Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический проект по развитию познавательных способностей дошкольников в процессе экспериментирования с природным материалом во второй младшей группе на тему «Удивительные камни»

Цель проекта познакомить детей и миром камней, различными по форме и текстуре учить группировать по размеру, цвету, форме способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи проекта • провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме • провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» • организовать фотовыставку опытов • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» • подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» • провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» • организовать мини-музей «Удивительные животные»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогический проект по развитию познавательных способностей дошкольников в процессе экспериментирования с природным материалом во второй младшей группе на тему: «Удивительные камни»

Автор проекта:

2022 г.

Паспорт проекта

Программное содержание:

 Актуальность проекта

Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л. и др.

      Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О.Л., Поддьякова Н.Н., Савинкова А.И.

Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта.

Цель проекта:

познакомить детей и миром камней, различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи проекта:

Вид проекта: среднесрочный с 01 декабря по 30 января

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: камни, различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.  

Предполагаемый продукт проекта:

выставка творческих работ детей «Удивительные животные»;

разработанные рекомендации для педагогов «Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ»;

разработанные рекомендации для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка».

Список литературы:

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап-практический

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

− работа с родителями (разработка);

- привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками);

- создание проблемной ситуации;

– проведение опытов, экспериментов;

− проведение итогового занятия-экспериментирования;

− ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях).

– создание мини-музея «Эти удивительные камни»;

- создание поделок из камней «Удивительные животные»;

- создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

- создание фотовыставки опытов;

- анализ результатов проекта.

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

Подготовительный этап

1 неделя

(декабрь)

2 неделя

 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

4. Разработка рекомендаций для родителей.

5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Воспитатели

воспитатели

Основной этап

3 неделя

Понедельник

Среда

2-я половина дня:

1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень)?»;

2) Развивающая игра «Умные камешки»

2-я половина дня:

1) Опыт «Камни. Тонет-не тонет»; опыт на растворимость в воде песка и камня

2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

Дети, воспитатели

воспитатели

4 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

2-я половина дня:

1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки».

1-я половина дня:

1). Опыт «Определение характера поверхности»

2). Рассматривание камней через лупу

2-я половина дня:

1). Изготовление поделок из камня

2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Заключительный этап

3 неделя

(январь)

Вторник

Среда

Четверг

1-я половина дня:

1). Создание фотовыставки опытов

2-я половина дня:

1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни»

2-я половина дня:

1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные»

Дети, воспитатели, родители

воспитатели

 Ключевые понятия

Камни, шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

Методическое обеспечение проекта

Опыт № 1 «Проблемная ситуация: Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень)?»

Опыт № 1. Определение прочности. Сравнение материалов на прочность.

Вывод: камень - самый прочный, твердый материал; ветки легко сломать; постройки из песка легко разрушить.

Опыт № 2 «Растворимость в воде песка и камня»

Опыт № 2 Растворимость в воде. Сравнение материалов на растворимость.

Вывод: камень в воде не растворяется; песок растворяется в воде.

Опыт № 3 «Тонет-не тонет. Легкий-тяжелый»

Вывод: камень – тяжелый, тонет в воде; шишки – легкие, в воде не тонут.

Развивающая игра «Умные камешки»

Цель: формировать умение по образцу выкладывать фигурки в определенной последовательности;

закреплять знание геометрических фигур;

развивать внимание, усидчивость.

Итоговое занятие «Письмо золотой рыбки»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи: закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: камень (твердый, тяжелый), орехи (твердый, легкий), сравнивать два объекта, выделяя различия (тяжелый – тонет в воде, легкий – не тонет). Учить элементарным экспериментальным действиям. Закрепить знания цветов (синий, желтый).

Развивающие задачи: совершенствовать умения с помощью зрения и осязания различать контрастные материалы: камень, орех. Учить сопряженному действию рук общей и мелкой моторики и артикуляции речевого аппарата. Развивать речь на основе формирования чувственного опыта детей и овладение детьми конкретным «понятийным» словом.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; любознательность; аккуратность при работе с природными материалами.

Методы и приемы: игровая мотивация; вопросы, указания; поощрения, напоминания; проблемные задания; исследовательские действия.

Словарная работа: камень - тяжелый, тонет; орех – легкий, не тонет; вода – прозрачная.

Материал: посылка, письмо, ведро, камни разной величины и формы, орехи, таз с водой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области