Педагогический проект по развитию познавательных способностей дошкольников в процессе экспериментирования с природным материалом во второй младшей группе на тему: «Удивительные камни»
Автор проекта:
2022 г.
Паспорт проекта
Программное содержание:
Актуальность проекта
Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.
Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л. и др.
Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О.Л., Поддьякова Н.Н., Савинкова А.И.
Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.
Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта.
Цель проекта:
познакомить детей и миром камней, различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи проекта:
Вид проекта: среднесрочный с 01 декабря по 30 января
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: камни, различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.
Предполагаемый продукт проекта:
выставка творческих работ детей «Удивительные животные»;
разработанные рекомендации для педагогов «Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ»;
разработанные рекомендации для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка».
Список литературы:
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап-практический | Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта; − работа с родителями (разработка); - привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе; – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками); - создание проблемной ситуации; – проведение опытов, экспериментов; − проведение итогового занятия-экспериментирования; − ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях). | – создание мини-музея «Эти удивительные камни»; - создание поделок из камней «Удивительные животные»; - создание презентации для родителей к проведения родительского собрания - создание фотовыставки опытов; - анализ результатов проекта. |
План работы
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
1 неделя (декабрь) 2 неделя | 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 4. Разработка рекомендаций для родителей. 5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе. | Воспитатели | воспитатели |
Основной этап | |||
3 неделя Понедельник Среда | 2-я половина дня: 1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень)?»; 2) Развивающая игра «Умные камешки» 2-я половина дня: 1) Опыт «Камни. Тонет-не тонет»; опыт на растворимость в воде песка и камня 2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях | Дети, воспитатели | воспитатели |
4 неделя Понедельник Среда Пятница | 2-я половина дня: 1). Опыт «Определение формы, цвета, размера» 2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки». 1-я половина дня: 1). Опыт «Определение характера поверхности» 2). Рассматривание камней через лупу 2-я половина дня: 1). Изготовление поделок из камня 2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | ||
Заключительный этап | |||
3 неделя (январь) Вторник Среда Четверг | 1-я половина дня: 1). Создание фотовыставки опытов 2-я половина дня: 1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни» 2-я половина дня: 1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные» | Дети, воспитатели, родители | воспитатели |
Ключевые понятия
Камни, шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет
Методическое обеспечение проекта
Опыт № 1 «Проблемная ситуация: Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень)?»
Опыт № 1. Определение прочности. Сравнение материалов на прочность.
Вывод: камень - самый прочный, твердый материал; ветки легко сломать; постройки из песка легко разрушить.
Опыт № 2 «Растворимость в воде песка и камня»
Опыт № 2 Растворимость в воде. Сравнение материалов на растворимость.
Вывод: камень в воде не растворяется; песок растворяется в воде.
Опыт № 3 «Тонет-не тонет. Легкий-тяжелый»
Вывод: камень – тяжелый, тонет в воде; шишки – легкие, в воде не тонут.
Развивающая игра «Умные камешки»
Цель: формировать умение по образцу выкладывать фигурки в определенной последовательности;
закреплять знание геометрических фигур;
развивать внимание, усидчивость.
Итоговое занятие «Письмо золотой рыбки»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи: закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: камень (твердый, тяжелый), орехи (твердый, легкий), сравнивать два объекта, выделяя различия (тяжелый – тонет в воде, легкий – не тонет). Учить элементарным экспериментальным действиям. Закрепить знания цветов (синий, желтый).
Развивающие задачи: совершенствовать умения с помощью зрения и осязания различать контрастные материалы: камень, орех. Учить сопряженному действию рук общей и мелкой моторики и артикуляции речевого аппарата. Развивать речь на основе формирования чувственного опыта детей и овладение детьми конкретным «понятийным» словом.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; любознательность; аккуратность при работе с природными материалами.
Методы и приемы: игровая мотивация; вопросы, указания; поощрения, напоминания; проблемные задания; исследовательские действия.
Словарная работа: камень - тяжелый, тонет; орех – легкий, не тонет; вода – прозрачная.
Материал: посылка, письмо, ведро, камни разной величины и формы, орехи, таз с водой.