Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений дошкольников. -многофункциональное пособие "Речевые игры с ладошками"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений дошкольников. -многофункциональное пособие

"Речевые игры с ладошками"

Одной из актуальных проблем современной педагогики стал неуклонный рост количества детей с речевой патологией. Дети с нарушениями речи составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении навыками письменной речи. Наиболее сложное и распространённое речевое нарушение – общее недоразвитие речи.

Дети с общим речевым недоразвитием испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Из-за возросшего количества детей с данной речевой патологией, педагоги сталкиваются с трудностями коррекционного воздействия.

Эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются инновационные здоровьесберегающие технологии. Эти современные коррекционные методы помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Вместе с комплексной логопедической помощью, инновационные приёмы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма дошкольников.

«Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Всё чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.»…

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс может лишь в той степени развить ребёнка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приёмы образования воспитанника. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников…» [3, с.3].

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё больше внимания и становятся актуальными. Су-джок терапия и кинезиология – одни из них. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. Кольцова, 1973).

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. «Развитие мозга ребёнка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь…» (О. И. Крупенчук) [2] 57

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, являются кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это так называемая «гимнастика для мозга», способствующая развитию межполушарного взаимодействия. Межполушарные связи желательно развивать с самого детства. И чем лучше они будут развиты, тем выше будет у ребёнка интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение и мышление и восприятие. Дошкольные годы – период активного развития мозговых структур. Поэтому именно в работе с детьми дошкольного возраста целесообразно активно использовать кинезиологические упражнения и игры. Это будет способствовать быстрому включению ребёнка в занятие, улучшению запоминания, вызовет стойкий интерес и позволит быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Также в своей практике я применяю элементы су-джок терапии. Су-джок терапия - это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. «В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп» [4, с.11]. Су-джок терапия является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. В сочетании с упражнениями по коррекции речи я использую такой элемент су-джок терапии, как массаж ладошек и пальцев рук колючим шариком и пружинками. Использование стихотворных произведений в процессе речевой коррекции – ещё один эффективный инновационный приём, позволяющий наряду с решением коррекционных задач развить творческий потенциал ребёнка.

Комплексное применение инновационных педагогических здоровьесберегающих технологий, описанных выше, активно реализуется в процессе игры - многофункциональному дидактическому пособию

«Речевые игры с ладошками».

Цель игрового пособия: знакомство детей с данной лексической темой, уточнение и закрепление знаний по игровому материалу.

Пособие состоит из четырёх игровых комплектов по лексическим темам: «Осенняя палитра», «Мой дом», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «К нам зима пришла опять». В каждом комплекте – набор игр по данной лексической теме. Для каждой игры сделаны игровые поля-ладошки (4 шт.), предметные карточки-картинки (12 шт.).

Игровое речевое сопровождение –стихотворение по заданной теме. Темы упражнений игрового комплекта «Осенняя палитра»: Осень, Перелётные птицы, Фрукты, Овощи, Грибы, Деревья. Листья.

Осень всюду с краской ходит, по деревьям кистью водит. Вся листва сменила цвет. Лучше живописца нет!

1. Вот красавец – лист кленовый.

Был зелёный, стал бордовый.

2. Лист рябиновый резной

Как из сказки – расписной!

3. Осень к дубу подошла,

Краску желтую взяла

Лист дубовый, золотой,

Все любуются тобой!.

4. Лист коричневый с осинки

. на лесной лежит тропинке.

У листа печальный вид,

ведь немного он грустит.

5. А каштановый листок опустился на грибок.

Тянет к Осени ладошку:

«И меня раскрась немножко!».

Темы упражнений игрового комплекта «Мой дом»: Мебель, Посуда, Бытовые приборы, Игрушки.

Вас обманывать не буду:

«Всё я знаю про посуду!»

1. Соль насыплем мы в солонку.

2. Масло уберём в маслёнку.

3. Хлеб мы в хлебнице храним.

4. Молоко нальём в кувшин.

5. А в конфетнице лежат

Сладости для всех ребят!

Игровой комплект «Одежда. Обувь. Головные уборы» представлен упражнениями на одноимённые темы.

. Папа в них пришёл с работы.

3. Сапоги сестры Иринки.

4. Вот кроссовки для Антоши.

5. Ну а здесь, мои галоши.

Темы упражнений игрового комплекта «К нам зима пришла опять»: Зима, Новый год, Зимние забавы, Зимние вещи, Зимующие птицы.

Птицам, которые с нами зимуют,

мы смастерили кормушку большую.

Зёрен и хлеба в неё положили.

Поутру гости у нас уже были.

1. Первыми к нам прилетали синички,

2. Три воробья – очень шустрые птички.

3. Днём на обед дубонос залетал.

Зёрен отведал, но петь нам не стал.

Вечером дятел все крошки склевал.

«Всё очень вкусно, спасибо!», - сказал.

Завтра кормушку наполним опять.

Птицы зимой не должны голодать!

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком два игровых поля-ладошки с предметными картинками (или предлагает ребёнку самостоятельно определить соответствующую ладошку для правой и левой руки).

Участники игры рассматривают картинки и называют их. Ребёнку предлагается отгадать заданную тему. Затем, ребёнок кладёт руки на ладошки и, по инструкции взрослого, одновременно поднимает пальчики правой и левой руки, н а которых расположены одинаковые картинки.

Вариантов игры много: подними пальчики, постучи два раза пальчиками, как называются пальчики и т.д.). Затем, взрослый читает стихотворение, массируя ладошки и пальчики ребёнка су-джоком. Ребёнок запоминает последовательность картинок (по пальчикам).

Ладошки с картинками убираются, перед ребёнком кладутся игровые поля-ладошки с липучками (без картинок) и предметные картинки. Инструкция: расположи картинки на пальчиках в заданном порядке (как в стихотворении). Нужно взять две одинаковые картинки обеими руками и одновременно «приклеить» их (на липучки) на обе игровые ладошки.

Очень важно, чтобы в коррекционный процесс по развитию речи были вовлечены родители воспитанников. Поэтому, в комплект данного пособия входят и карточки-раскраски со стихами для проведения су-джок упражнений по каждой лексической теме. Карточки выполнены в формате А5, что очень удобно для вклеивания материала в тетради для домашнего задания.

В процессе данной игры решаются такие важные педагогические задачи, как: развитие мелкой моторики рук, активизация межполушарного взаимодействия, развитие речевого внимания, уточнение понимания и самостоятельное использование в речи предлогов за, перед, между. Дети закрепляют знания о названии пальчиков и пространственной ориентации.

Данное игровое пособие активно используется в нашем дошкольном отделении всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. Эта методика зарекомендовала себя как эффективное средство, помогающее не только достичь поставленной цели, но и заинтересовать ребёнка, организовать и быстро вовлечь его в совместную деятельность.

Литература:

1. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми//Логопед, 2010 №1, с.36-38

2. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи - Спб.: Литера-детям, 2016

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012

4. Пак Чжэ Ву Сам себе Су Джок доктор – М., «Су Джок Академия», 2003. 5. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – М. Детство-Пресс,

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области