Урок в 5 классе по новому ФГОС
с применением Технологии развития критического мышления
по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей.»
Дидактическая цель учителя: формировать умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру при фронтальной и индивидуальной работе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь сравнивать, складывать, вычитать, округлять десятичные дроби; знать и уметь применять десятичные дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимы коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
коммуникативные – уметь оформлять свои мыслив устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли полно и точно; уметь договариваться в совместном общении;
познавательные – уметь использовать схемы и таблицы; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Стадии | Задания для учащихся |
Вызов | Добрый день. Ребята я надеюсь, что вы пришли на урок в хорошем настроении, будете мне помогать, а я буду помогать вам. Значит, будем работать одной дружной командой, и у нас все получится. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число «пи» с точностью до 40 000 знаков после запятой. Тем самым попал в книгу рекордов ГИНЕСА. - Кто помнит чему приблизительно равно число ПИ? (ответ: 3,14) - какое это число? (Ответ: десятичная дробь) Значит о чем мы поговорим сегодня на уроке? (о десятичных дробях) Ребята, а кто-то из вас слышал что-нибудь о книге рекордов Гиннеса? А что в ней? О чем она рассказывает? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса». Откройте тетради и запишите число Текст. (раздается один на парту) Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года. Какие числа встречаются в тексте? СЛАЙД (задание 1 – устно, начиная с 2- письменно) Задание 1. Прочитайте текст из «Книги рекордов Гиннеса» Задание 2. Выпишите только десятичные дроби. Задание 3. Запишите числа в порядке возрастания. Задание 4. Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. КАКОЕ-НИБУДЬ ЗАДАНИЕ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ? Давайте попорядку СЛАЙД. Самопроверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо) 2.107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5 3.107,1; 2,2; 44,5; 19,5 4. 107,18 + 2,19= ? II. Определение темы и целей урока (2 мин).Почему задание 4 вызвало затруднение? (проблема) Попробуйте сформулировать тему урока и запишите её в тетради. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». СЛАЙД . Давайте, сформулируем цель нашего урока. (научиться складывать и вычитать десятичные дроби, построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, применить данный алгоритм при решении различных заданий и т.д.) Задача. Самый высокий человек за всю историю мира это Роберт Уодлоу его рост был 2,72 м. Самым маленьким человеком, жившим когда-либо на планете, был Чандра Бахадур Данги его рост был около 0,5м. Найдите общий рост этих людей. И какова разница в их росте? - Что нужно сделать для решения задачи? - Проблема: как сложить и вычесть десятичные дроби? - Давайте вспомним, что мы уже знаем про десятичные дроби, и какие знания могут помочь для решения нашей задачи. Устные упражнения: -Что можно выделить из каждой десятичной дроби? (целую часть, дробную часть) - Назвать целую часть, дробную часть. -Уравняйте количество знаков после запятой 4,52 и 2,30 - Сравните десятичные дроби (правила сравнения дробей) 4,52 > 2,30 - Переведите десятичные дроби в смешанную форму. 4,52=<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>; 2,30=<Object: word/embeddings/oleObject2.bin> Ваши предложения. Какие же из этих знаний помогут справиться с нашей задачей? - Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы справиться с затруднением? (Перевести в обыкновенные дроби, сложить или вычесть, а затем снова перевести в десятичные, перевести м в см вычислить и снова перевести результат в м). - Выполните действия в тетради. 1,2 номера переводят десятичные дроби в обыкновенные и отвечают на вопрос задачи, а 3,4 номера переводят м в см и отвечает на вопрос задачи. (по одному учащемуся у доски) 1 ряд <Object: word/embeddings/oleObject3.bin> 2 ряд 2,72м+0,5м=272см+50см=322см=3,22(м) – общий рост людей - Ответьте на вопрос задачи. - А нельзя ли проще выполнить вычисление? (ответы детей) - Проанализируйте результат; сформулируйте выводы. (Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно). - Что отличает действия с натуральными числами от действий с десятичными дробями? (В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной). - Попробуйте сложить десятичные дроби 2,72+0,5 столбиком, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах. - Покажите полученные результаты. Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске. - Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных дробей? Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания. Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом. Потом сложил их. 2. Я сложил дроби, записывая запятую под запятой. - Почему возникли затруднения и разные способы вычислений? - Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные дроби. - Что же дальше будем делать? (составим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Алгоритм составлять вы будете, работая в парах. - Какие правила необходимо соблюдать, работая в парах? V. Групповая работа. Задание (3, 4 участникам) каждая пара получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты. По окончании работы каждая пара представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их внутри группы. Задание (1, 2 участникам). Изучив данную таблицу, опишите действие, которое нужно выполнить на каждом этапе. Попробуйте составить алгоритм сложения десятичных дробей. Работа в парах. Какая часть речи отвечает на вопрос что сделать? (на первое место - ГЛАГОЛ) Обсудить заполненные учениками таблицы. Составьте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей: Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби нужно: 1. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой. 2. Подписать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой. 3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятые. 4. В ответе поставить запятую под запятой в данных дробях. Где можно проверить правильность своих выводов? (В учебнике, страница 191) - Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом. - Похожи. - Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на новый способ сложения и вычитания десятичных дробей). |
Осмысление | Игра «Муха» (физминутка) (СЛАЙД ) Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку. Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом если вы согласны с ответом ученика, то присели, а если нет, то встали. А1 Б2; Б1 А2; В1 В2; Б2 А3; Б3 В3; В3 А3. Вернёмся к задаче, которую мы решали в начале урока и узнаем какова жесумма наибольшего и наименьшего чисел. СЛАЙД 107,18 + 2,19= ? ученик у доски 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Из книги рекордов ГИННЕСА: Самые большие в мире овощи и фрукты, (прикрепить на доску распечатанные картинки с овощами и фруктами) ананас - 8,06 кг, яблоко - 1,67 кг, кабачок - 61,23 кг, картофель- 11,2 кг, луковица - 7,03 кг. Предлагаю приготовить вам из этого набора СЛАЙД Фруктовый салат Пюре «яблочно кабачковое» Пюре «кабачково ананасовое» Овощное рагу Работают по группам: 1группа (четные) Приготовьте: 2 группа (нечетные) Приготовьте: Проверка СЛАЙД масса фруктового салата 9,73 кг; масса пюре «яблочно кабачковое» 62,9 кг масса пюре «кабачково ананасовое» 69,29 кг масса овощного рагу 79,46 кг; - Какое блюдо по массе получилось больше и почему? Задания разноуровневые Итак, следующее задание: на столе у вас лежат тесты, ваша задача, решить, выбрать соответствующую букву и записать в табличку. 1.Выберите верную запись сложения чисел 7,45 и 32,6 в столбик: 2.При сложении чисел 3,571 и 4,429 получили 8. А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ 3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,85 А) 108,25 Б) 37,06 В) 155,95 Г) свой ответ 4.Найти разность чисел 43,7 на 8,73 А) 34,34 Б) 34,97 В) 35,03 Г) свой ответ 5.Найдите значение выражения 15,37+а, если а=2,9 А) 15,66 Б) 18,27 В) 22,46 Г) свой ответ 6.Найдите значение выражения а-12,8, если а=40,4 А)27,6 Б) 28,6 в) 53,2 Г) свой ответ 1.Выберите верную запись сложения чисел 7,31 и 52,7 в столбик: 2.При сложении чисел 5,529 и 4,471 получили 10. А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ 3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,75 А) 108,35 Б) 36,96 В) 155,85 Г) свой ответ 4.Найти разность чисел 62,8 на 9,56 А) 63,36 Б) 53,24 В) 52,52 Г) свой ответ 5.Найдите значение выражения 13,27+а, если а=2,8 А) 13,55 Б) 16,07 В) 23,35 Г) свой ответ 6.Найдите значение выражения а-21,8, если а=50,4 А)28,6 Б) 29,6 в) 72,2 Г) свой ответ - Поднимите руку, у кого нет ошибок? 1 ошибка? Больше?... д/з: 1. Обсудить с родителями приходится ли им решать задачи связанные со сложением и вычитанием десятичных дробей на работе, в повседневной жизни, привести примеры. 2. Практическое: вычислите рост вашей семьи в метрах. 3. |
Рефлексия | Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока Кластер или постер или по алгоритму сочинить стихотворение (Составить памятку для запоминания алоритма сложения и вычитания десятичных дробей) IX. Формулирование выводов по изученному материалу (3 мин). Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) Свяжите-Расширьте-Подумайте или |