Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации программы воспитания в ДОУ
старший воспитатель Тимохина Анастасия Вячеславовна
Актуальность
Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в 273 Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации. Одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» является совершенствование содержания образования и воспитания, развитие программ воспитания в образовательных организациях. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 304-ФЗ определено, что «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, поэтому создание условий для самоопределения и социализации воспитанников требует инновационного подхода к развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает возможность осуществления детской деятельности необходимой для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
В 2021-2022 учебном году педагогическим коллективом дошкольного учреждения реализовывалась программа воспитания основной целью, которой являлось воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Воспитание личности происходит посредством вовлечения ребенка в социально значимую деятельность, где ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Одним из управленческих решений на педагогическом совете дошкольного учреждения было принято о создании во всех дошкольных группах, помещениях (спортивный зал, музыкальный зал, кабинет педагога- психолога) РППС с учетом инновационного подхода в рамках реализации рабочей программы воспитания.Педагоги ДОУрешили организовать развивающую предметно-пространственную среду,которая будет создана в каждой дошкольной группе соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды учитывались особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье. При грамотном проектировании РППС в группах и других помещениях детского сада объекты предметной среды будут положительно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, способствовать его психологической безопасности.
Цель проектирования РППС: создать в дошкольном учреждении условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи:
Воспитывающая предметно-пространственная среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные и воспитательные блоки.
Непременным условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:
взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Воспитательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется через макро и микросреду по следующим направлениям:
- патриотическое ( воспитание любви к Родине и природе с помощью центров патриотического воспитания, мероприятий проводимых в спортивном и музыкальном зале)
- социальное (ценность человек, семья, дружба, сотрудничество). Для этого оборудован кабинет педагога-психолога, уголки уединения и сюжетно ролевых игр в группах, в детском саду создана доступная среда, а так же через центры патриотического воспитания).
- познавательное (знания) реализуется через центры экологии и экспериментирования в группах, кабинета дополнительного образования.
- физическое и оздоровительное (укрепление и сохранение физического и психологического здоровья); для этого оборудованы спортивный зал, физкультурно-оздоровителдьные центры в грпуппах, спортивная и прогулочные площадки.
- трудовое (нацелено на ценность труда и результатов трудовой деятельности) реализуется в групповых ячейках через уголки дежурств, центры экологии и пр., кабинет дополнительного образования, прогулочные площадки.
- этико-эстетическое направлено на восприятие прекрасного в искусстве, быту, природе. Реализуется через предметно пространственную среду групповыух ячеек (центры творчества, народной культуры, сюжетно-ролевых игр, музыкальный зал)
Созданная в дошкольном учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает для педагогов и воспитанников:
- реализацию различных дополнительных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; по «Робототехнике», «Развивайка» по познавательному развитию, «Любознайка» опытно-экспериментальная деятельность, художественной направленность «Улыбка»
- необходимые условия для инклюзивного образования; (В дошкольном учреждении создана доступная среда: пиктограммы и пиктограммы со шрифтом Брайля, наземные тактильные указатели (направляющие тактильные полосы, тактильные конусы, тактильные плитки), тактильно-звуковые мнемосхемы, автоматический подъемник)
- учет национально-культурных ценностей реализовывался через такие мероприятия как «День народного единства», «День родного языка», «Колядки», «Масленица» и пр.
- игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность воспитанников реализуется через различные виды деятельности в таких мероприятиях как «Конкурс чтецов», «День науки», смотры конкурсы семейного творчества «Чудеса осеннего огорода», «Умельцы из одной семьи», «Моя семья – счастливое созвездие», «Зимняя сказка», а так же участие детей в конкурсах, викторинах и олимпиадах различного уровня.
- двигательная активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), проведение подвижных игр и соревнований; В детском саду проходили различные мероприятия спортивной направленности «Осенние старты», «Зимняя олимпиада» «Правила дорожные всем малышам знать положено» и пр. Сенсорные зоны учреждения оборудованы бизибордами, дидактическими столами, столами для рисования цветным песком, материалами Монтессори. В конце учебного года на педагогическом совете были подведены итоги реализации рабочей программы воспитания в ДОУ и приняты управленческие решения:
- вся предметно-пространственная среда создана для эмоционального благополучия детей и комфортного пребывания в дошкольном учреждении.
- в рамках инновационного подхода к РППС в дальнейшем совершенствовать РППС и систематизировать посредством паспортизации.
Педагогическим коллективом отмечено, что созданная с учетом индивидуальных особенностей развивающая среда создает у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У детей появилось чувство уверенности, к ним пришла возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком.
- Среда ДОУ включает знаки и символы государства, региона, города и организации, отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
- Она обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
- Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
- Предоставляет ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
- Дает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
- РППС обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
- Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Вся среда в дошкольной организации гармонична и эстетически привлекательна.
Таким образом, соблюдая все условия создания предметно-развивающей пространственной среды в рамках реализации рабочей программы воспитания мы получаем высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Спасибо за внимание!