Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Познакомить коллег с опыт формирования универсальных учебных действий на уроках Английского языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

(из опыта работы)

Учитель английского языка

МБОУ «Ивнянская СОШ №1»

Горлова Галина Александровна

Есть мнение, что мало просто знать факты и правила, — нужно еще уметь их использовать. Это мнение перекликается с высказыванием известного немецкого педагога XIX века Фридриха Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Из этих слов следует сделать вывод, что наши ученики должны научиться применять то, что они знают.

В современных условиях перед общеобразовательной школой стоит задача активного всестороннего восприятия знаний обучающимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность добывать и применять полученные знания в течение всей жизни. С разработкой и внедрением Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения появилась возможность воспитания подобной личности.

В рамках внедрения Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению иностранного языка.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является формирование универсальных учебных действий ((дальше УУД), т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе поиска и планирования, самостоятельном выполнении практических заданий.

УУД в широком понимании – это умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В более узком понимании – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых характеристик.

Деятельность детей в своей работе я быть направляю на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия, а именно, через формирование универсальных учебных действий. На уроках английского языка они могут реализовываться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика («Путешествия», «Спорт», «Семья и друзья» и пр.). Универсальные учебные действия соотносятся с определённой темой устной речи согласно учебному плану. Считаю, что основу реализации универсальных учебных действий составляет проблемный метод. Для его реализации ученикам потребуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными универсальными учебными действиями, при формировании которых они становятся активными участниками образовательного процесса.

Современные УМК, в частности «English» под редакцией В. П. Кузовлева изданы уже с учетом нового стандарта, и в него включены упражнения и задания на формирование УУД. Необходимо просто разобраться, что это такое, чтобы можно было идти на урок с новой установкой и новым пониманием целей и задач урока.

Остановимся подробно на всех видах УУД, и на примере УМК «English» и мы увидим, с помощью каких учебных задач они формируются.

ФГОС выделяет 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач. На своих уроках я увязываю их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья» «Мои любимые животные», «Я люблю мою школу» и т .д (разделы уебника для 4 кл), что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников, что повышает их мотивацию. В 4 классе все разделы учебника начинаются со слова “my” или «I»: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и во втором классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях.. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке. Ребенок начинает осознавать, что существуетдругойязык, что он может общаться на этом языке. Он начинает понимать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе я знакомлю своих учеников с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников. Мы вместе начинаем сравнивать их соответственно со своей страной, с собой и своими друзьями. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК « Все обо мне», работа над которым носит творческий характер, где мной предлагается выполнить проект или творческое задание.

Личностные УУД и учебные задачи соприкасаются с реальными жизненными целями, по сути, происходит переход к межпредметному обучению. Конечно, в начальной школе на уроках английского языка мы еще не можем говорить о межпредметном обучении, но уже на этом этапе я объясняю детям, что с помощью английского языка можно получать информацию из разных областей знаний. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; моим ученикам они помогают выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Приведу вам несколько примеров заданий, которые помогают при формировании личностных УУД: «Кто любит, а кто не любит летние каникулы и почему», «Послушай и прочитай письма детей , о чем они? Что ты делаешь, когда путешествуешь? Когда отдыхаешь дома?» При выполнении таких заданий основной целью является развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи.

Форма выполнения: индивидуальная и парная работа.

Материалы: учебник «English» 4 класс.

Особенно обучающиеся моих групп любят составлять рассказы по следующим ситуациям:  Расскажи своим товарищам, что ты делаешь каждый дань и в какое время, заполни таблицу в рабочей тетради с последующим объяснением важности выбранных дел.

Цель таких упражнений формировать личностную рефлексию, направленную на осознание школьниками своих потребностей, желаний, стремлений. Работа над такими заданиями носит индивидуальный характер.

Материалы: «English» 4 класс.

На мой взгляд, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ребенок понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках английского языка учу обучающихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников подвожу к тому, чтобы они могли предположить каких результатов, они могут достичь. Работая над формированием регулятивных УУД, я увидела, что мои ученики могут формулировать учебную проблему совместно со мной, выбирать тему проекта, работать по составленному плану, они используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).

В диалоге со мной учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки и взаимооценки – в говорении.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

При формировании регулятивных УУД считаю важными такие задания:

 «Прочти рассказы, о чем они, соотнеси названия с рассказами, найди в тексте верные и неверные утверждения, выслушай своего товарища и поправь его при необходимости.»

Основной целью таких заданий ставлю  развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи, чаще всего эти упражнения выполняются в группах и индивидуально.

Материалы: учебник «English» 4 класс.

Особенно интересно проходят уроки, где главной целью является развитие мышления, адекватное восприятия использования грамматических явлений и лексических единиц в речи (например: расставь мебель в комнате), здесь можно использовать разные формы выполнения задания, как работа в парах, группах, индивидуально

Описание выполнения задания: прочитай предложения и распределить их по двум картинкам, согласно изображённой обстановке.

Материалы: карточка с предложениями, картинка.

There is a table in the room. There are sofas in the room. There is a cupboard in the room.

There are bookshelves in the room. There is a TV set in the room. There is a vase in the room.

На уроках английского языка не обойтись без моментов релаксации, где помогает работа с песней «Кого я боюсь»

Целью таких заданий я ставлю не только отдых детей, но и развитие навыков работы с текстом, адекватное восприятие использования грамматических явлений и лексических единиц в речи. Дети работают индивидуально, а также как итог своей самостоятельной работы - поют песню все вместе. Большое подспорье здесь будет запись и музыки и слов на CD.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД нацелены на формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагаю упражнения, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения.

Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий такого типа по английскому языку становлю не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений, у моих учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), они учатся различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием упражнений).

При формировании познавательных УУД использую тексты о школе с целью Обобщения лингвистического материала по теме на этапе совершенствования умений и навыков практического владения английским языком, привития навыков самостоятельной работы по овладению языком, развития языковых и речемыслительных способностей.

Задания и формы работы могут быть разными, в зависимости от уровня подготовки группы :прочитать рассказ и найти в нем , что думает Джек о средней школе , а что о начальной. Почему? Что думаешь ты об этом? Удачнее всего здесь подойдет работа в группах и индивидуально на мой взгляд.

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектом в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору.

Своим ученикам я часто предлагаю создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде постера, книжки. На начальном этапе это могут быть такие творческие проекты, как нарисуй и опиши свою любимую игрушку, нарисуй и расскажи о своей семье, о своём питомце. В 4 классе мы используем проектную деятельность в работе над темами «Дом моей мечты», «Мой родной город - особенный», «Мое любимое животное».

Кто же не любит отгадывать сканворды? И здесь на помощь приходит формирование познавательных УУД.

 «Найди слова по теме «Едем отдыхать»», а целью такого задания может быть обобщение

Лингвистического материала по теме, совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей. Карточки для выполнения таких заданий дети любят выполнять сами, готовя так называемый magicbox. Findthewordsandcirclethem

a

t

i

c

k

e

t

a

l

b

u

s

b

n

o

i

t

i

b

i

h

o

r

p

c

l

m

n

o

p

t

q

r

s

r

e

d

a

b

c

d

a

u

v

w

o

v

r

e

i

g

g

e

s

a

c

h

a

a

p

f

r

a

r

p

s

d

i

e

n

n

l

g

p

r

f

a

p

b

l

y

w

n

e

h

o

a

e

t

o

m

e

z

o

i

e

i

r

g

r

i

r

w

c

e

r

a

f

j

t

e

r

e

t

a

x

i

h

r

g

p

r

o

y

i

b

i

t

k

t

t

m

На мой взгляд, очень трудно дается детям работа с порядковыми числительными, названиями стран и достопримечательностей. Целью такой деятельности ставлю обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.

Форма выполнения задания :может быть применена парная работа и индивидуальная.

Материалы: Рабочая тетрадь «English», учебник 4 класс

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая над формированием коммуникативных УУД главной целью считаю обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. 

Групповая работа, парная работа, а при выполнении письменных заданий в рабочей тетради присутствует и индивидуальная.

За определённое время написать, как добраться до того или иного места, найти клад или спрятать клад, озвучить диалоги и сказать, куда направлялись путешественники, узнать, как добраться до определенного места в незнакомом городе, – это лишь небольшая часть задач, с которыми необходимо справиться ученикам.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. На своих уроках я считаю важным создавать благоприятные условия для успешных учебных действий, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Иду на урок ,я чётко стараюсь знать: чему учить и как учить.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

В заключение следует напомнить слова великого И.Г. Песталоцци: Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Литература:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области