Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Средства формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Одной из самых значимых и актуальных проблем в психологии можно считать становление самосознания и самооценки личности. Самооценка характеризует основу самосознания, является показателем индивидного уровня развития, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Средства формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивает возможности детей в правильном формировании их личности, в том числе адекватной самооценки.

В ходе анализа литературы мы выделили ряд специфических затруднений, характерных для категории детей с нарушениями речи: недостаточный уровень общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире; недостаточное развитие наглядно-действенного мышления, пространственной ориентации; своеобразие личностной сферы, которое выражается в том, что дети не умеют адекватно оценивать свои возможности, их уровень притязаний крайне нестабилен и в большей степени зависит от успешности (не успешности) в выполнении предыдущего задания.

При отсутствии необходимой помощи, общее недоразвитие речи может сохраняться долгие годы, а низкая самооценка будет являться помехой при обучении, выборе профессии и в личной жизни человека.

Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе и к своим силам еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи.

По мнению Л.С. Выготского одним из значимых средств формирования самооценки являются взаимоотношения с авторитетными взрослыми - родителями и педагогами [23].

Г.А. Волкова, Т.Н. Волковская, В.А. Калягин, И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова, Т.А.Репиной, предлагают использовать различные средства для формирования адекватной самооценки.

Одним из важных средств являются различные игры - дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные игры драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера. Рассмотрим подробнее их возможности для формирования самооценки детей.

Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства [11].

Именно в игре прививается закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижную игру как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развитие у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество [15].

Дидактические игры: «Танец шляпы», «Скульпторы», «Зеркало», «Зоопарк — 2». «Горячий мяч». У детей с неадекватной самооценкой появляется интерес к совместным играм. Эти дети становятся более уверенными в себе, более самостоятельными, перестают испытывать трудности в общении.

Для активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления, упражнение детей в чётком произношении слов, используют дидактические игры, такие как «Сорока», «Кто летает», «Дай определение словам» и т.д.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сюжетный эпизод (птицы и автомобили, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы). Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным - в них нет образов, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные действия всех участников по мнению А. И. Быкова, М. М. Конторович, Т. И. Осокиной в подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

Целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побеждённый, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений [26].

Например, упражнение «Похвалилки» способствует повышению самооценки ребёнка, повышению его значимость в коллективе. Словесная игра «Комплименты» помогает ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Для развития личности, эмоциональной сферы и процессов социализации у дошкольников может быть использован просмотр и анализ мультипликационных фильмов. Роль мультфильмов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника, имеющего ОНР велика: они позволяют развивать речь в различных аспектах –  воспитание звуковой культуры речи, формирование лексикограмматического строя речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение. Мультфильмы - «Птицы»: «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Растрепанный воробей» (1967), «Гадкий утенок»(1956); «Лесные животные»: «Лесные путешественники» (1951), «Крашеный лис» (1953), «Беги, ручеек!» (1974) дают ребенку возможно понять и осмыслить многие явления окружающей действительности, а также уточнить представления о самом себе.

Мультипликационные фильмы можно также использовать на занятиях по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка. Просмотр мультиков детьми с ОНР в сочетании с изучаемой лексической темой позволяет ребенку закрепить полученные в течение недели знания.

Ольшанский Д.В. в своей книге «Психология масс» выделяет три механизма воздействия на человека, помогающие понять механизм влияния мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста, это заражение, внушение и подражание [20]. Мультфильмы наполнены яркими, завораживающими образами, веселой, громкой музыкой, захватывающим для детей сюжетом. Дети попадают под влияние всего этого, эмоционально включаются в происходящее на экране, начинают сопереживать героям, «заражаются» их словами, чувствами и идеями, действиями и поступками, срабатывает механизм «заражения». Задача взрослого организовать просмотр совместно с ребенком, в процессе объяснять, почему нужно выбрать тот или иной стереотип поведения [20].

Мультфильм по сказкам Сутеева В.Г: Мешок яблок учит щедрости, умению делиться с другими, даже когда у тебя самого «детишки голодные» и закладывает в сознание важную мысль – если ты щедрый – у тебя будет много хороших друзей. «Крошка енот» учит вечной истине – если ты улыбаешься людям, они в ответ улыбнутся тебе, доброте и приветливости, а также показывает почему неправильно решать проблемы кулаками.

Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. Особенностям восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста посвящены труды Л.С. Выготского, Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной. Проблемам восприятия художественных произведений посвящают свои работы многие ученые, в числе которых И.А. Зимняя, О.И. Никифорова, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. По утверждению А.В. Запорожца, для правильного понимания художественного произведения ребенком, он должен относиться к нему, как к изображению, как к образу, реальных явлений и предметов [10].

Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Детям можно предлагать для прочтения следующие произведения: «Хлебный колос» - А. Ремизов; «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк; Сказка «Серая Шейка» «Царевна – лягушка» (обр. Булатова) и другие.

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [31]. Труд является как источником средств к существованию и средством самообслуживания и обслуживания близких. Труд способствует развитию умения заботиться о своих близких, формирует социально-бытовую компетентность, обеспечивающую независимость и адаптацию человека в реальной жизни. Старший дошкольник с нарушением речи может быть включен в разные виды и формы труда. Хозяйственно – бытовой труд и труд в природе создают благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирования действий разных органов и систем, укрепления нервной с трудовая деятельность является одним из важных факторов развития речи. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, развивается связная речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение отдельных слов. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Одним из средств формирования самооценки дошкольников является экспериментирование, в котором обнаруживаются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [13]. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, в том числе самоанализа и самооценки.

Использование комплекса различных средств в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи позволит приобрести им уверенность в себе, своих способностях, они станут более смелым, решительным, общительным. Повысится социальная активность, которая поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области