Конспект НОД с интеграцией в старшей группе по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию (рисовании)
Тема: «Волшебный лотос»
Подготовила:
воспитатель Мунова Анастасия Сергеевна
Цель: Познакомить детей с реликтовым растением - лотосом - Комарова; дать представления о его особенностях.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о лотосе как представителе растений,
занесенных в Красную книгу;
-Развивать познавательный интерес к растениям нашего края,
коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать,
делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой
информации);
- Совершенствовать навыки работы в рисовании цветка лотоса, смешивать краски для получения нужного оттенка.
-Способствовать эмоциональному восприятию образа цветка лотоса через
художественную деятельность;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и чувство гордости
за свой край.
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Образовательная область. Познание развитие - Формирование целостной
картины мира, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
Словесные : беседа, объяснение, обобщения, ситуативный разговор, чтение
стихов;
Наглядные : рассматривание иллюстраций, просмотр фото о лотосе;
Практические: физкультминутка «Цветы», пальчиковая гимнастика «Лотос»,
рисование лотоса на бумаги; рефлексия.
Использование рассказа «Волшебный лотос»; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Материал к занятию:
Демонстрационные: панорама озера;
иллюстрации: цветы лотоса.
Раздаточные: цветная бумага(имитация воды); кисти; гуашь.
Оборудование: фонограмма спокойной музыки.
Алгоритм проведения НОД:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Доброе утро длиться до вечера!
Воспитатель: Ребята, скоро наступит весна. Природа нашего края богата и разнообразна, на ней есть много удивительных по красоте уголков природы. Красота природы Приморского края привлекает туристов, да и местные жители не отказывают себе в удовольствии попутешествовать по родному краю. Я знаю, что вы очень активные, любопытные, а поэтому, уверена, любите путешествовать. Да?
Дети отвечают.
Воспитатель: Где вы путешествовали, с кем? Что понравилось? Почему? Вы были у озера, оно какое? Что вы там видели? А как вы думаете, какие растения растут у озера, на дне и на поверхности озера?
Дети отвечают.
Воспитатель: А хотите, я вам покажу озеро, на котором растут необычные, удивительные цветы. Это озеро находится в нашей крае. В нашем прекрасном крае, где тишина звучит, как самая волшебная музыка, а воздух слаще, чем мёд, раскинулось Волшебное Озеро. Над лазурной гладью воды на тонких сильных стеблях каждое утро раскрывались, приветствуя, мир и друг друга, чудо - цветы. Каждый из них был неповторим и по-своему великолепен. Волшебное Озеро с удовольствием отражало их в своей воде. Эт цветы имеют свои секреты.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок.
Влево вправо повернись
И у озера очутись.
2. Проблемная ситуация.
Подходят к панораме озера.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а озеро то без цветов. Что могло случиться, я не вижу не одного цветка. Озеро грустное, тревожное. Как вы думаете, мы можем помочь озеру вернуть цветы? А вы хотите помочь озеру?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но прежде чем помочь, нужно нам узнать, что за волшебные цветы росли на нем. Как мы можем узнать о них? Как нам это сделать?
Обсуждение проблемы.
Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях.
Воспитатель: Все верно! Сейчас мы постараемся как можно больше узнать об
этих необыкновенных цветах.
Дети садятся на стульчики.
3. Открытие нового знания.
Рассказ воспитателя «Волшебный лотос»:
Цветок лотоса – это один из древнейших символов на нашей планете. Этот цветок — сплошной клубок противоречий, он очень нежный и ранимый, он по-прежнему остается одной из самых главных загадок современности. Во всем мире эти цветы считаются исконно тропическими и крайне теплолюбивыми растениями. Главная уникальность лотоса в том, что он встречается и у нас на Дальнем востоке. Своё название дальневосточный лотос носит в честь выдающегося ботаника Владимира Леонтьевича Комарова. Называется – Лотос Комарова.
В Приморском крае самые большие плантации лотосов растут в Уссурийском
Заповеднике и на озере Ханка. За сезон в заповедник со всего Дальнего Востока приезжают сотни туристов, чтобы полюбоваться на цветок. Людей издавна изумляла, радовала и притягивала красота цветков лотоса. Секрет уникальности – морозостойкость. Выживать и развиваться в непростых природных условиях им позволяет большая глубина ила в местных озерах. Этот цветок совместил в себе несовместимое, пережил даже ледниковый период. Семена растения не замерзают при сильных холодах, а впадают в анабиоз (засыпают). При этом биологические процессы замедляются, и цветок выживает. Лотос Комарова является самым холодолюбивым.
Лотос — это символ чистоты. Духом светел и чист не подвластен ни грязи, ни илу, лотос в тёмном пруду - и не диво, что жемчугами засверкала роса на листьях.
Лотос растет в мутной воде и поднимает над ее поверхностью свой необыкновенно красивый цветок. Грязь не делает цветок лотоса нечистым, и
поэтому он символизирует чистоту сердца и ума. Цветок лотоса также
символизирует долголетие, здоровье, честь и везение. У лотоса нет соперников по красоте.
Цветущий лотос изумительно красив, цветы меняют свой цвет в течении дня
от белого до розового. Только что распустившиеся бутоны ярко-розового цвета, а лотосы постарше имеют более бледный оттенок. Обладают очень нежным, приятным ароматом, интенсивность которого меняется в течение дня. Наиболее сильный запах в полдень.
Цветы постоянно обращены к солнцу, и, поворачиваясь вслед за его движением по небосклону, великолепный розовый лотос расправляет изящные лепестки, приветствуя солнце, и капельки воды отсвечивают перламутром, переливаясь в солнечных лучах. Из самой глубины стремится он увидеть дневное светило, радуя и нас своей красотой. Лотос на ночь закрывает цветок, и опять раскрывает его утром.
Удивительный факт обнаружили ученые, ночью, перед тем как распуститься
лотос нагревается, чем с успехом пользуются некоторые пчелки или жуки,
прячась в бутонах на ночь.
В середине сентября в цветоложе похожей на перевернутый конус, созревают
семена от 20 до 35 орешков в каждой, поэтому его иногда относят к виду
орехоносный.
Так выглядит коробочка с орешками на только что отцветшем лотосе. А это – уже выросшие и созревшие (те, что потемнели) коробочки. Если же орешки никто не съел, то они (когда коробочка высохнет) падают в воду, где могут прорасти. Листья лотоса крупные, покрыты тончайшим восковым налетом, предохраняющим листья от смачивания. Под лучами солнца они светятся и переливаются, как перламутр. Капли воды, словно шарики ртути, перекатываются по листьям. Все растение съедобно и применяется в лекарственных и пищевых целях. Лотос всегда кормил и лечил людей. В наше время из семян и корневищ лотоса изготовляют муку, крахмал, сахар и масло. Корневища лотоса готовят в качестве гарнира, как картофель. Засахаренные ломтики его корневищ, напоминающие мармелад, продают в кондитерских Китая. В корневищах лотоса много крахмала, а также сахара, жиров, витамина С. Молодые листья употребляют в пищу наподобие спаржи. Семена едят сырыми и засахаренными как лакомство. Едят даже тычинки и стебли. Лотос – интереснейшее растение, привлекающее к себе внимание и окруженное мифами и легендами. Поэты продолжают сочинять о нем стихи:
Там, где дорога уходит в поля,
Озера синий платок.
Розовой прелестью, словно заря,
Манит всех лотос цветок.
Лотос – загадочной древности цвет,
Он, как лампада, горит.
Древних веков посылает привет,
Тайны Востока хранит.
Лотос –символ прохождения через все стихии: корнями он в земле, растёт в воде, цветёт на воздухе, а питают его огненные лучи Солнца. Священный цветок лотоса, символ вечной жизни, чистоты и красоты является свидетелем далекого прошлого.
Сорвать — значит уничтожить. Не все знают — сорвать лотос все равно, что его уничтожить. В течение всего пары часов растение утрачивает все признаки жизни и привлекательности. Его стебель и корни, оставшись в воде, также гибнут и больше никогда не смогут радовать глаз новыми бутонами. Сорванные цветы лотоса погибают очень быстро, чаще их не успевают даже довезти с водоёма. Сорванные бутоны лотоса - не распустятся никогда. За свою уникальность Лотос Комарова внесен в Красную книгу Амурской области и России.
Сохраним лотос вместе. Ведь для одних, лотос – диковинка, а для других – целая религия. Считается, что человек, увидевший цветение лотоса, становится счастливым.
Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы лотосы.
(Под спокойную музыку проводится физминутка.)
Раз, два, три – выросли цветы
(сжимать и разжимать кисти рук).
К солнцу тянут лепестки.
(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)
Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.
(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).
Лучик лепестков коснулся - лотос миру улыбнулся!
(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз).
4. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Вам понравились цветы? Почему? Что вы о них узнали? Какие секреты есть в лотосах? Назовите их.
Дети отвечают…
Воспитатель. Вот сколько секретов у лотоса. Теперь мы знаем, какие цветы растут на озере. Готовы помочь озеру? Как мы можем это сделать?
Дети отвечают…
Воспитатель: Сейчас подготовим наши пальчики к работе – проведем
гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Лотос»
(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)
Лотоса нежные цветки
Распускают лепестки.
(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты
друг к другу.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево
вправо.)
Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки,
(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)
Головку наклоняют,
Как будто засыпают.
(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед. _
Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.
Рисование лотоса.
Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Опустим их на наше озеро
и будем любоваться.
Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:
Как символ нежной чистоты
В природе лотос расцветает…
От его дивной красоты
Вдруг все как будто замирает…
Подует легкий ветерок,
Бутоны лотоса качнуться,
И в мире звездно-голубом
От длительного сна проснутся.
Прелестно голову склонив,
На воду лепестки роняют,
Как розовые мотыльки
Они над озером летают.
Божественная благодать,
В душе покой и безмятежность…
И чудный лотос дарит вам
Свою любовь, добро и нежность.
6. Рефлексия.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель. Как вы думаете, озеро успокоилось? Почему? Какое оно стало?
Мы смогли помочь озеру?
Дети отвечают…
Воспитатель: Вы молодцы. Сегодня вы многое узнали. А что бы, не забыть
все новое, вот книга «Легенды лотоса», стихи и иллюстрации. Как вы думаете, мы можем поместить их в нашу Красную книгу? Почему? Какие это цветы? Можно ли их рвать? Почему? Молодцы!
Я думаю, что вы расскажите своим родителям о волшебном лотосе Приморского края, и сможете съездить на озеро которое находиться у нас около села Нагорное.
Воспитатель: Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту:
Обратно в детский сад
Попасть совсем легко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок-
Влево вправо повернись
И в детском саду очутись.
Закончились чудеса –
откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вы после путешествия устали. Предлагаю идти погулять.