

Пуговицы на фартуке пришиты в форме ромба (поле, земля) с центральной пуговицей внутри (засеянное поле). Это был знак земли и плодородия. По некоторым данным ромб с точкой также означал и женскую версию - дом и хранительница очага, живущей в нём.

На плечах куклы находятся ее детки: Пеленашка - младенец и 2 Кувадки - мальчик и девочка. Как известно, в старину дети начинали работать с ранних лет, так и здесь – дети постарше помогают «маме» с домашними заботами, которые висят на ее плечах.

Технология изготовления Параскевы Пятницы

Конструкция куклы Параскевы – это крест из двух палочек. Объем головы набираю синтепоном, покрываю квадратным белым лоскутом, закрепляю у шеи. Подворачиваю 2 угла лоскута на концах маленькой палочки и перематываю нитью, для формирования рук. Нитью делаю перевить в виде креста, привязываю 2 других угла лоскута к палочке. Затем скатываю 2 небольших шарика из ваты и закручиваю в центр лоскутов цветной ткани нитью (имитация груди). Прикладываю к кукле в районе «креста» и приматываем нитью. Для фартучка беру канву размером 12х9 см и пришиваю пуговицы. Сверху накладываю на «лицо» куклы фартук, затем оборачиваю основную юбку и в конце подъюбник, приматываю нитью, опускаю все ткани вниз. Для очелья беру лоскут красной ткани и тесьму, прикладываю к макушке, надеваю и завязываю платок. Навешиваю на руки куклы мелочи: ленты, мотки ниток, веретено, пришиваю птиц и другие элементы (Приложение 1).

Расчет себестоимости изделия

Наименование

Количество

Стоимость(руб)

Ткань

0,3м

Остатки ткани от сшитых изделий

Элементы декора

(ленты, катушки, тесьма,)

2шт

~150руб.

Нитки

1 катушка

35 руб.

Бусинки

25 штук

25 руб.

Пуговицы

13 штук

15 руб.

Платок

0,2м

15руб.

Итого

240 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с критериями и дизайн-спецификацией я выполнила все поставленные требования. Я довольна проделанной работой, мне был интересен сам процесс создания этой куклы. Параскева получилась оригинальной, яркой, изготовлена в народных традициях, она украшает интерьер моей комнаты. Изучив историю, я узнала, что кукла была очень значима для славян. Сейчас актуально изготавливать куклу в качестве украшения интерьера дома.

В результате проведенных исследований, поставленные цели и задачи были достигнуты: во-первых, я познакомилась с историей появления тряпичной куклы, её видами, правилами изготовления, значением элементов одежды и во-вторых, самостоятельно изготовила обереговую куклу.

Исходя из своих исследований, я также выяснила, что тряпичная кукла является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего и оберегающего быт славян. Рукоделие помогало нашим предкам справляться с трудностями и находить утешение в тряпичных куклах.

Являясь частью культуры всего человечества, русская кукла сохраняет в своем облике характер и самобытность нашего народа, в этом и заключается ее главная ценность.

В заключении хотелось бы добавить, что очень хорошо, что люди в наше время до сих пор помнят об истории и традициях наших предков и продолжают получать опыт, передаваемый из поколения в поколение, ведь знания являются важной составляющей памяти людей о многолетней культуре народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области