Конспект НОД
в старше - подготовительной группе
«День народного единства»
Цель: приобщение детей к истории России; воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России.
Задачи:
Образовательные:
- дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства».
- формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;
-продолжать учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей).
Развивающие:
- развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
- развивать воображение, умение пользоваться материалом для работы в технике аппликации.
Воспитательные:
- воспитывать духовные ценности и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям, прославившим Россию.
Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация «День народного единства», ватман, на котором изображена территория России, листы цветной бумаги по количеству детей, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки.
Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание стихов, пословиц и поговорок о смелости, о мужестве, о Родине.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Здравствуйте взрослые, здравствуйте дети! Ребята, Вы любите праздники? (Ответы детей).
А какие праздники вы знаете? (Ответы детей).
Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Я предлагаю вам послушать мой рассказ посмотреть презентацию об этом празднике и историей его возникновения.
Рассказ сопровождается презентацией.
Слайд №1. 4ноября вся Россия будет отмечать День народного единства – это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.
Слайд №2. Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей, в ней живут не только русские люди, но и многие другие национальности: осетины, чуваши ,мордва, черкесы, татары…
Все национальности равны, имеют свою культуру.
Слайд №3. На нашей территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей.
Слайд №4. Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы.
Слайд№5. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать свою Родину.
Слайд№6. Много лет тому назад умер русский царь, и не осталось у него наследников. Этим моментом и решили воспользоваться поляки, захватить Москву и поставить править своего царя.
Слайд№7. Русская земля была занята врагами – поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. Казалось, что Русское государство погибло. Поляки захватили уже Кремль. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.
Слайд №8. И нашёлся на земле русской в Нижнем Новгороде добрый молодец- Кузьма Минин. Росту был он не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый, да смелый был и отважный.
Слайд№9. Осенью в Нижнем Новгороде Кузьма Минин обратился к народу - Братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой! Спасём нашу милую Родину от беды, не пожалеем своего имущества.
Слайд №10. Весь народ отозвался на его призыв, встали все на защиту своей Родины, а те, кто не мог участвовать в сражении несли деньги и драгоценности для того, чтобы купить еду, снаряжения для войско.
Слайд №11. Но Кузьма Минин не был военным человеком, и он решил обратиться к известному военачальнику к храброму и честному князю Дмитрию Пожарскому с просьбой встать во главе народного войска. Князь Дмитрий Пожарский согласился быть воеводой.
Слайд№12. Народное ополчение выдвинулось освобождать Москву от поляков. При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
И поднималась Русь с колен.
В руках с иконой перед битвой,
Благословенная молитвой.
Под звон грядущих перемен
Слайд№13. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался как простой воин. И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными.
Слайд№14. В честь подвига Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, объединивших людей разных национальностей, богатых и бедных, в борьбе против общего врага, захватившего нашу страну много-много лет назад, установлен памятник, на собранные деньги народа. Посмотрите, какой величественный памятник! Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России.
Слайд№15. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят, друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния.
Воспитатель: Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского? Какими они были? (Ответы детей: они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину). Правильно, дети.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
- После всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить мудрые пословицы и поговорки о смелости, отваге, о Родине.
«Тот герой кто за Родину горой».
«Сам погибай, а товарища выручай».
«Жить - Родине служить».
«Родина – мать, умей за неё постоять»
«Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт».
«Народы нашей страны, дружбой сильны».
«Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим».
«Если дружба велика, будет Родина крепка».
«Если мы едины, мы непобедимы!»
- Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
Воспитатель:
- Как можно показать сплочённость людей?
-Вот сейчас мы с вами возьмёмся руки. Можно сказать, что мы едины?
Хоровод под песню «Я живу в России».
Воспитатель по ИЗО:
(Воспитатель обращает внимание детей на карту России).
- Дети, у меня в руках карта России, в цвете нашего флага - Триколлор.
- Белый цвет, означает чистоту совести, мир.
- Синий цвет, означает верность и правду.
- Красный цвет, означает мужество и отвагу.
- По цветам можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? (Мужественные, отважные). А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране? (Верные, правдивые). Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России? (Миролюбивые, честные, справедливые…)
- Сегодня, в преддверии праздника Дня народного единства мы с вами проведём акцию: «Мы вместе!»
Я и Мы.
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
В.Орлова
(Воспитатель предлагает подойти к своим столам, где приготовлено всё необходимое).
Воспитатель по ИЗО:
- Сейчас мы обведём наши ладошки на цветной бумаге, вырежем их и приклеим на ватман, в центре которого изображена Россия. Ладошки располагаем так, будто мы держимся все за руки.
Дети выполняют работу.
Физкультминутка:
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, подняться на носочки)
Реки глубокие, (присесть)
Степи широкие, (руки в стороны)
Леса большие, (руками описывают круг)
А мы вот такие! (поднимаем большой палец вверх)
В конце занятия дети рассматривают общую работу ко «Дню народного Единства».
Воспитатель:
- Ребята, сегодня вы много нового узнали о празднике «Дне народного единства» Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться Россией и когда вырастите, прославите её своими делами.