Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 5 г. Татарск
Мастер-класс
«Развитие крупной моторики детей раннего возраста посредством использования нестандартного оборудования»
Воспитатель:
Котова Елена Анатольевна
Цель мастер - класса: познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие крупной моторики детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования.
Ход мастер - класса:
1 слайд Тит. презинт.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам пополнить совою педагогическую копилку знаниями в области использования нестандартного оборудования в развитии крупной моторики детей раннего возраста, ну а кому эти формы уже знакомы попрошу вас стать моими помощниками.
Свой мастер - класс хочу начать с вопроса : что по вашему мнению заложено в понятии развитие крупной моторики? (ответы аудитории, оценка – «похвала») внимание на экран
2 слайд Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения разных функций. Без развитой крупной моторики ребенку будет сложно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, выполнять бытовые действия.
Следующий вопрос : как вы считаете почему эти навыки важны? (ответы аудитории, оценка – «похвала»)
внимание на экран
Слайд3
Посмотрите эти навыки повышают уверенность ребенка в движениях (в беге, прыжках, подвижных играх); помогают ребенку устанавливать новые дружеские отношения; способность обслуживать самого себя, повышают спортивные способности .
Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения.
Как происходит развитие крупной моторики останавливаться не буду, отмечу только что к 3 годам ребенок
Настрой ребенка, его желание заниматься физической культурой во многом зависит от оформления помещений . Поэтому одной из задач стало расширение предметно-развивающей среды, путем создания нового нестандартного оборудования.
Слайд 4 Создавая нестандартное оборудование придерживалась следующих правил внимание на экран :
1. Оборудование легкое, прочное и безопасное, простое в изготовлении.
2. Доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
3. Оборудование яркое, красочное, необычный вид.
Моя задача удовлетворить потребность ребенка в движении, которое служит важным условием для развития всех групп мышц. Поэтому были подобраны комплексы упражнений и игр для развития крупной моторики с использованием нестандартного оборудования, а именно:.
Слайд 5
Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение, приседания, прыжки, которые помогают научиться контролировать свое тело. При этом использую мячи, косички, кубики, погремушки, платочки, мягкие палочки.
В раннем возрасте для развития крупной моторики ребёнка хорошо подходят упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.
Предлагаю вам выполнить это упражнение (сначала Я, потом 3 Покажут сами мне)
Игра «Зеркало»
Предлагаю встать напротив меня и представить, что вы смотрите в зеркало. Повторяем за мной – поднимаем руку, чешим нос, шагаем вперед высоко поднимая ноги, качаем головой. А теперь предлагаю поменяется ролями. (Один из участников мастер – класса). Присаживайтесь, спасибо.
Слайд 6 (фото)
В соей практике использую игры с мыльными пузырями. Эта игра подходит для детей, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или в группе выдуваются мыльные пузыри и предлагается детям их полопать ладошками.
Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.
Слайд 7 (фото) Со своими детьми используем тренажёры на развитие координации, ловкости. Это батут, обручи малого диаметра,тренажер"По кочкам, по маленьким дорожкам", где кочки и дорожки – это мягкий поролон, пол - опасное болото. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по бревну или кочкам. Тренажёр «Бильбоке» изготовлен из пластиковых бутылок из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики, киндер сюрпризы.
Детям дается задание: поймать шарик ёмкостью.
Предлагаю изготовить этот тренажер , для этого приглашаю 4 участника по желанию. (после того как сделают предложить выполнить упражнение с ним.)
Слайд 8
В своей практике использую снаряды для метания ими стали «Мешочки» с песком, и «Снежки» из ваты или поролона. Применяю для развитие глазомера, меткости. Могут использоваться на занятиях физической культуры, на праздниках и эстафетах.
Слайд 9
Для формирования осанки, костно – мышечного корсета и развития координации движений были изготовлены степ – скамейки. Они сделаны из – дерева, устойчивы и безопасны, т.к. верх имеет не скользящее дополнительное покрытие. Применяю для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, использую в подвижных играх, например «Кот и птички».
Слайд 10 - 3 фото
Для развития мышц рук и ловкости использую «Моталочки» - которая состоит из мягкой игрушки, тесьмы и палочки. перешагивание, прыжки, прокатывание мяча. «Солнышко» учит детей действовать по сигналу. Развитие навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата. Дети с удовольствием раскручивают и закручивают солнечные лучики.«Весёлый лабиринт» улучшает координацию движения, ходьбы и бега по ограниченной площади. Формирует умение двигать мяч в разном направлении.
Все это можно использовать: при проведении занятий по физкультуре, в свободной игровой деятельности детей и индивидуальной работе.
Слайд 11
Дорожки следочки – это длинные полотна с прикрепленными ладошками и следами ног и колен - кружки. Направлены на улучшение координации движений. Укрепление мышц ног и стопы, туловища. Профилактика плоскостопия, закаливание. Развитие положительных эмоций.А задача детей менять положение рук и ног.
Слайд 12
«Парашют» Цель : развитие координационных способностей детей, укрепление мышц плеч, предплечий и кистей рук; совершенствование навыков моторного восприятия и развитие чувства ритма.
Предлагаю выполнить его вместе со мной (участники).
Варианты использования: Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Используется в игре «ВОЛНА» Держась парашют, дети делают движения руками - поочередное поднимание и опускание рук, изображая волны. Далее упражнение усложняется, добавляется мяч Игра «Не дай мячику упасть»
Слайд 13
«Паутинка»
Цель: упражнять в подлезании, развивать гибкость, внимание.
Правила игры: Воспитатель держит обруч, предлагая детям пролезать между лентами в определенном направлении.
Слайд 14
Для формирования навыков различных видов ходьбы, прыжков и лазания. В зале выполняем упражнения с использованием веревок- косичек, мягких модулей в форме палочек, шведской стены.
Слайд 15
Эффективно используем ресурсы уличной площадки. Весело проходит день воздушного шарика. С детьми подпрыгиваем, догоняем его. На площадке имеются разновидности лесенок, дети активно их используют.
В работе с родителями предлагается развивать крупную моторику в домашних условиях. Ребенку можно предложить посильные поручения, например, протереть со стола, убрать игрушки, вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке. Если рядом с домом есть стадион, можно проводить там больше времени.
Концовка (рефлексия)
А сейчас прошу каждого из вас через выполнение определенных движений дать оценку данному мастер - классу. Внимание на экран! Вот критерии для оценки нашей деятельности, ответьте на вопросы:
Слайд 16 Вопрос : «Готовы ли вы применять эти знания в своей деятельности , предлагаю варианты ответов НЕТ, ДА ЧАСТИЧНО, БУДУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, РАБОТУ ВЕДУ!
Если у вас несколько позиций значит делаем все одновременно.