Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации программы воспитания"

Цель проектирования РППС создать в дошкольном учреждении условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ. Задачи 1. Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. 2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых. 3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения. 4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации программы воспитания в ДОУ

старший воспитатель Тимохина Анастасия Вячеславовна

Актуальность

Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в 273 Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации. Одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» является совершенствование содержания образования и воспитания, развитие программ воспитания в образовательных организациях. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 304-ФЗ определено, что «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, поэтому создание условий для самоопределения и социализации воспитанников требует инновационного подхода к развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает возможность осуществления детской деятельности необходимой для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

В 2021-2022 учебном году педагогическим коллективом дошкольного учреждения реализовывалась программа воспитания основной целью, которой являлось воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Воспитание личности происходит посредством вовлечения ребенка в социально значимую деятельность, где ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Одним из управленческих решений на педагогическом совете дошкольного учреждения было принято о создании во всех дошкольных группах, помещениях (спортивный зал, музыкальный зал, кабинет педагога- психолога) РППС с учетом инновационного подхода в рамках реализации рабочей программы воспитания.Педагоги ДОУрешили организовать развивающую предметно-пространственную среду,которая будет создана в каждой дошкольной группе соответственно задачам воспитания. При создании  предметно-развивающей, пространственной среды  учитывались особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье. При грамотном проектировании РППС в группах и других помещениях детского сада объекты предметной среды будут положительно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, способствовать его психологической безопасности.

Цель проектирования РППС: создать в дошкольном учреждении условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.

Задачи:

Воспитывающая предметно-пространственная среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей  приоритетные направления работы учреждения  и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные и воспитательные блоки. 

Непременным  условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.

 Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:

взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Воспитательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется через макро и микросреду по следующим направлениям:

- патриотическое ( воспитание любви к Родине и природе с помощью центров патриотического воспитания, мероприятий проводимых в спортивном и музыкальном зале)

- социальное (ценность человек, семья, дружба, сотрудничество). Для этого оборудован кабинет педагога-психолога, уголки уединения и сюжетно ролевых игр в группах, в детском саду создана доступная среда, а так же через центры патриотического воспитания).

- познавательное (знания) реализуется через центры экологии и экспериментирования в группах, кабинета дополнительного образования.

- физическое и оздоровительное (укрепление и сохранение физического и психологического здоровья); для этого оборудованы спортивный зал, физкультурно-оздоровителдьные центры в грпуппах, спортивная и прогулочные площадки.

- трудовое (нацелено на ценность труда и результатов трудовой деятельности) реализуется в групповых ячейках через уголки дежурств, центры экологии и пр., кабинет дополнительного образования, прогулочные площадки.

- этико-эстетическое направлено на восприятие прекрасного в искусстве, быту, природе. Реализуется через предметно пространственную среду групповыух ячеек (центры творчества, народной культуры, сюжетно-ролевых игр, музыкальный зал)

Созданная в дошкольном учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает для педагогов и воспитанников:

- реализацию различных дополнительных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; по «Робототехнике», «Развивайка» по познавательному развитию, «Любознайка» опытно-экспериментальная деятельность, художественной направленность «Улыбка»

- необходимые условия для инклюзивного образования; (В дошкольном учреждении создана доступная среда: пиктограммы и пиктограммы со шрифтом Брайля, наземные тактильные указатели (направляющие тактильные полосы, тактильные конусы, тактильные плитки), тактильно-звуковые мнемосхемы, автоматический подъемник)

- учет национально-культурных ценностей реализовывался через такие мероприятия как «День народного единства», «День родного языка», «Колядки», «Масленица» и пр.

- игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность воспитанников реализуется через различные виды деятельности в таких мероприятиях как «Конкурс чтецов», «День науки», смотры конкурсы семейного творчества «Чудеса осеннего огорода», «Умельцы из одной семьи», «Моя семья – счастливое созвездие», «Зимняя сказка», а так же участие детей в конкурсах, викторинах и олимпиадах различного уровня.

- двигательная активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), проведение подвижных игр и соревнований; В детском саду проходили различные мероприятия спортивной направленности «Осенние старты», «Зимняя олимпиада» «Правила дорожные всем малышам знать положено» и пр. Сенсорные зоны учреждения оборудованы бизибордами, дидактическими столами, столами для рисования цветным песком, материалами Монтессори. В конце учебного года на педагогическом совете были подведены итоги реализации рабочей программы воспитания в ДОУ и приняты управленческие решения:

- вся предметно-пространственная среда создана для эмоционального благополучия детей и комфортного пребывания в дошкольном учреждении.

- в рамках инновационного подхода к РППС в дальнейшем совершенствовать РППС и систематизировать посредством паспортизации.

Педагогическим коллективом отмечено, что созданная с учетом индивидуальных особенностей развивающая среда создает у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У детей появилось чувство уверенности, к ним пришла  возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком.

- Среда ДОУ включает знаки и символы государства, региона, города и организации, отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация.

- Она обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.

- Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

- Предоставляет ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

- Дает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

- РППС обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

- Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.

Вся среда в дошкольной организации гармонична и эстетически привлекательна.

Таким образом, соблюдая все условия создания предметно-развивающей пространственной среды в рамках реализации рабочей программы воспитания мы получаем высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области