Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа кружка "Веселая математика"

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете Заведующий МКДОУ

от 28.08.2017 г. «Детский сад № 7 «Капитошка»

Протокол № 1 села Обильного»

__________ В. М. Краснослободцева

Приказ № 124/ОД от 28 августа 2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по освоению детьми образовательной области

«Познавательное развитие»

Раздел «Математика»

«Весёлая математика»

(возрастная категория 5-7 лет)

срок реализации2022 – 2024 гг.

Составитель: Руденко Л. А.

Воспитатель

село Обильноеное

Георгиевский район

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Страницы

1

Пояснительная записка

2

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (5-7 лет)

3

Планируемые результаты освоения программы

4

Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математика»

5

Перспективный план взаимодействия с педагогами

6

Перспективный план взаимодействия с родителями

7

Циклограмма рабочего времени педагога дополнительного образования

8

Учебный план

9

Календарно-тематический план

10

Методическое обеспечение программы, список используемой литературы

Приложение № 1. Диагностика

Приложение № 2.

Картотека дидактических игр на развитие внимания

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления

Картотека дидактических игр на развитие памяти

Рабочая программа разработана и утверждена в структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 7 «Капитошка» села Обильного» и на основании следующего нормативно – правового обеспечения:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Данная рабочая программа разработана на основе и с использованием учебно-методического комплекта «Математика в детском саду»/ В.П. Новикова – Москва. «Издательство «Мозаика-синтез», 2015 г. с использованием электронного мультимедийного учебного пособия «Дошколята» Осьмаковой М.В.

Организация кружка «Весёлая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Дополнительное образование проводится 1 раз в неделю, 25 - 30 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении дополнительного образования уделяется развитию логических форм мышления.

Разделы рабочей программы:

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве,на плоскости»

«Решение логических задач»

Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

Направленность Программы дополнительного образования

Программа «Весёлая математика» реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 6 лет, 6-8 дет.

Актуальность программы

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Новизна

Особенность программы «Весёлая математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы «Весёлая математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.

Целью данной программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Интеграция латентного, реального и опосредованного обучения позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.

В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Весёлая математика»

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи:

Содержание дополнительной образовательной программы:

Количество и счёт:

Умение составлять группу из отдельных предметов по какому-либо условию.Умение составлять группу из отдельных предметов по какому-либо условию.

Умение сравнивать одну группу с другой, путем наложения или составления пар.Умение анализировать и выравнивать количество предметов путем добавления недостающего предмету или убирая лишнее.Знание правил математического счета: числа называть по порядку, указывая предметы поочередно, относить последнее число ко всей группе сосчитываемых предметов (один, два, три четыре - всего четыре машинки; один, два, три, четыре, пять - всего пять игрушек).Знание количественного и порядкового счета.Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов важно на более позднем этапе.

Геометрические фигуры:

Знакомство с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике.

Величина:

сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи («стало длиннее», «веревка толще нитки», «тут шире», «этот предмет шире» и т. д.). Сравнивать группы предметов.Группировка и упорядочение предметов по отдельным изменениям: по длине, ширине, высоте, толщине и др. группируя предметы по длине.

Ориентировка в пространстве:

Пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.Определение словом положения того или иного предмета по отношению к другому. Определение своего положения среди окружающих предметов: за стулом, около стула, среди игрушек, перед Машей, сзади Коли. Ориентировка в пространстве: в направлении движения, в определении расположения предметов в помещении, в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между самими предметами, в окружающем микростане: знать домашний адрес и адрес детского дошкольного учреждения, дорогу из дома в детский сад. Ориентировка на плоскости: на листе бумаги, на столе, на доске. Дети находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа, его середину, правый нижний угол стола.

Ориентировка во времени:

Последовательности дней недели. Знакомство детей с календарем. Чувство времени.Ознакомление детей с временными интервалами в 1, 3,5 и 10 минут, при этом следует использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в различных видах деятельности.Обучение умению выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

1 год (средняя группа)

Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.

Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

2 год (старшая группа)

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

Программа кружка предполагает работу с детьми в следующих формах:

Для развития у детей старшего дошкольного возраста активной позиции изучения математических представлений основное внимание уделяется совместной деятельности педагога с детьми. Такой вид взаимодействия подразумевает активизацию в профессиональном репертуаре педагога следующих форм организации совместной деятельности с детьми.

Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Весёлая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

п/п

Тема

Размещение

Срок

реализации

1

«Математические представления детей старшего дошкольного возраста»

Папка – передвижка для родителей

Октябрь 2022 г.

2

«Страна весёлой математики»

Развлечение

Январь 2023 г.

3

Математическая олимпиада

Апрель 2023 г.

Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышения интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.

Возраст 5 лет

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Возраст 6 лет

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

5 лет:

Считает (отсчитывает) в пределах 10.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Второй год обучения (подготовительная к школе группа).

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

6лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Требования к выпускнику:

Контроль обучения

Контроль уровня обучения, знаний, умений и навыков дошкольников по математическому развитию не имеет ярко выраженной формы. Он завуалирован. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Весь контроль проводится в игровой форме.

Текущий контроль осуществляется педагогом на каждом занятии с целью с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

Промежуточный и итоговый контроль проводятся после прохождения каждой темы и в конце года. Он проводится в виде разнообразных игр и конкурсов и состязаний.

Для индивидуальной оценки достижений дошкольника в процессе обучения ведутся диагностические карты достижений ребёнка.

Содержательный раздел рабочей программы разработан на основе и с учётом учебно-методического комплекта «Математика в детском саду»/ В.П. Новикова – Москва. «Издательство «Мозаика-синтез», 2015 г. с использованием электронного мультимедийного учебного пособия «Дошколята» Осьмаковой М.В.

4. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математика».

Познавательное развитие включает:

моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя, элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков, занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»)

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют и нетрадиционные занятия:

Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. такие занятия лучше проводить с сигнальными карточками, например, закрепляя тему: соответствие количества предметов цифре, можно использовать веер цифр или карточки с цифрами);

Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина, в которую можно включить и музыкальную паузу – физкультминутку, и конкурс капитанов);

Театрализованные занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Эти микросценки могут разыграть как взрослые, так и заранее подготовленные дети, а потом все вместе обсуждают полученную информацию, чтобы дети сами пришли к необходимому выводу, например, разрешили спор между персонажами);

Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения. Например, в игре «Магазин» попросить дать столько яблок, сколько у меня груш, или изображая капризную принцессу посылать детей с разными заданиями в магазин);

Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка, то есть попросить ребёнка помочь товарищу выполнить задание, разбив их предварительно на пары и дав совместное задание);

Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает, например, опытным путём измерить длину верёвочек и определить какая длиннее (можно измерить с помощью линейки или путём наложения);

Занятия-путешествия;

Занятия-сказки;

Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

5. Перспективный план взаимодействия с педагогами

1-ый год обучения

№ п/п

Тема

Размещение

Срок реализации

1

Ознакомление с расписанием групп.

Общий стенд

Сентябрь 2022 г.

2

формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Презентация

Ноябрь 2022 г.

3

«Математика на прогулке»

Консультация

Январь 2023 г.

2-ой год обучения

№ п/п

Тема

Размещение

Срок реализации

1

Создание картотеки математических игр

Ноябрь 2023 г.

2

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Консультация

Декабрь 2023 г.

3

«Развитие памяти дошкольников

с помощью мнемотаблиц

математического содержания»

Папка- передвижка

Май 2024 г.

1-ый год обучения

№ п/п

Тема

Размещение

Срок реализации

1

«Игры, которые можно провести дома»

Буклет

Октябрь 2022 г.

2

«Математика для дошкольников»

Папка-передвижка

Ноябрь 2022 г.

3

Информация «Рекомендации родителям по математике»

Папка скоросшиватель

Январь 2023 г.

4

«Учим математику дома»

Общий стенд

Апрель 2023 г.

5

Выступления на групповых родительских собраниях

В течение года

2-ой год обучения

№ п/п

Тема

Размещение

Срок реализации

1

«Что должен знать и уметь ваш ребёнок к концу года»

Буклет

Октябрь 2023 г.

2

«Ваш ребёнок идёт в школу»

Папка-передвижка

Декабрь 2023 г.

3

«Играем в выдающихся математиков»

Папка-скоросшиватель

Февраль 2024 г.

4

«К концу года дети могут»

Общий стенд

Апрель 2024 г.

5

Выступления на групповых родительских собраниях

В течение года

Кружок «Весёлая математика по дополнительному образованию воспитанников МКДОУ «Детский сад № 7 «Капитошка» села Обильного» проводится 1 раз в неделю согласно расписанию НОД утверждённому на педагогическом совете в начале учебного года.

Длительность ООД:

5-6 лет – 25мин.,

6-7 лет – 30 мин.

Работа с педагогами и родителями проводится согласно перспективному планированию. Индивидуальная работа с детьми, консультации по вопросам родителей и педагогов проводятся по мере необходимости.

Примернаяструктура НОД

При анализе и оценке действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.

п/п

Тема

Количество занятий

1.

«Количество и счет»

18

2.

«Геометрические фигуры», «Геометрическая мозаика»

4

3.

«Определение величины», «Палочки Кюизенера»

4

4.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

5

5.

«Решение логических задач», «Блоки Дьенеша»

5

8. Календарно-тематический план Программы дополнительного образования

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5 лет.

Месяц/

неделя

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

1

Мониторинг

2

Мониторинг

3

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

4

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

октябрь

1

«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете

2

«Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

3

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

4

«Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

ноябрь

1

«Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

2

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

3

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

4

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

декабрь

1

«Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи

2

«Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

3

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность

4

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

январь

1

«Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.

2

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности

3

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках

февраль

1

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

«Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

2

«Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

3

«Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

4

«Выбери нужный предмет.

Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

март

1

«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

2

«Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

3

«Найди лишний предмет. Закончи рисунок».

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

4

«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

апрель

1

«Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

2

«Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

3

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

4

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

май

1

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

2

«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

3

«Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

4

«Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

5

Мониторинг

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 6 лет.

Месяц/

неделя

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

1

Мониторинг

2

Мониторинг

3

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

октябрь

1

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

2

«Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

3

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

4

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

ноябрь

1

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

2

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

3

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

4

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

декабрь

1

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

2

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

3

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

4

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

январь

1

«Создай картину»

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

2

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

3

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

4

«Что за чем следует?»

Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

февраль

1

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

2

«Угадай сколько, если в правой руке…, то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

3

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий: широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

4

«Измерь»

Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

март

1

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.

2

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

3

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

4

«Найди спрятанную игрушку»

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

апрель

1

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

2

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

3

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур, полученных в результате их деформации.

4

«Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.

май

1

«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

2

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.

3

Развлечение «Юные математики»

Цель: закрепление изученного материала.

4

Мониторинг

10. Методическое обеспечение программы,

список используемой литературы

Материально – технический ресурс:.

Список методической литературы:

3. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

4. Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7лет»

5. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008

6. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993

7. Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011

8.Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова

http://www.maam.ru/

9.Приложение:

Картотека дидактических игр на развитие внимания;

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления;

Картотека дидактических игр на развитие памяти.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области