Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Народная игрушка как средство воспитания национальной культуры старшего дошкольтника"

Цель исследования теоретическое обоснование условий, при которых воспитание национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки будет эффективным.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

КУКИНА

Оксана Евгеньевна

«Народная игрушка как средство воспитания

национальной культуры старшего дошкольника».

Куратор:

Т. Ю. Журавлева,

преподаватель

высшей категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ …………………………………….6

1.1. Воспитание национальной культуры у детей дошкольного

возраста………………………………………………………………..……6

1.2. Характеристика народной игрушки…………….……………………9

1.3. Опыт практикующих воспитателей по применению народной

игрушки…………………………………..………………………………..13

Выводы по лаве 1……………..………………………………………………..17

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………18

2.1. Проведение игр с народной игрушкой с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………18

2.2. Сотрудничество с родителями по вопросу воспитания национальной культуры………………………………………………….20

Выводы по 2 главе………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современному человеку в условиях многоэтнического пространства приходится все чаще общаться с людьми различных культурных общностей и ему для полноценного взаимодействия требуется знать и соблюдать принятые в обществе ценности, моральные нормы, заложенные в народной культуре.

Также в последнее время осознается необходимость более полного изучения культурного наследия каждого народа, усиливается интерес к национальным и общечеловеческим ценностям.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам национальной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта своего народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Образовательная область «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), включает в себя задачу формирования у детей «представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, в основе системы культурных ценностей детей лежит национальная культура и народные традиции. Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия культуры, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыт бережного отношения к традициям.

Проблему приобщения дошкольников к своей национальной культуре изучали такие авторы, как: М.А. Корнеева, С. В. Мещерякова, Е. А. Родина, Л. А. Хлынова, С. Ф. Шевченко, и др.

Одним из средств воспитания национальной культуры у дошкольников является народная игрушка. Народная игрушка представляет собой уникальное культурное явление. Она несет в себе определенные образы, а именно, представления о традициях, семейных ценностях, о культуре народных праздников. Народная игрушка отражает художественные традиции, эстетические предпочтения и мировоззрение народа. В играх с народными игрушками дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях.

Изучением народной игрушки занимались такие авторы, как Н.В. Абрамычева, Н.С. Александрова, О.В. Барсукова, Г.Л. Дайн, М.А. Корнеева и др.

О.В. Барсукова отмечает, что народные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка, развивают познавательную активность, речь, крупную и мелкую моторику, расширяют представление об окружающем мире и приобщают детей к художественно-эстетической сфере. [7, с.345].

Г.Л. Дайн указывала, что народная игрушка, всегда была элементом деятельности, объектом и предметом различных процессов и ритуалов, включая воспитательно-образовательные, праздничные, и др. [10, с.34].

В настоящее время возникает противоречие между требованиями современного общества, государства в воспитании национальной культуры детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса.

Проблема данного вопроса состоит в следующем: при каких условиях воспитание национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки будет эффективным?

Объект исследования: процесс воспитания национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народная игрушка как средство воспитания национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование условий, при которых воспитание национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки будет эффективным.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть воспитание национальной культуры у детей дошкольного

возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

1.1. Воспитание национальной культуры у детей дошкольного

возраста

Проблему воспитания национальной культуры рассматривали такие авторы, как К. И. Балашова, С. В. Мещерякова, Е. А. Родина, Л. А. Хлынова, С. Ф. Шевченко, и др.

Рассмотрим основные понятия «воспитание», «национальная культура».

С. Д. Поляков определяет воспитание, как «целенаправленное влияние на развитие личности ребёнка» [19, c. 10].

По мнению Н. Е. Щурковой, воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» [25, с. 11].

И.П. Подласый определяет воспитание следующим образом: «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [20, с. 7].

О.С. Газман считает, что воспитание – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция [8, c. 18].

Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением [17, с.44].

Национальная культура — это исторически складывающееся мировоззрение народа, реализуемое в традициях, национальных реликвиях, и получающее свое отражение в языке [2, с.34].

В словаре Б.И. Кононенко указано, что национальная культура- это синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации, она характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. Это совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности, которая представляет собой социальную, территориальную, экономическую, лингвистическую общность людей, имеет сложную социальную структуру и государственно-политическую организацию [15, с.37].

К.И. Балашова отмечает, что «национальная культура в собственном значении этого понятия есть совокупность различных элементов культуры и культурных ценностей, которые понимаются людьми как «наше» и «не наше» и способствуют осознанию народом единства и отличия от других наций» [5, с.37].

Народное искусство является частью целостной национальной культуры. Культура народа формировалась тысячелетиями, «поэтому она подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, коллективную память, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни человека». Наше прошлое - это повод для гордости [6, с.17].

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для воспитания национальной культуры.

Целью воспитания национальной культуры в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;   

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Через обычаи, традиции, устную педагогическую мудрость народа ребёнок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия. Педагогически осмысленное приобщение дошкольников к национальной культуре, включение народных традиций в процесс нравственного воспитания, также соблюдение преемственности в содержании, методах, формах воспитания способствует расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального сознания [23, c. 89].

Для этого в детском саду организуются ситуации, в которых воспитанник упражняется в положительном поведении. Организация педагогических ситуаций при помощи персонажей, которые являются примером положительных поступков, позволяет решить воспитательные задачи формирование гуманного отношения к людям, воспитание отзывчивости и взаимопомощи, сопереживание, сочувствие.

Постепенно у детей проявляются попытки оказывать друг другу помощь не только в самообслуживании, но и в совместных играх, на занятиях, в быту. Дети охотно вступают в рассуждения по поводу социальных норм поведения. Особенное внимание детей обращается на общепринятые эталонные ценности: честность, доброту, дружбу.

Педагог знакомит дошкольников с фольклором разных стран. Детям очень нравится играть в старинные игры разных народов, слушать песни, сказки пословицы и поговорки. Через народное творчество ребёнок познаёт «добро» и «зло». Ребёнок учится противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для воспитания национальной культуры.

Через обычаи, традиции, устную педагогическую мудрость народа ребёнок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия. Педагогически осмысленное приобщение дошкольников к национальной культуре, включение народных традиций в процесс нравственного воспитания, также соблюдение преемственности в содержании, методах, формах воспитания способствует расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального сознания.

1.2. Характеристика народной игрушки

Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах следующих авторов Н.С. Александровой, Л.А Буровкиной, Д.Г. Ефимовой, О.Г. Зайцевой, М.А. Корнеевой и др.

С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Они являются копиями реальных предметов быта (ножи, стрелы, лук и т.д.), знакомят с их функциональным назначением, что помогает ребенку войти в мир традиционных вещей [12, с.106].

Народная игрушка – это самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.

М.А. Корнеева отмечает, что народная игрушка – это одна из интереснейших страниц в истории культуры. Индивид соединен с народной игрушкой куда более прочно, чем мы можем сегодня представить. Игрушка, связана с индивидом мировоззренческими, физическими и психологическими связями. В условиях развития современного общества народная игрушка является важным звеном в преемственности поколений, игрушкой, которую нельзя потерять и необходимо тщательно оберегать, тем самым приобщая детей к истории своего народа [16, c. 180].

Т.А. Заскалина указывает, что народные игрушки являются частью национальной культуры. Игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о материнстве, о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях. С точки зрения воспитания целесообразно вводить народные игрушки в жизнь современных детей [14, с. 24].

С.А. Лавриненко указывает, что народная игрушка применяется не только для игры, забавы, но она является и прекрасным средством педагогического воздействия, средством воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей детей, она неиссякаемый источник их культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества [18,с. 432].

В игру и игрушку как часть духовной культуры народ изначально включил моделирование и изображение отношений в игре как в главном проявлении духовного мира ребенка. Игрушки и игры служили первым средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств и формированию склада ума. Они имели такое же важное образовательное значение, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т. д.

Общение детей с народными игрушками необходимо для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог узнать этот большой мир таким же ярким, добрым, гармоничным и трудовым, как народные игрушки, и запечатлеть его в своей душе, как прочную основу для будущих жизненных впечатлений. 

М.О. Огиевич отмечает, что, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой [7, с.345]

Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов. Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое».

Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса. С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Родителям важно осознать, что ребенок должен играть с пользой.

В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать ребёнку возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним [1, с.43].

Важно отметить, что знакомство детей-дошкольников с народной игрушкой является важным и необходимым этапом в воспитательной работе, так как с давних времен игрушка была - большой ценностью у русского народа.Игрушка любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, так в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д. И это понятно: каждая мать, изготавливая игрушку для малыша, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. В каждом районе традиции шитья могли быть разные. Особенности кроя пальто, шапки, унтов и шитье зависели и от мастерства матери, бабушки, и от местных обычаев шитья традиционной одежды.

Д.Е. Соломина отмечает, что народная игрушка не просто является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения, она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего народа, его традициях [22, с. 221].

Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в народной игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, народная игрушка тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной игрушки.

Из поколения в поколение переходили традиции ремесла и искусства игрушки, передавались народные представления о жизни, труде, красоте, обрядах, народных праздниках. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [14, с. 24].

В древности народные игрушки бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

Благодаря углубленной работе с народной игрушкой, дети хорошо знают предметы быта, прошлого и настоящего, народные промыслы, традиции, русский фольклор, могут рассказать о народной игрушке, ее назначении, способе изготовления.

Таким образом, можно сделать вывод, что народная игрушка является средством воспитания национальной культуры, посредством народной игрушки дети знакомятся с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. При этом игрушка несёт в себе определенные образы, а именно, представления о традициях, семейных ценностях, о культуре народных праздников. В играх с народными игрушками дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие.

.

1.3. Опыт практикующих воспитателей по применению народной

игрушки

Нами был рассмотрен опыт воспитателя В.Н. Дремлюги МДОУ «Детского сада №66 Лебёдушка» г. Волжского по использованию народной игрушки в воспитании национальной культуры дошкольников [11, с.66].

Воспитатель разработала проект «Народные игры и игрушки».

Цель проекта: воспитание гуманной, нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

-Познакомить детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.

-Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, народным играм и игрушкам.

- Совместно со взрослыми создать музей истории куклы для дальнейшего ознакомления детей других групп с историей возникновения игрушки.

В ходе проекта педагог познакомила детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением. Так оказалось, что бабушка Оли занимается изготовлением народных кукол, она рассказала детям о народных игрушках и о своём детстве, в какие игры она играла. Также и другие бабушки поделиться своими воспоминаниями об играх и игрушках.

Были проведены мастер-классы на тему: «Рождественские игрушки», на которых представители творческой организации научили педагогов и родителей изготавливать из ткани рождественского ангела и куклу — оберег с колокольчиком.

Совместно с родителями и детьми был проведён мастер-класс по изготовлению рождественского ангела.

Затем была организована выставка кукол. На выставку были представлены куклы, изготовленные в детском саду и сшитые дома совместно с бабушками и мамами.

Был открыт музей кукол в группе № 1.В музей стали приглашать на экскурсии детей из других групп и знакомить их с историей кукол и с народными играми, в которые дети научились играть. В музее предлагалось гостям не только рассматривать куклы, но и поиграть с ними, спеть колыбельную и смастерить куколку из ниток, лоскутков ткани своими руками.

Педагог В.Н. Дремлюга отметила, что дети получили огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки. Они были активны, веселы, дружелюбны, были готовы прийти в игре друг другу на помощь [11, с.67].

Также был рассмотрен опыт воспитателя Т.А. Заскалиной, которая работает в МБДОУ «Детский сад № 92» г. Нижний-Новгород по использованию народной куклы в воспитании национальной культуры дошкольников.

Автор отмечает, что народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Т.А. Заскалина предложила основные формы работы:

-Занятия (обрядовые, игровые).

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников.

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла».

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных.

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта.

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол.

− Народные игры; атрибуты для игр.

– Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол) [14, с.24].

Так педагогом были проведены следующие занятия с детьми с использованием народной куклы:

Тема: «Кукла Крупеничка»

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой.

Тема: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Тема: Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Тема: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады. Совместное поэтапное изготовление куклы Кувадки.

Тема: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить детей с игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Тема: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек. Изготовление куклы «Ангел».

Тема: «Кукла Пасха».

Цель: расширять представления детей о культурном наследии своего народа, познакомить детей с народной куклой - Пасхой. Изготовление куклы «Пасха».

Таким образом, мы рассмотрели опыт работы по использованию народной игрушки в воспитании национальной культуры дошкольников педагогами В.Н. Дремлюгой и Т.А. Заскалиной. И можно отметить, что проводимая ими работа даёт хорошие результаты по воспитанию национальной культуры у дошкольников.

Выводы по главе 1

Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для воспитания национальной культуры.

Народная игрушка – это одна из интереснейших страниц в истории культуры. Индивид соединен с народной игрушкой куда более прочно, чем мы можем сегодня представить. Игрушка, связана с индивидом мировоззренческими, физическими и психологическими связями. В условиях развития современного общества народная игрушка является важным звеном в преемственности поколений, игрушкой, которую нельзя потерять и необходимо тщательно оберегать, тем самым приобщая детей к истории своего народа.

Знакомство детей-дошкольников с народной игрушкой является важным и необходимым этапом в воспитательной работе, так как с давних времен игрушка была большой ценностью у русского народа.Игрушка любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, так в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.

Был рассмотрен опыт работы по использованию народной игрушки в воспитании национальной культуры дошкольников педагогами В.Н. Дремлюгой и Т.А. Заскалиной.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Проведение игр с народной игрушкой с детьми старшего дошкольного возраста

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры [10, с.66].

Применение народных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детей может происходить через специальную организацию предметно-игровой среды, проведение народных, дидактических, режиссерских игр и игр-драматизаций.

С.Н. Александрова разработала педагогическую технологию для старших дошкольников включения народных игр в образовательный процесс, а народных игрушек - в предметно-игровую среду системы дошкольного образования [3, с.5].

Данная технология подразумевает специальную организацию предметно-игровой среды, проведение дидактических, режиссерских игр и игр-драматизаций с народными игрушками для компенсации того, чего не могут дать суперсовременные игрушки.

Включение народных игрушек в предметно-игровую среду открывает детям новые грани «потешного» стиля, дети образно, чувственно усваивают историю происхождения игрушки, ее художественно-игровое содержание, меткость характеров, остроумную шутку, чувство радости жизни. Кроме того, педагог пытается вернуть игрушке утилитарность, т. е. использование ее не только для украшения, но и для игры. Все это не только содействует приобщению ребенка к широкому кругу понятий, но и формирует национальный характер.

Педагогическая технология реализовывается поэтапно:

Первым этапом является освоение игровой образности, которое наиболее эффективно осуществляется в процессе игр с народными игрушками. Использованное богатство образно-игрового содержания, например дымковской игрушки (всадников, гусаров, многоглавых чудищ и др., привлекающих внимание мальчиков, женских образов, так любимых девочками), способствует эффективному воздействию игрушек на детское воображение и игровое творчество, запрограммированное народом с целью введения детей в мир труда и взаимоотношений, в мир единения человека и природы с помощью игр.

На втором этапе происходит овладение пластической стилизацией и орнаментальной символикой, что осуществляется в процессе обучения детей лепке и декоративному рисованию по мотивам народных игрушек.

Третьим этапом является свободное детское игровое творчество на материале народных игрушек под влиянием развивающей среды и народных игр.

С.Н. Александрова отмечает, что в одних игрушках люди явственно находят отголоски народной сказки, в других образцах малой народной пластики звучит наследие мифологического сознания далеких предков. Но в любом случае игрушка - это мечта о лучшем, как сказка о счастливой, безоблачной жизни. В промысловых игрушках, как и в народной культуре в целом, воплощены обычаи и традиции народа [4, с.41].

Ребенок, живущий в условиях плюрализма не только культур, но и ценностей, должен как можно раньше освоить самые лучшие представления о быте, характере, традициях и обычаях своего народа. Ученые единодушны в том, что примитивность и некоторая недоделанность кустарных народных игрушек больше удовлетворяет фантазию ребенка, чем дорогие игрушки, тщательно обдуманные и законченные, где все уже сделано другими и ребенку творить и мыслить уже не для чего. Огромное значение народной игрушки во всей ее массе и разнообразии нельзя отрицать. Ребенок радуется этой игрушке потому, что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Таким образом, можно сделать выводы, что народная игрушка представляет собой уникальное культурное явление в народном творчестве. Она несет в себе разнообразные социокультурные функции. Народная игрушка отражает художественные традиции, эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль, как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях.

Народные игры представлены в Приложении 1.

2.2. Сотрудничество с родителями по вопросу воспитания национальной культуры

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Семья, является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки.

Поэтому особое внимание педагог должен уделить укреплению связей с родителями [24, с.20]. В уголках для родителей хорошо поместить материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Родители должны становится активными участниками педагогического процесса: принимать участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях [24, с.21].

Воспитатели должны проводить с родителями детей большую информационно-просветительскую деятельностьпо вопросу воспитания национальной культуры, а именно: беседы, родительские собрания, семейные клубы, квесты, консультации, тренинги, и др.

Так, в результате беседы с родителями детей, воспитатели определяют наиболее востребованные темы по проблеме воспитания национальной культуры, и с учетом запросов родителей определяют свою работу с детьми.

Родительские собрания – это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив (дискуссия, посиделки за круглым столом, анкетирование). Групповые родительские собрания проводятся один раз в квартал. Успех и действенность данного собрания определяется тщательностью подготовки [9, с.134].

С родителями можно провести собрания на темы: «Воспитание национальной культуры у детей дошкольного возраста», «Роль народной игрушки в воспитания национальной культуры у детей», «Методы и средства воспитание национальной культуры у дошкольников.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах личной заинтересованности, добровольности. В таком клубе родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи своему ребенку. Тематика встреч запрашивается и формулируется самими родителями. Семейные клубы – это динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от замысла устроителей и тематики встречи [9, с.135].

В настоящее время приобретает популярность такая форма работы с родителями, как квест. Квесты имеют наличие заданий, которые затрагивают самые разные образовательные области умений и знаний — это могут быть как интеллектуальные викторины, так и физические соревнования (эстафеты). Родители и их дети учатся друг с другом договариваться, действовать вместе, распределять обязанности, помогать. Все это способствует сплочению родительского сообщества, а также и детского коллектива, и к тому же детско-родительские отношения улучшаются, при этом взрослые становятся инициативными участниками в образовательном процессе, доверительные взаимоотношения в системе детский сад—семья значительно укрепляются.

План работы по взаимодействию с семьей по вопросу воспитания детей национальной культуре представлен в Приложение 2.

Таким образом, семья играет большую роль в приобщении ребенка к лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой является фольклор, народные праздники обряды, национальная кухня, народное декоративно-прикладное искусство. Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному взаимодействию детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.

Выводы по главе 2

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Применение народных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детей может происходить через специальную организацию предметно-игровой среды, проведение народных, дидактических, режиссерских игр и игр-драматизаций.

Особое внимание педагог должен уделять укреплению связей с родителями. В уголках для родителей хорошо поместить материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Родители должны становится активными участниками педагогического процесса: принимать участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях.

Воспитатели должны проводить с родителями воспитанников детского сада большую информационно-просветительскую деятельностьпо вопросу воспитания национальной культуры, а именно: беседы, родительские собрания, семейные клубы, квесты, консультации, тренинги, и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была рассмотрена важная тема «Народная игрушка как средство воспитания национальной культуры старшего дошкольника».

Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Дошкольный период характеризуется активным вхождением детей в социальный мир, формированием у них начальных представлений о себе и обществе, любознательностью и чувствительностью. Поэтому данный возрастной этап очень благоприятен для воспитания у детей национальной культуры.

Народная игрушка – это одна из интереснейших страниц в истории культуры. Индивид соединен с народной игрушкой куда более прочно, чем мы можем сегодня представить. Игрушка, связана с индивидом мировоззренческими, физическими и психологическими связями. В условиях развития современного общества народная игрушка является важным звеном в преемственности поколений, игрушкой, которую нельзя потерять и необходимо тщательно оберегать, тем самым приобщая детей к истории своего народа.

Общение детей с народными игрушками необходимо для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог узнать этот большой мир таким же ярким, добрым, гармоничным и трудовым, как народные игрушки, и запечатлеть его в своей душе, как прочную основу для будущих жизненных впечатлений. 

Народная игрушка применяется не только для игры, забавы, но она является и прекрасным средством педагогического воздействия, средством воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей детей, она неиссякаемый источник их культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества.

Нами был рассмотрен опыт работы по использованию народной игрушки в воспитании национальной культуры дошкольников педагогами В.Н. Дремлюгой и Т.А. Заскалиной.

Применение народных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детей может происходить через специальную организацию предметно-игровой среды, проведение народных, дидактических, режиссерских игр и игр-драматизаций.

Воспитатели должны проводить с родителями воспитанников детского сада большую информационно-просветительскую деятельностьпо вопросу воспитания национальной культуры, а именно: беседы, родительские собрания, семейные клубы, квесты, консультации, тренинги, и др.

В результате цель работы выявление условий, при которых воспитание национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки будет эффективным- была достигнута.

В ходе работы были решены основные задачи работы: рассмотрели воспитание национальной культуры у детей дошкольного возраста; изучили характеристику народной игрушки; проанализировать опыт практикующих воспитателей по применению народной игрушки; описали проведение игр с народной игрушкой с детьми старшего дошкольного возраста; рассмотрели сотрудничество с родителями по вопросу воспитания национальной культуры.

Данная работа будет интересна педагогам и студентам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Народные игры

1.Народная игра «Жмурки»

Цель: познакомить с народной игрой; развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры:

При помощи считалки из детей выбирается Жмурка. Жмурке завязывают повязкой глаза, отводят к середине площадки, и поворачивают по несколько раз вокруг себя.

Разговор с ним:

 - Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются в разные стороны, а Жмурка ловит их. Поймав игрока Жмурка должен узнать его на ощупь, назвать его имя, не снимая при этом повязки. Если он отгадает, то тот становится Жмуркой. И игра продолжается.

2. Народная игра «Салочка-выручалочка».

Цель: познакомить с народной игрой; развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры:

Дети выбирают водящего считалкой: Я куплю себе дуду И на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води! Водящий закрывает глаза и встаёт лицом к стене.

У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длинной 50–60 см, диаметром 2–3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать.

Заметив кого-то играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочку, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла…(имя игрока)». Так водящий находит всех детей.

Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»- и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

3.Народная игра «Краски».

Цель: познакомить с народной игрой; развивать двигательные навыки; развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки- краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит: Тук-тук! —Кто там? —Покупатель. —Зачем пришел? —За краской. —За какой? —За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!»

Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке»

Правила игры. Хозяином становится тот покупатель, у который угадал больше красок.

4. Народная игра «Горелки»

Цель: познакомить с народной игрой, развивать координацию в пространстве; развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры:

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий-горелка.

Играющие нараспев говорят слова: —Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подолее, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: —Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны.

Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит.

Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

5. Народная игра «Пятнашки»

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч; развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: 

Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты. Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах-он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих- пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1 – План работы с родителями

Содержание работы

Цель

Беседа «Что такое национальная культура».

Индивидуальная консультация «Воспитание национальной культуры детей».

Повышение компетентности родителей по национальной культуре

Просвещение родителей по воспитанию национальной культуры детей

Групповая консультация «Методы и приёмы воспитания национальной культуры».

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании национальной культуры детей».

Просвещение родителей в вопросахометодах и приёмах воспитания национальной культуры у детей.

Повышение компетентности родителей о роли семьи в воспитании национальной культуры детей.

Круглый стол «Особенности народной игрушки».

Оформление наглядной информации «Народная игрушка в воспитании национальной культуры у детей».

Повышение компетентности родителей об особенностях народной игрушки.

Групповая консультация «Роль народной игрушки в воспитании национальной культуры у детей»

Памятка для родителей «Роль народной игрушки в воспитании национальной культуры у детей»

Повышение компетентности родителей в вопросах роли народной игрушки в воспитании национальной культуры у детей.

Оформление папки-передвижки: «Советы родителям по использованиюнародной игрушки в воспитании национальной культуры у детей».

Повышение компетентности родителей по использованиюнародной игрушки в воспитании национальной культуры у детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области