Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Интегрированный урок

Обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

18.11.22

Ребята!

В ноябре исполняется 311 лет со дня рождения великого человека М.В. Ломоносова. Каждый год своей жизни он отдавал служению науке и поэтому сегодня нам есть о чем поговорить.

В истории всех веков и народов редко можно встретить таких одаренных и многогранных мыслителей, каким был М.В. Ломоносов. Наиболее характерной чертой его деятельности являются широкие научные обобщения. Каким бы вопросом он ни занимался, всегда его мысль была направлена на научные обобщения, на постановку широкой проблемы в науке или в технике. Он не был философом по роду своей научной деятельности, но в своих научных работах всегда задавался широкой философской постановкой вопроса.

Учитель физики:

М.В. Ломоносов великий русский ученый – энциклопедист, открытие которого обогатили многие отрасли знаний химии, физики, астрономии, также его открытие касаются металлургии, горного дела, метеорологии. Выдвинутые им идеи далеко опередили науку своего времени; поэт заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк. Леонард Эйлер был едва ли не единственным современником Ломоносова, который понял масштабы его ума и оценил глубину его знаний.

Сообщения учащихся:

Чтец №1

Поздней осенью 1711 г. в семье крестьянина в деревне Мешанинской в семье Василия Дорофеевича родился сын Михайло – будущий великий ученый. Из рассказов его современников и воспоминаний самого Ломоносова стало известно, что он рано лишился матери и уже с десяти лет помогал отцу ловить рыбу. Совершая с отцом далекие путешествия по Белому морю и Северному Ледовитому океану, мальчик наблюдал многие явления природы, объяснить которые окружающие его люди не могли. На всю жизнь запомнились ему сказочно красивые северные сияния, ледяные горы и многое другое.

Чтец № 2

Рано научившись грамоте, Миша все свое свободное время проводил за чтением книг, которые ему удавалось достать в родной деревне. Сильное желание овладеть наукой заставило юношу в декабре 1730 г. покинуть отчий дом и уйти в Москву. Там он надеялся обучиться всему тому, что его так к себе влекло и чего он не мог постичь у себя на родине. Ломоносов совершил путь от Холмогор до Москвы пешком с тремя рублями в кармане. В первых числах января 1731 г. девятнадцатилетний юноша Ломоносов пришел в Москву. В это время столицей России был Петербург, однако Москва оставалась основным центром государства. Большинство имевшихся в стране учебных заведений находилось в Москве.

Чтец № 3

Ломоносову удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына холмогорского дворянина, так как крестьянских детей туда не принимали. Уже с первых дней пребывания в академии Ломоносов показал себя исключительно одаренным и усердным учеником. Пять лет продолжалось учение в академии. Много лишений и трудностей перенес юноша за это время. В 1735 г. Славяно-греко-латинская академия получила распоряжение Сената выбрать 20 наиболее способных учеников и направить их в Петербург для обучения в гимназии. 1 января 1736 г. Ломоносов прибыл в Петербург, а в августе того же года по распоряжению президента Академии наук был послан в Германию для продолжения образования и изучения горного дела, химии и металлургии. В Германии в течение двух с половины лет Ломоносов учился у известного в то время ученого Христиана Вольфа. За это время он основательно изучил математику и механику, физику и химию, немецкий и французский языки и ряд других общеобразовательных предметов.

Чтец № 4

Через несколько лет уже в России Ломоносов переводит на русский язык курс физики Вольфа. Это был первый учебник физики на русском языке. За границей М.В. Ломоносов пробыл около пяти лет. Весной в 1741 году он получил разрешение Российской академии наук на возвращение в Петербург и вернуться на родину. В Академии он стал вести важные исследования, относящиеся к целому ряду естественных наук. С большим трудом ему удается создать первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. В 1755 г. в Москве по проекту Ломоносова был сооружен первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя – МГУ – Московский государственный университет имени Ломоносова.

Учитель химии :

Химик без знания физики подобен человеку, который все должен искать ощупом. И если две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут. И поэтому утверждал Ломоносов « вся моя химия физическая».

Учитель физики:

Ломоносов разграничил понятия «корпускула» - молекула, и «элемент» – атом. Он доказал что тепловые явления обусловлены движением материальных частиц. Что с увеличением температуры скорость частиц увеличивается, с понижением уменьшается.

Учитель химии:

До Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Выстроенная в Петербурге по его плану, она открылась 12.10.1748 г. По оборудованию она не уступала лучшим европейским, а в одном отношении ей, пожалуй, не сыскалось бы равных – лаборатория была физико-химическая.

«Испытать все, что только можно измерять, взвешивать и определять вычислением» вот девиз М. В. Ломоносова.

Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, который в настоящее время читается так «массы веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ образовавшихся в ходе реакций.

Учитель физики:

В истории открытия закона сохранения энергии Ломоносову по праву принадлежит первое место. Сейчас мы с вами знаем, что по закону сохранения энергии:» Энергия в природе не возникает из ничего, и не исчезает бесследно она лишь переходит из одной формы в другую.

Учитель химии:

Книга Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» является выдающимся трудом в истории металлургии и горного дела. В ней весьма ярко отразился не только талант Ломоносова ученого, но так же его трезвый ум, позволивший подойти чутко к запросам практики. Эта книга была первой не только в металлургии, но и в химии, созданная на русском языке.

Учитель физики:

Большой вклад был сделан Ломоносовым в развитии молекулярно-кинетической теории. В основе МКТ строения вещества лежат три утверждения: вещество состоит из частиц, эти частицы беспорядочно движутся, частицы взаимодействуют друг с другом. Различием молекулярного строения вещества объясняется, что одни вещества могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Учитель химии:

Впечатление от первой книги было достаточно благоприятное что именным указом 20.12.1 763 г. Екатериной второй жалование Ломоносову повысили до 1875 рублей в год.

Учитель физики:

Занимаясь исследованием атмосферного электричества, он придумал и изготовил приспособление для регистрации электрических разрядов. Он изучал северное сияние и доказал его электрическую природу. Он занимался изучением световых явлений. В 1756 году он сконструировал зрительную трубу, с помощью которой можно было рассматривать удаленные предметы при их недостаточном освещении, которая называлась ночезрительной трубой.

Учитель химии:

Книга о горном деле начинается с рассмотрения свойств металлов, которых тогда было шесть (Au, Ag, Cu, Sn, Fe, Pb)

Это были светлые и ковкие тела. Далее он делил все металлы на «высокие» и «простые». Высокие – т.е. благородные. Следующую группу он назвал полуметаллами (As, Sb, Bi, Zn, Hd)

Учитель физики:

Он занимался метеорологией: сконструировал прибор для определения скорости и направления ветра, термометры и барометры. Он построил первую в истории науки автоматическую метеорологическую станцию, регистрирующую показания приборов без участия наблюдателя.

Учитель химии:

М.В. Ломоносов в первую очередь ставил задачу развития отечественной металлургии. В соответствии с этим он дает ряд ценных указаний: как строить печь, как ведется и планируется выплавка металла, а так же описал способ выплавки чугуна из руд.

Весьма важным является отношение Ломоносова к вопросам механизации производственных процессов и к задачам техники безопасности. Он восстает против ручного дробления, особенно учитывая детский труд, указывает на возможность применения для этого толчей, а так же на губительное действие рудной пыли, особенно на детский организм ,который на всю жизнь остается искалеченным. При дроблении руд он рекомендует надевать рабочим на ноги толстые кожаные или берестяные штиблеты чтобы пыль, отлетающая от руды не повредили ноги и стопу.

На уроках химии всегда уделяется внимание вопросу правил техники безопасности. При выполнении практических работ учащиеся получают инструкцию как работать с тем или иным веществом, с тем или иным прибором при этом соблюдая технику безопасности.

Учитель физики:

Ломоносов переводит на русский язык учебник физики немецкого ученого Христиана Вольфа. Это был первый учебник физики на русском языке. При выполнении перевода он сталкивается с бедностью русского языка того времени. Ломоносов явился основателем научной терминологии. Наш современный русский язык содержит очень много слов, впервые введенных Ломоносовым. Это такие слова: термометр, формула, зажигательное стекло, поршень, упругость, сфера, атмосфера, барометр, нанометр, преломление лучей, полюсы магнита. До Ломоносова этих слов в русском языке не было.

Учитель химии:

По словам историка науки П. И. Вальдена «он был создан для того, чтобы насадить в России науку, своим устным словом мог воодушевить множество учеников, обильным потоком идей создать центр научной школы русских мыслителей.

Учитель физики:

Автоматизация и механизация производства на металлургических заводах связаны с электричеством. Основной частью многих технических приборов являются электромагниты, обладающие большой подъемной силой, которую используют на этих заводах для переноски изделий из чугуна и стали, стальных и чугунных стружек. Мы с вами должны знать, что при работе с электрическими приборами, должны знать правила по технике безопасности. Применяют электромагниты так же в телеграфном и телефонном аппаратах.

Учитель химии:

Он был ученый и поэт

Он размышлял про тьму и свет

В чем сходство стужи и тепла

Что можно сделать из стекла

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет

Он создал Университет

Своей рискуя головой

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен

Историк он, географ он

И как сказал о нем поэт

Он сам был Университет!

Заключительное слово:

Спасибо за интересные исторические факты жизни и творчества ученого. Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать» А чтобы знать, нам надо получать знания т.е. учиться! «.

Учитель химии: Балаева Хава Ахметовна

Учитель физики: Оздоева Елена Билановна

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области