Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация образовательной деятельности на уроке

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в с различными современными образовательными технологиями

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Планирование и организация образовательной деятельности

в контексте ФГОС ООО»

Сергеева Виктория Александровна,

преподаватель кафедры русского языка и литературы

Тюменского президентского кадетского училища

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа ( математик)

В условиях перехода на ФГОС перед учителями ставятся новые задачи - формирование универсальных действий, формирование компетенций, необходимых учащимся для деятельности в новой обстановке и на качественно высоком уровне. Реализацию идеи непрерывного образования позволяет обеспечить системно - деятельностный подход. В рамках системно - деятельностного подхода к реализации ФГОС системообразующей основой для развития личности является деятельность. Преимуществом данного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями проблемного, проектного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диалогической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технологией критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности, кейс – технологией.

Сегодня учитель должен уметь работать в режиме творческого развивающего обучения. Перед ним стоит задача- дать обучающемуся набор знаний, умений и качеств для того, чтобы позднее вчерашний школьник мог себя уверенно чувствовать в самостоятельной жизни.

Педагог может успешно справиться с такими требованиями, постоянно овладевая новыми педагогическими технологиями, постоянно пополняя свой педагогический «багаж» и обновляя «инструментарий».

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий и для учащихся и учителя.

Сегодня в преподавании русского языка и литературы особенно актуально использование в обучении приёмов и методов, позволяющих формировать у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, искать и эффективно использовать полученную информацию, выдвигать собственные гипотезы, делать из всего этого верные, научно обоснованные выводы.

Сегодня на первый план выдвигаются такие педагогические технологии, при использовании которых преподаватель является не источником учебной информации, а организатором, координатором творческого подхода к поиску учащимися новых знаний. Важна также связь полученных знаний с решением практических и жизненных проблем.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место занимает обучение кейс- методом. Кейс – метод совмещает в себе метод проектов, ролевую игру, ситуативный анализ, метод разбора деловой корреспонденции, метод инцидента, методы описания, метод классификации, метод дискуссии, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Технология использования кейсов имеет ряд преимуществ:

Будучи интерактивным методом обучения, кейс – технология способствует развитию коммуникабельности, социальной активности, самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Кейс- это единый информационный комплекс.

Виды кейсов:1) Печатный кейс (текст с фотографиями, графики, таблицы, иллюстрации и др.)

2) Мультимедиа-кейс

3) Видео-кейс

Хороший кейс удовлетворяет следующим требованиям:

По целевой направленности кейсы условно подразделяют на три содержательных типа:

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Вариант работы с кейсом на интегрированном уроке русского языка и литературы «Удивительный мир имени прилагательного» (тип урока - урок обобщения и систематизации материала, вид - урок-экскурсия в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», 6 класс)

Деятельность кадет направлена на обобщение пройденного материала и изучение дополнительного материала, представленного в кейсах. Работа одновременно идет в двух группах («Практики» и «Лирики»). Состав кадет в группах формируется по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Лирики и практики получают кейсы с неоднородной информацией и заданиями.

«Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам поехать на экскурсию в музей-заповедник на малую родину одного из великих поэтов и писателей 19 века. А кто этот поэт и что эта за малая родина попытайтесь догадаться сами» (видеосюжет: кадет 6 курса параллельного класса читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной»).

После просмотра видеофайла обсуждаются вопросы из кейса:

1. Опишите, какая картина рисуется в вашем воображении, какие образы возникают в вашем сознании при чтении данного произведения?

2. Назовите тему и идею стихотворения?

3. Кто автор данного произведения, о каких «полях земли родной» говорит поэт?

4. Как меняется настроение лирического героя от первой строфы ко второй и авторская интонация?

5. Как отражена историческая эпоха в стихотворении?

6. Какая часть речи помогает поэту создать такой эффект, такую зримую картину родной земли?

Для актуализации сказанного и определения направлений на уроке формулируем тему урока, определяемся с целью и задачами (исходя из материалов кейсов разных групп).

2.Основная часть. Контекст для понимания и интерпретации кейса

Группа 1 «Практики»

Наполняемость кейса: биографическая справка о поэте; этимология слова «тарханы»; степени сравнения имен прилагательных; разряды имен прилагательных по значению; морфологический разбор имени прилагательного, правописание суффиксов имен прилагательных; словарь терминов и понятий.

Задания (формируются на текстах экскурсоводов по музею-заповеднику):

Группа 2 «Лирики»

Наполняемость кейса: биографическая справка о поэте; этимология слова «тарханы», статья «Грамматические нормы современного русского языка (грамматические и речевые ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных)»; эпитет как средство выразительности (признаки и функции эпитетов в речи); функции прилагательного в речи и художественном тексте; словарь терминов и понятий.

Задания (формируются на текстах экскурсоводов по музею-заповеднику):

Восстановите поэтический текст как можно ближе к авторскому, вставив пропущенные прилагательные. Сделайте выводы, для чего нужны прилагательные в речи.

Каждая группа получает маршрутный лист экскурсии (ТПКУ, окрестности барской усадьбы Е.А. Арсеньевой, барский дом, комнаты в усадьбе (зала, кабинет поэта, классная комната), церковь Михаила Архангела, фамильная часовня, памятник М.Ю. Лермонтову).

Конечным результатом деятельности является отчет о работе групп. В конце урока в качестве рефлексии кадеты осуществляют самоанализ, дают качественную оценку своей деятельности и содержанию урока, защищая свои проекты с помощью составленных ими кластеров. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той проблеме, которая ставится в каждой группе способом графической организации материала, позволяющим сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при решении поставленных задач.

После защиты кластеров проводится небольшая пресс-конференция, в ходе которой кадеты делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной проблемы, выделяя свои достижения и трудности, с которыми встретились в ходе работы.

Таким образом, материалы кейса мотивируют кадет на принятие самостоятельных решений, дают знакомство с реальной жизнью. Задания направлены на умение вырабатывать свой алгоритм, а также способствуют поисковой работе учащихся. Сase-study - это технология, требующая реального интеллектуального продукта.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области