Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка

Формировать умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления воспитывать культуру при фронтальной и индивидуальной работе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок в 5 классе по новому ФГОС

с применением Технологии развития критического мышления

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей.»

Дидактическая цель учителя: формировать умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь сравнивать, складывать, вычитать, округлять десятичные дроби; знать и уметь применять десятичные дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимы коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные – уметь оформлять свои мыслив устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли полно и точно; уметь договариваться в совместном общении;

познавательные – уметь использовать схемы и таблицы; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Стадии

Задания для учащихся

Вызов

Добрый день. Ребята я надеюсь, что вы пришли на урок в хорошем настроении, будете мне помогать, а я буду помогать вам. Значит, будем работать одной дружной командой, и у нас все получится.

Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число «пи» с точностью до 40 000 знаков после запятой. Тем самым попал в книгу рекордов ГИНЕСА.

- Кто помнит чему приблизительно равно число ПИ?

(ответ: 3,14)

- какое это число?

(Ответ: десятичная дробь)

Значит о чем мы поговорим сегодня на уроке? (о десятичных дробях)

Ребята, а кто-то из вас слышал что-нибудь о книге рекордов Гиннеса?

А что в ней? О чем она рассказывает?

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».

Откройте тетради и запишите число

Текст. (раздается один на парту)

Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа.

На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.

Какие числа встречаются в тексте?

СЛАЙД (задание 1 – устно, начиная с 2- письменно)

Задание 1. Прочитайте текст из «Книги рекордов Гиннеса»

Задание 2. Выпишите только десятичные дроби.

Задание 3. Запишите числа в порядке возрастания.

Задание 4. Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.

КАКОЕ-НИБУДЬ ЗАДАНИЕ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ? Давайте попорядку

СЛАЙД. Самопроверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо)

2.107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5

3.107,1; 2,2; 44,5; 19,5

4. 107,18 + 2,19= ?

II. Определение темы и целей урока (2 мин).Почему задание 4 вызвало затруднение? (проблема)

Попробуйте сформулировать тему урока и запишите её в тетради. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». СЛАЙД . Давайте, сформулируем цель нашего урока.

(научиться складывать и вычитать десятичные дроби, построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, применить данный алгоритм при решении различных заданий и т.д.)

Задача.

Самый высокий человек за всю историю мира это Роберт Уодлоу его рост был 2,72 м. Самым маленьким человеком, жившим когда-либо на планете, был Чандра Бахадур Данги его рост был около 0,5м. Найдите общий рост этих людей. И какова разница в их росте?

- Что нужно сделать для решения задачи?

- Проблема: как сложить и вычесть десятичные дроби?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем про десятичные дроби, и какие знания могут помочь для решения нашей задачи.

Устные упражнения:

-Что можно выделить из каждой десятичной дроби? (целую часть, дробную часть)

- Назвать целую часть, дробную часть.

-Уравняйте количество знаков после запятой

4,52 и 2,30

- Сравните десятичные дроби (правила сравнения дробей)

4,52 > 2,30

- Переведите десятичные дроби в смешанную форму.

4,52=<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>;

2,30=<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

Ваши предложения. Какие же из этих знаний помогут справиться с нашей задачей?

- Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы справиться с затруднением? (Перевести в обыкновенные дроби, сложить или вычесть, а затем снова перевести в десятичные, перевести м в см вычислить и снова перевести результат в м).

- Выполните действия в тетради.

1,2 номера переводят десятичные дроби в обыкновенные и отвечают на вопрос задачи, а 3,4 номера переводят м в см и отвечает на вопрос задачи.

(по одному учащемуся у доски)

1 ряд <Object: word/embeddings/oleObject3.bin>

2 ряд

2,72м+0,5м=272см+50см=322см=3,22(м) – общий рост людей

- Ответьте на вопрос задачи.

- А нельзя ли проще выполнить вычисление? (ответы детей)

- Проанализируйте результат; сформулируйте выводы. (Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно).

- Что отличает действия с натуральными числами от действий с десятичными дробями? (В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной).

- Попробуйте сложить десятичные дроби 2,72+0,5 столбиком, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах.

- Покажите полученные результаты.

Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске.

- Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?

Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания.

Например:

1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом. Потом сложил их.

2. Я сложил дроби, записывая запятую под запятой.

- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные дроби.

- Что же дальше будем делать? (составим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Алгоритм составлять вы будете, работая в парах.

- Какие правила необходимо соблюдать, работая в парах?

V. Групповая работа.

Задание (3, 4 участникам) каждая пара получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.

По окончании работы каждая пара представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их внутри группы.

Задание (1, 2 участникам). Изучив данную таблицу, опишите действие, которое нужно выполнить на каждом этапе. Попробуйте составить алгоритм сложения десятичных дробей. Работа в парах.

Какая часть речи отвечает на вопрос что сделать? (на первое место - ГЛАГОЛ)

Обсудить заполненные учениками таблицы.

Составьте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей:

Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби нужно:

1. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой.

2. Подписать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.

3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятые.

4. В ответе поставить запятую под запятой в данных дробях.

Где можно проверить правильность своих выводов? (В учебнике, страница 191)

- Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

- Похожи.

- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на новый способ сложения и вычитания десятичных дробей).

Осмысление

Игра «Муха» (физминутка) (СЛАЙД )

Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку.

Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом если вы согласны с ответом ученика, то присели, а если нет, то встали.

А1 Б2; Б1 А2; В1 В2; Б2 А3; Б3 В3; В3 А3.

Вернёмся к задаче, которую мы решали в начале урока и узнаем какова жесумма наибольшего и наименьшего чисел.

СЛАЙД 107,18 + 2,19= ? ученик у доски

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Из книги рекордов ГИННЕСА: Самые большие в мире овощи и фрукты, (прикрепить на доску распечатанные картинки с овощами и фруктами)

ананас - 8,06 кг,

яблоко - 1,67 кг,

кабачок - 61,23 кг,

картофель- 11,2 кг,

луковица - 7,03 кг.

Предлагаю приготовить вам из этого набора СЛАЙД

Фруктовый салат

Пюре «яблочно кабачковое»

Пюре «кабачково ананасовое»

Овощное рагу

Работают по группам:

1группа (четные)

Приготовьте:

2 группа (нечетные)

Приготовьте:

Проверка СЛАЙД

масса фруктового салата 9,73 кг;

масса пюре «яблочно кабачковое» 62,9 кг

масса пюре «кабачково ананасовое» 69,29 кг

масса овощного рагу 79,46 кг;

- Какое блюдо по массе получилось больше и почему?

Задания разноуровневые

Итак, следующее задание:

на столе у вас лежат тесты, ваша задача, решить, выбрать соответствующую букву и записать в табличку.

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,45 и 32,6 в столбик:

2.При сложении чисел 3,571 и 4,429 получили 8.

А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ

3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,85

А) 108,25 Б) 37,06 В) 155,95 Г) свой ответ

4.Найти разность чисел 43,7 на 8,73

А) 34,34 Б) 34,97 В) 35,03 Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 15,37+а, если а=2,9

А) 15,66 Б) 18,27 В) 22,46 Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-12,8, если а=40,4

А)27,6 Б) 28,6 в) 53,2 Г) свой ответ

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,31 и 52,7 в столбик:

2.При сложении чисел 5,529 и 4,471 получили 10.

А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ

3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,75

А) 108,35 Б) 36,96 В) 155,85 Г) свой ответ

4.Найти разность чисел 62,8 на 9,56

А) 63,36 Б) 53,24 В) 52,52 Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 13,27+а, если а=2,8

А) 13,55 Б) 16,07 В) 23,35 Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-21,8, если а=50,4

А)28,6 Б) 29,6 в) 72,2 Г) свой ответ

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? 1 ошибка? Больше?...

д/з:

1. Обсудить с родителями приходится ли им решать задачи связанные со сложением и вычитанием десятичных дробей на работе, в повседневной жизни, привести примеры.

2. Практическое: вычислите рост вашей семьи в метрах.

3.

Рефлексия

Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока

Кластер или постер или по алгоритму сочинить стихотворение (Составить памятку для запоминания алоритма сложения и вычитания десятичных дробей)

IX. Формулирование выводов по изученному материалу (3 мин).

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

Свяжите-Расширьте-Подумайте

или

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области