ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА – ФИЛИАЛ
ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
на -3 семестр 2022-2023 учебного года
по дисциплине «Материаловедение»
для специальности (группы специальностей): 26.02.03 «Судовождение»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»; группа 13эм.
Преподаватель Ванагас Т. В.
Красноярск 2022
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
М.И. Морозова
___________________
«_____» ___________ 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на-3 семестр 2022-2023 учебного года
курс 2; группы 21св; 22св; 23св; 15св; 13эм.
по дисциплине «Материаловедение»
преподаватель Ванагас Т. В.
составлен в соответствии с рабочей программой,
утвержденной зам. директора по учебной работе М.И. Морозовой
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин
Протокол № _______ от «____» __________ 2022 г.
Председатель ЦК ___________________ __________________________
Назначением дисциплины является усвоение студентами определенного объема знаний по материаловедению. В курсе дисциплины «Материаловедение» закладываются основные знания необходимые для изучения дисциплин « Судовые энергетические установки», «Технология и организация судоремонта» и другие.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
УМЕТЬ: анализировать структуру и свойства материалов; строить диаграммы состояния двойных сплавов; давать характеристику сплавам;
ЗНАТЬ: строение и свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании; сущность явлений, происходящих в материалах в условиях эксплуатации изделия; современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств, сварочное производство, технологические процессы обработки.
Учебная дисциплина «Материаловедение» базируется на знаниях и умениях получаемых при изучении дисциплин: «Химия», «Физика», «Техническая механика».
При изучении данной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в практической деятельности.
При планировании самостоятельной внеаудиторной работы указываются конкретные темы, требования к знаниям и умениям и источники материала по темам.
Для проверки знаний студентов предусмотрены разные формы контроля: тестирование, диктанты, работа по карточкам, проверка тетрадей, контрольная работа, зачет по темам, допуск к экзамену и экзамен.
План учебного процесса
Курс, семестр | Аудиторная учебная работа | Внеаудиторная работа | Изучаемый материал, номера тем | Форма итогового семестрового контроля (зачёт, экзамен) | |||||||
кол-во часов в неделю | всего за семестр | в том числе | |||||||||
теоретические знания | лабораторные работы | практические работы | курсовые работы | контрольные работы | за семестр | в неделю | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Очное отделение | |||||||||||
2;3 | 52 | 32 | 20 | Дифференцированный зачет | |||||||
Заочное отделение | |||||||||||
52 | 4 | 8 | 40 | Дифференцированный зачет | |||||||
№ занятия | Время, отведенное на занятие по плану | Наименование разделов и тем | Вид занятий | Материально- техническое и информационное обеспечение | Домашние и самостоятельные внеурочные работы |
Раздел 1 Физико-химические закономерности формирования структуры материалов. | |||||
Тема 1.1 Структура и свойства материалов. | |||||
1 | 2/2 | Вещества аморфные и кристаллические. Строение металлов. Кристаллизация металлов. Дефекты кристаллического строения. | Комбинированный. | Плакаты. «Материаловедение»-учебный фильм 2018 | Конспект. |
2 | 2/4 | Свойства металлов. | |||
Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов. | |||||
3 | 2/6 | Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграммы состояния двойных сплавов. | Комбинированный. | Плакаты, раздаточный материал. | Конспект. |
4 | 2/8 | Железо и его соединения с углеродом. Диаграмма состояния Fe-Fe3C (железо-цементит). Характеристика диаграммы. | Комбинированный. | Плакаты, раздаточный материал. | Конспект. |
Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. | |||||
5 | 2/10 | Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагревании и охлаждении. | Комбинированный. | Плакаты, учебники. | Конспект. |
6 | 2/12 | Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация и азотирование стали. Применение. | Комбинированный. | Плакаты, учебники. | Конспект. |
Раздел 2 Материалы применяемые в машино- и приборостроении | |||||
Тема 2.1 Конструкционные и эксплуатационные материалы. | |||||
7 | 2/14 | Общие требования. Классификация конструкционных материалов. Структура, свойства, марки чугунов. | Комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Классификация чугунов»-2018 | Конспект: расшифровать марки чугунов. |
8 | 2/16 | Практическое занятие 1:Конструкционные и эксплуатационные материалы. Общие требования.Классификация конструкционных материалов. Структура, свойства, марки чугунов. | Практическое занятие 1. | Методические указания | Расшифровать марки чугунов |
9 | 2/18 | Углеродистые стали. Классификация, характеристика, маркировка. | Комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Классификация сталей»-2018 | Конспект: расшифровать марки сталей. |
10 | 2/20 | Легированные стали. Классификация, характеристика, маркировка. | Комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Классификация сталей»-2018 | Конспект: расшифровать марки сталей. |
11 | 2/22 | Легированные стали. Классификация, характеристика, маркировка. | Комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Классификация сталей»-2018 | Конспект: расшифровать марки сталей. |
12 | 2/24 | Практическое занятие 2:Углеродистые и легированные стали, их классификация, характеристика, маркировка. | Практическое занятие 2. | Методические указания. | Конспект: расшифровать марки сталей. |
13 | 2/26 | Практическое занятие 3:Характеристика диаграммы состояния железо-цементит; её критические точки. | Практическое занятие 3. | Методические указания. | Расшифровать марки сплавов. |
14 | 2/28 | Практическое занятие 4:Применение сталей и чугунов для деталей двигателя. | Практическое занятие 4. | Методические указания. | Расшифровать марки сплавов. |
15 | 2/30 | Практическое занятие 5:Виды химико-термической обработки, применяемые в деталях двигателя. | Практическое занятие 5. | Методические указания. | Расшифровать марки сплавов. |
Тема 2.2 Материалы с особыми технологическими свойствами. | |||||
16 | 2/32 | Материалы с особыми технологическими свойствами: сплавы на основе цветных металлов. | комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Латуни и бронзы»-2018 | конспект |
17 | 2/34 | Материалы с особыми технологическими свойствами: сплавы на основе цветных металлов. | комбинированный | Методические указания. Учебный фильм: «Латуни и бронзы»-2018 | конспект |
18 | 2/36 | Практическое занятие 6: Свойства и классификация меди и медных сплавов: латуни и бронзы. Тема 2.3 Износостойкие материалы. Материалы устойчивые к абразивному изнашиванию. Антифрикционные материалы. Классификация, свойства, применение. | Практическое занятие 6. | Методические указания. | Конспект: расшифровать марки сплавов. |
19 | 2/38 | Практическое занятие 7: Тема 2.4 Материалы с малой плотностью. Сплавы на основе алюминия. Сплавы на основе магния. Классификация, маркировка, применение. | Практическое занятие 7. | Методические указания Методические указания | Конспект: расшифровать марки сплавов. |
20 | 2/40 | Тема 2.5 Материалы устойчивые к воздействию окружающей среды. Коррозия металлов и её виды. Основные способы защиты от коррозии. Коррозионностойкие материалы и покрытия. | Комбинированный. | Учебники, опорные конспекты. Учебные фильмы: Коррозия металлов и способы защиты от нее». «Коррозия. Нефть и газ»-2018 | Конспект. |
21 | 2/42 | Тема 2.6 Неметаллические материалы. Классификация, свойства, достоинства. Простые и сложные пластмассы. | Комбинированный. | Учебники. | Конспект. |
Раздел 3 Инструментальные материалы | |||||
22 | 2/44 | Практическое занятие 8: Тема 3.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов. Классификация, марки, область применения. | Практическое занятие 8. | Раздаточный материал: карточки. | Конспект: расшифровать марки сталей. |
Раздел 4 Основные способы обработки материалов | |||||
23 | 2/46 | Тема 4.1 Литейное производство. Назначение, сущность, виды. | комбинированный | Раздаточный материал: карточки. | Конспект. |
24 | 2/48 | Тема 4.2 Обработка металлов давлением. Сущность, прокатка, волочение, прессование. | комбинированный | Раздаточный материал: карточки. | Конспект. |
25 | 2/50 | Практическое занятие 9,10: Способы изготовления деталей двигателя . Сплавы применяемые для предложенных деталей. | Практическое занятие 9, 10. | Методические указания. | |
26 | 2/52 | ||||
Итого часов: | 52 | Всего аудиторных часов: 52 |
нормативной и технической документации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________