Консультация
«ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
для педагогов в рамках инновационного образовательного проекта на базе МБДОУ «Создание модели инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в рамках ДОУ».
Подготовил и провёл
педагог- психолог
О.И.Митрофанова
Группы дошкольников не однородны, в нее (в соответствии с законом) могут входить дети с разными нарушениями развития:
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
-дети с задержкой психического развития;
-дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:
Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется, например задержка психического развития (ЗПР). Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Часто признаки ЗПР могут первыми распознать именно воспитатели. Для этого нужно знать эти признаки. Но нужно понимать, что в дошкольном образовательном учреждении ни педагог, ни психолог диагноз НЕ ставят. При подозрении, на то, что ребёнок нуждается в особых образовательных условиях воспитатель доводит до сведения педагога- психолога, медицинского персонала либо старшего воспитателя. Проводится беседа с родителями ребёнка и даётся рекомендация к посещению детского врача. Если родители не согласны посетить врача, работа с ребёнком ведётся по основной программе детского сада.
Простые тесты помогут это сделать.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).
Посещая младшие группы детского садика, ЗПР у ребенка не часто удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в группу среднего звена, ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:
Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.
Если у воспитателей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существуют некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.
Тест (2-3 лет)
Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.
Тест (3-5 лет)
В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации но, тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.
Тест (5-7 лет)
В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.
Таблица 1. Виды ЗПР у детей
Тип ЗПР | Причины | Как проявляется? |
ЗПР конституционального происхождения | Наследственность. | Одновременная незрелость телосложения и психики. |
ЗПР соматогенного происхождения | Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. | Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии. |
ЗПР психогенного происхождения | Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). | Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность. |
Церебрально-органического происхождения | Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. | Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. |
Алалия у детей
Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия.
При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:
Моторная алалия
Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки.
Проявления моторной алалии:
Проявления сенсорной алалии:
АУТИЗМ.
АУТИЗМ – это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание.
У таких детей когнитивные расстройства (ухудщение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта.
Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость.
Характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются:
Первое что может показаться странным, так это то, что ребенок практически не просится на руки. Они не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. У них слабая реакция на свет, звук, они также могут редко улыбаться. Комплекс оживления, присущий для всех маленьких детей, у аутистов отсутствует или слабо развит. Малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки и другие стимулы, что часто имитирует глухоту.
На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта.
Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека. Наиболее явно проблемы дают о себе знать, когда ребенка ведут в садик. Тут при попытке приобщить малыша к другим детям (например, посадить их за одни общий стол или вовлечь в одну игру) он может давать различные аффективные реакции. Игнорирование окружения может быть пассивным или же активным. В первом случае дети просто не проявляют интерес к окружающим детям, играм. Во втором случае они убегают, прячутся или действуют агрессивно в отношении других детей.
Часто встречающиеся стереотипные действия при аутизме:
Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией.
Или же ребенок может спрашивать один и тот же вопрос, например:
Ребенок — «Куда идем?»
Мама – « В магазин».
Ребенок – «Куда идем?»
Мама – « В магазин за молоком».
Ребенок – «Куда идем?»