Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности дошкольника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пластилинография, как средство развития у детей творческих способностей у детей дошкольного возраста

«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы»

В.А. Сухомлинский

Одной из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Об этом писали и многие выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Т.С.Комарова отмечала, что это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Творчество поможет подготовить ребенка к школе, разнообразит семейный досуг.

Одним из средств развития творческих способностей детей является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник, в том числе пластилинография. Она является наиболее благоприятной для творческого развития детей и доступна даже самым маленьким детям, так как глубоко волнует их, вызывая положительные эмоции, и дает большой простор для развития фантазии и воображения и возможность отражать полученные в окружающей жизни впечатления. Занятия пластилинографией тренируют мелкую моторику, снимают напряжение в мышцах, помогают расслабиться, предоставляют детям возможность легко исправить ошибки, способствуют развитию таких психических процессов, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

• создания эстетической предметно-развивающей среды для совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах;

• создания базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике пластилинография, технологические карточки и таблицы;

• взаимодействия детского сада и семьи.

Прежде всего, педагогу необходимо повысить свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности. Я изучила методическую литературу, познакомилась с опытом работы других педагогов. Составила план работы с детьми, сделала подбор дидактических игр и упражнений для занятий с детьми, трафареты животных, птиц, деревьев, шаблоны предметных картинок (игрушки, животные, цветы). В группе создала уголок творчества, который наполнила различными материалами: это и разнообразие трафаретов, шаблонов, вспомогательных подручных средств, инструментов для работы с пластилином, картонные основы, обклеенные скотчем. Весь материал располагается в доступном поле зрения для детей, что позволяет при возникновении желания заняться творчеством, выбрать все необходимое и нужное - материал, подручные вспомогательные средства (инструменты).

При планировании творческой деятельности соблюдаю систему дифференцированного подхода: от простого к сложному, учитываю индивидуальные способности и возраст детей.

Занимаясь пластилинографией, у детей развивается координация движений мелкой моторики рук, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами. Для того, чтобы детская рука стала более умелой, а занятия пластилинографией вызывали радость и увлечение использую игровые ситуации, придумываю небольшие сказочные истории. Сама увлеченность взрослого непременно передается детям, и такой способ вовлечения детей в деятельность помогает детям не потерять интерес к творчеству, позволяет сделать его непринужденным.

Работу с детьми по формированию навыков в технике пластилинографии проводила в несколько этапов. На каждом возрастном этапе ставились и решались определенные задачи. В ходе знакомства с пластилиновой живописью, дети изучали формы, свойства предметов, развивали тонкие движения пальцев рук. При изучении предметов у детей развивалась наблюдательность и воображение, которые помогали им творить и фантазировать. Дети младшего дошкольного возраста учились осваивать прием надавливания, вдавливания через игровые упражнения «Накормим петушка», «Украсим цветок», осваивали пространственные направления, оставляя разные следы. Сначала это были хаотичные следы, затем движения руки приобрели целенаправленные действия. В игре дети испытывали радость и удовольствие, решая важную задачу на данном этапе - развитие силы рук и координации движений. Позже дети осваивали самые простейшие приемы лепки - скатывание и сплющивание, затем учились отщипывать пластилин маленькими кусочками и скатывать в шарики пальчиками. При этом обращала внимание на индивидуальные особенности детей и полученные умения, чтобы малыши не потеряли интерес к занятиям пластилинографией. В процессе продуктивной деятельности выполняли разминку для рук и пальчиков. Живость и интерес пробуждало художественное слово, игровые методы. Таким образом, у младших дошкольников появилась уверенная координация движений, появилась согласованность в действиях глаз и рук, дети освоили работу с некоторыми инструментами - печатки.

В 4-5 летнем возрасте у детей появляется активное стремление к самостоятельности, развивается воображение и фантазия. Поэтому в ходе пластилинографии расширяла знания детей о свойствах пластилина и вспомогательных средствах изображения; развивала художественные навыки, интерес к творчеству, тренировала мелкую моторику рук, чувство формы, цвета, композиции. Задачи стали сложнее - познакомить детей с техникой размазывания пластилина, учить заполнять контур изображения, правильно пользоваться стекой, выполнять задание по образцу, слушать словесную инструкцию воспитателя. Темы для работ подбирала знакомые детям, которые они видят дома, в парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, цветы, деревья, животные, сказочные герои). В работе с детьми на данном этапе я использовала следующие приемы - рассматривание иллюстраций, художественное слово, песенки, потешки. Воспитывала у дошкольников терпение, старательность, активность, эстетический вкус. Через игры «Узнай по силуэту», «Дорисуй предмет», «Рисуем по образцу», «Что нам осень подарила» дети учились работать в ограниченном пространстве - размазывать пластилин, не выходя за контур рисунка. В ходе продуктивной деятельности мои пытливые исследователи познакомились с новой техникой пластилинографии - аппликация из пластилина, основой которой являлась форма - заполнение контура рисунка жгутиками. Дети учились раскатывать жгутики, закатывали их по спирали, выкладывали жгутик по форме, использовали дополнительные элементы декора, постепенно дети учились соблюдать границы рисунка. Научившись заполнять изображение, дети процарапывали его, тем самым придавали рисунку выразительность образа «Осенние листья», «Ветка рябины», «Мой веселый звонкий мяч», «Облака», «Солнышко», «Моя любимая игрушка». При изучении предметов у детей развивалась наблюдательность и воображение, что, несомненно помогало окунуться в мир творчества и фантазии.

В старшем дошкольном возрасте дети учились выстраивать последовательность выполняемых действий; совершенствовали прием жгутика, косички; использовали различные вспомогательные подручные средства для придания выразительности образа - это и отработанные стержни шариковой ручки, трубочки для коктейля, старые фломастеры, шариковые ручки, зубочистки, объемные пуговицы на ножке. Учились сочетать и соединять различные цвета через прием «танца», в котором разные краски кружились - перекручивались, затем разминались пальчиками до тех пор, пока не получался новый цвет. Затем дети учились использовать несколько цветов в работе - это и высветление пластилина путем смешивания с белым, добавления черного пластилина - для более темных оттенков, симметричное и ассиметричное (например, движение ветра), композиционное построение рисунка, самостоятельно решали творческие задачи; самостоятельно выбирали рисунок для работы, у детей формировалось личностное отношение к результату своей деятельности и сверстников. Для работы с пластилином использовала основу из плотного картона, покрытого цветным скотчем с двух сторон - на него удобнее наносить пластилин, и снимать его излишки. Постепенно дети уже научились самостоятельно планировать свою работу, выбирать материал, заполнять большие участки картины пластилином и придавать фактуру изображению. Особенно полюбились детям следующие темы продуктивной деятельности - «Хоровод красок», «Весенние цветы», «Выложи узор», «Собери открытку», «Наш огород», «Цветущий луг».

С детьми подготовительной группы знакомились с новыми видами пластилинографии - многослойная, модульная, мозаичная. Дети учились создавать картины в виде многослойной пластилинографии, нанося один слой пластилина на другой. Затем осваивали модульную пластилинографию, которая позволяет создавать картины из валиков, шариков и приемы вливания красок, наложения одного цвета на другой. Работы детей отражали истинные красоты просыпающейся природы раннего утра: «Осенняя палитра», «Зимний пейзаж", «Зима-волшебница», «Здравствуй Новый год». «Весна красна», «Загадочный космос», «Подбери краски для картинки». Для завершающего образа картины учила детей изготовлению рамок: жгутиками, кружочками, косичками. Дети с интересом занимались мозаичной пластилинографией: заполняли изображение шариками, одинакового размера, и в каждой работе, присутствовала своя изюминка. Применяли в своих работах ранее изученные приемы пластилиновой палитры - изображение заполняли разными оттенками, в итоге работу завершали контуром из тонкого изящного жгутика. Дети лепили животных домашних и диких, деревья и цветы. «Мое любимое домашнее животное», «Заяц зимой», «Лягушка-квакушка», «Ель растет перед дворцом», «Сосна», «Березки». Освоив контурную, мозаичную, пластилинографию, дети познакомились с модульной, которая сочетает в себе - использование в лепной картине валиков, шариков, косичек и многослойных дисков, например: «Солнышко-колоколнышко», «Бабочки», «Лето в гости к нам пришло», «Летний луг». Дети самостоятельно создавали свои творческие работы, они не переставали меня удивлять своей настойчивостью, терпением, умением, многообразием цветовой палитры.

Во второй половине учебного года дети подготовительной группы познакомились с миниатюрной живописью – произведениями искусства малых форм. На занятиях по созданию пластилинового рисунка дети учились выбирать сюжет изображения, цвета для фона, переносить рисунок маркером на основу; оформляли работу - делали рамку, покрывали лаком. Работы детей радовали невероятным умением создавать ювелирные изображения в картине малых форм и творческим характером - ни одна из работ по одной теме, не была похожа на другие работы сверстников, будь это тема космоса, природы или животные.

Техника пластилинографии доступна каждому, все необходимое легко приобрести в магазине, поэтому организовать занятия несложно любому педагогу и родителю. Для того чтобы познакомить взрослых с техникой пластилинографии с педагогами проведены практикум «Азы пластилинографии», мастер-класс «Букет цветов», с родителями консультации: «Здравствуй пластилин!», «Волшебный пластилин», «Пластилиновая страна», «Пластилин - художник», «Нарисуем пластилином», «Пластилин - это интересно!»

Техника пластилинографии уникальна, дает безграничный простор для выражения творческих способностей у дошкольников. Дети самостоятельно учатся выбирать необходимый материал для работы, планировать свою деятельность, воплощать свой замысел и доводить начатое до конца; овладевают композиционными навыками, умело ищут и находят нужные цвета и оттенки, передают свои чувства к изображаемому; используют различные нетрадиционные способы создания композиций техникой рисования пластилином - пластилинографией. В своих работах применяют разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа. К концу подготовительной группы у детей сформировался повышенный устойчивый интерес к изобразительной деятельности, возросла творческая активность, самостоятельность, инициативность, в работах появилась новизна, выразительность изображаемых предметов, картин, самостоятельность, инициативность. Следовательно, техника пластилинографии может эффективно использоваться как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Данный опыт представлен на педагогическом совете детского сада.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области