Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мнемотехника и изобразительное творчество.

Цель Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности Задачи Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления 2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей 5. Способствовать развитие мелкой моторики рук 6. Способствовать развитию творческих способностей детей 7. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе 8. Способствовать умению развития решать интеллектуальные и личностные задачи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБ ДОУ "Детский сад № 182"

Мнемотехника и изобразительное творчество.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук.

Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует обогащению словарного запаса, овладению связной речью, совершенствованию разговорной речи и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

Используемые приемы обучения направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Одним из таких приёмов является мнемотехника.

Мнемотаблицы позволяют ребенку последовательно прийти к верному изображению предмета, и направлены на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий  и полученным результатом. А так как дети любят стихи, с удовольствием их слушают, то мы используем стихотворения для лучшего запоминания последовательности изображения предметов.

Туловище длинное, круглая головка,

Крылья треугольные нарисуем ловко:

Верхние два крылышка крупнее,

Нижние два крылышка мельче и нежнее.

Длинные усики, крылышки пёстрые.

Бабочек любят и дети и взрослые.

Искорки лета, живые цветы!

В небе порхают до темноты.

Кроме того, каждое стихотворение является рассказом-описанием предмета. При проговаривании всех стихотворений развивается связная речь, в частности монологическая; закрепляется звукопроизношение.

Серия мнемотаблиц сопровождается в основном авторскими стихотворениями. Они, озвучивая последовательность работы по мнемотаблицам, помогают детям получить результат изображения предметов. Также такие мнемотаблицы направлены на развитие предпосылок учебной деятельности, которая заключается на целенаправленном изменении себя – на приобретении новых знаний и действий в процессе изображения.

Для того, чтобы детям захотелось использовать такие мнемотаблицы, был проведён эксперимент. В первый раз мнемотаблица не была представлена детям. Было объявлено, что будет изображена белка.

В сопровождении стихотворения последовательно простым карандашом изображались геометрические фигуры и линии. Многие дети смотрели с недоверием и хихикали. Но, когда все эти фигуры были соединены и начался процесс закрашивания цветом, дети с удивлением и радостью отметили, что на самом деле получилась белка!

С этого момента дети с интересом используют мнемотаблицы, а стихотворения помогают, подсказывают нужные действия. При этом развиваются многие стороны речи: звуковая, монологическая, грамматический строй, обогащается и активизируется словарь детей.

Происходит обогащение словаря:

Развивается грамматический строй речи

Подобрано и разработано стихотворное сопровождение к таким мнемотаблицам как: «Бабочка», «Белка», «Берёзовая сказка», «Боровиковая сказка», «Васильковая сказка», «Курица-красавица», «Павлин», «Ромашковая сказка», «Сорока», «Яблочная сказка».

«Боровиковая сказка»

Что за шляпка из травы,

А под ней нет головы?

Только толстенькая ножка,

Но не скачет по дорожке!

Это - самый вкусный гриб:

Боровик!

«Курица»

В середине овал,

Два треугольника вверх по бокам,

Внизу есть овала половина.

Наметим лапки стройные,

На голове овальчик.

Теперь соединяем,

Клюв, бородку, глаз добавляем,

Прорисуем на хвосте пёрышки,

В середине туловища крылышки.

Курицу домашнюю мы рисуем!

Где ещё увидите красавицу такую?

По итогам проведённой работы можно отметить, что у детей развивается устойчивый интерес к процессу изображения предметов. Дети стали более самостоятельно, умело и качественно выполнять творческие работы, добиваться лучших результатов; лучше анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить; стали более внимательными, лучше запоминают, более грамотно строят свою речь, используют в речи новые слова. В результате работы приобретён положительный опыт объединения обучения детей по речевому и художественно-эстетическому развитию в целостный образовательный процесс и хочется работу продолжить и расширить по другим направлениям, связанным с мнемотехникой и художественно-эстетическим и речевым развитием детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области