МБ ДОУ "Детский сад № 182"
Мнемотехника и изобразительное творчество.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук.
Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует обогащению словарного запаса, овладению связной речью, совершенствованию разговорной речи и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.
Используемые приемы обучения направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Одним из таких приёмов является мнемотехника.
Мнемотаблицы позволяют ребенку последовательно прийти к верному изображению предмета, и направлены на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. А так как дети любят стихи, с удовольствием их слушают, то мы используем стихотворения для лучшего запоминания последовательности изображения предметов.
Туловище длинное, круглая головка,
Крылья треугольные нарисуем ловко:
Верхние два крылышка крупнее,
Нижние два крылышка мельче и нежнее.
Длинные усики, крылышки пёстрые.
Бабочек любят и дети и взрослые.
Искорки лета, живые цветы!
В небе порхают до темноты.
Кроме того, каждое стихотворение является рассказом-описанием предмета. При проговаривании всех стихотворений развивается связная речь, в частности монологическая; закрепляется звукопроизношение.
Серия мнемотаблиц сопровождается в основном авторскими стихотворениями. Они, озвучивая последовательность работы по мнемотаблицам, помогают детям получить результат изображения предметов. Также такие мнемотаблицы направлены на развитие предпосылок учебной деятельности, которая заключается на целенаправленном изменении себя – на приобретении новых знаний и действий в процессе изображения.
Для того, чтобы детям захотелось использовать такие мнемотаблицы, был проведён эксперимент. В первый раз мнемотаблица не была представлена детям. Было объявлено, что будет изображена белка.
В сопровождении стихотворения последовательно простым карандашом изображались геометрические фигуры и линии. Многие дети смотрели с недоверием и хихикали. Но, когда все эти фигуры были соединены и начался процесс закрашивания цветом, дети с удивлением и радостью отметили, что на самом деле получилась белка!
С этого момента дети с интересом используют мнемотаблицы, а стихотворения помогают, подсказывают нужные действия. При этом развиваются многие стороны речи: звуковая, монологическая, грамматический строй, обогащается и активизируется словарь детей.
Происходит обогащение словаря:
Развивается грамматический строй речи
Подобрано и разработано стихотворное сопровождение к таким мнемотаблицам как: «Бабочка», «Белка», «Берёзовая сказка», «Боровиковая сказка», «Васильковая сказка», «Курица-красавица», «Павлин», «Ромашковая сказка», «Сорока», «Яблочная сказка».
«Боровиковая сказка»
Что за шляпка из травы,
А под ней нет головы?
Только толстенькая ножка,
Но не скачет по дорожке!
Это - самый вкусный гриб:
Боровик!
«Курица»
В середине овал,
Два треугольника вверх по бокам,
Внизу есть овала половина.
Наметим лапки стройные,
На голове овальчик.
Теперь соединяем,
Клюв, бородку, глаз добавляем,
Прорисуем на хвосте пёрышки,
В середине туловища крылышки.
Курицу домашнюю мы рисуем!
Где ещё увидите красавицу такую?
По итогам проведённой работы можно отметить, что у детей развивается устойчивый интерес к процессу изображения предметов. Дети стали более самостоятельно, умело и качественно выполнять творческие работы, добиваться лучших результатов; лучше анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить; стали более внимательными, лучше запоминают, более грамотно строят свою речь, используют в речи новые слова. В результате работы приобретён положительный опыт объединения обучения детей по речевому и художественно-эстетическому развитию в целостный образовательный процесс и хочется работу продолжить и расширить по другим направлениям, связанным с мнемотехникой и художественно-эстетическим и речевым развитием детей.