Комитет образование и науки администрации города Новокузнецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96» (МБ ДОУ «Детский сад № 96»)
654084, г.Новокузнецк, ул.Зорге, 38
тел. (3843) 34-43-62, 34-42-78
E-mail: mbdou96@mail.ru
Сайт: http://www.edu42.ru/sites/ds96/
Станция «Пасека»
Воспитатели:
Бычкова О.С.
Стародубцева Е.В.
Новокузнецкий городской округ, 2021
Ведение
Актуальность:
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается творческое решение задачи, подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно- нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство сопереживания и ответственности, за наших меньших друзей. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая станция, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Проблема:
Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчёлах очень скудные.
Цель: воспитывать чувственное отношение к миру насекомых путём реализации практико-ориентированной деятельности на экологической станции «Пасека».
Задачи:
формировать у детей представления о насекомых - пчёлах, способах передвижения, издаваемых звуков;
обогащать активный словарный запас;
побуждать детей изображать свои впечатления в продуктивной деятельности;
знакомить детей с правилами поведения в природе;
развивать восприятие, любознательность, внимание, память;
воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчёл.
Перспективное планирование на лето
июнь – июль – август
Младший возраст Беседа «Малышам о пчёлах, мёде и пчелиной работе!». Цель: дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком). Загадки о насекомых. Цель: учить детей отгадывать загадки. Подвижная игра «Медведи и пчёлы». Цель: развивать активность детей в физической активности. Подвижная игра «Пчёлы». Цель: учить детей свободно бегать, приседать на корточки и вставать, перешагивать обруч. Рассматривание иллюстраций о насекомых. Цель: расширять представление о насекомых, учить их называть. Дидактическая игра «Какой, какая, какие». Цель: развивать речь детей, правильное произношение. Лепка «Весёлая пчёлка». Цель: воспитывать интерес детей к лепке. Рисование «Весёлая пчёлка». Цель: учить детей передавать несложные сюжеты в рисовании. Закрепление названия цветов. Закреплять приёмы закрашивания предметов красками. Чтение сказки в стихах «Муха-цокотуха». К.И.Чуковского. Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение. Наблюдение за насекомыми. Цель: предложить детям назвать знакомых насекомых, сравнить их по внешнему виду; развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе; учить детей выявлять особенности передвижения различных насекомых; учить рассказывать о том, что делают насекомые; воспитывать заботливое отношение к насекомым. Наблюдение за цветником. Цель: расширять представления о цветнике летом; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их пропаливать. |
Средний возраст Наблюдение за цветником. Цель: уточнять названия цветов, определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни); побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху). Рассказ про пчёл. Цель: формирование знаний детей о пчёлах; расширять и закреплять знания детей о пчёлах; уточнить представления детей о пчеле; её внешнем виде, поведении; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Загадки о насекомых. Цель: закрепить элементарные представления детей о насекомых с помощью загадок; обогащать словарь; побуждать задавать вопросы; воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы; развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать. Подвижная игра «Медведь и пчёлы». Цель: учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку; развивать ловкость, быстроту; соблюдать правила игры. Подвижная игра «Пчёлы». Цель: развитие двигательной активности; учить действовать по сигналу воспитателя; развивать воображение, координацию движений, быстроту, ловкость; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга; формировать сплочённость детского коллектива. Рассматривание иллюстраций о насекомых. Цель: обогащение словаря по теме ; развитие познавательных способностей воспитанников; систематизировать представления детей о многообразии насекомых; воспитание экологической культуры. Дидактическая игра «Какой, какая, какие». Цель: закреплять у детей образования относительных прилагательных и согласования их с существительными. Лепка «Весёлая пчёлка». Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке; учить создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание; развивать словарь, мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение; воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям. Цель: развивать умение детей слушать, выражать свои эмоции, отвечать на вопросы о прочитанном, умение пересказывать текст; развивать речь, память; пополнять словарный запас детей. Рисование «Весёлая пчёлка». Цель: учить детей самостоятельно рисовать предмет, состоящий из симметричных частей; учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами; развивать творчество, воображение. Дидактическая игра «Соедини точки и узнай, кто получится». Цель: развитие умения ориентироваться на лист, внимания, мышления. Беседа «Что дети знают о насекомых?» . Цель: уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развитие фразовой речи. Наблюдение за насекомыми. Цель: воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому, совершенствовать двигательные навыки и речь, укреплять здоровье детей. Наблюдение за цветником. Цель: продолжать учить детей наблюдать за ростом и развитием цветов; воспитывать интерес; желание ухаживать и выращивать цветы. |
Старший возраст Наблюдение за цветами на клумбе. Цель: расширить представление о цветах на клумбе, закрепить умение поливать цветы; уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов; развивать умение ухаживать за растениями, поливать их; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе; воспитательные: воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним. Беседа о пчеле. Цель: ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми; дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту сферу. Подвижная игра «Медведь и пчёлы». Цель: упражнять детей в беге, отрабатывать умение сохранять направление, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение играть вместе, сообща. Подвижная игра «Пчёлы». Цель: развитие двигательной активности. Рассматривание иллюстраций и беседа мир насекомых. Цель: закрепить знание о цикле развитие насекомых, способе питания; образе жизни; окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значение о жизни других обитателей в природе. Рисование в раскрасках насекомые. Цель: обобщение и расширение знаний у детей о жизни насекомых; развивать художественно - творческие способности; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги; развивать у детей фантазию, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, чувство цвета. Лепка насекомые. Цель: развивать навыки нетрадиционного метода лепки из пластилина; учить детей лепить по выбору насекомых, скатывая пластилин в тонкий жгутик (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; развивать навык лепки, скатывания пластилина между ладонями, развивать мелкую моторику рук. Дидактическая игра «Бегает, прыгает, летает». Цель: знать основной способ передвижения животных. Дидактическая игра «Насекомые». Цель: выявить знание детей о насекомых, формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении насекомых, формы и окраску. Наблюдение за насекомыми. Цель: обогащение знаний о многообразии насекомых; развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Рассматривание презентации «Мир насекомых». Цель: расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые». |
Подготовительный возраст Наблюдение за насекомыми. Цель: уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам. Наблюдение за цветами на клумбе. Цель: формировать представление о многообразии неживой природы; учить любоваться растущими цветами; развивать умение обобщать по существенным признакам; развивать речь, активизировать словарный запас; расширять представление о частях растений. Рассматривание иллюстраций и беседа таинственный мир насекомых. Цель: расширить представления детей о насекомых; вызвать интерес к окружающему нас миру, формировать реалистические представления. Дидактическая игра «Угадай, кто улетел?» Цель: развитие зрительного восприятия, памяти; закрепление названий насекомых. Дидактическая игра «Помоги пчёлкам» Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию. Рисование «Раскрась насекомое». Цель: развивать зрительное восприятие, учить детей понимать форму, величину и пространственные положения предметов окружающего мира; овладевать формообразующими движениями, тренироваться в штриховке изображения, готовить руку к письму, укреплять мышцы руки. Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Рисунок песком «Бабочка» Цель: развивать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Чтение художественной литературы: Сказка "Кто где живёт". «Кузнечик и бабочка» Светлана Ковешникова «Один день из жизни Жука». Цель: развивать умение слушать; пересказывать о прочитанном; проявлять эмоции; память; речь; пополнять словарный запас детей. |