Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

познакомить с текстом и с историей создания стихотворения развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста отметить художественные особенности произведения воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; отметить художественные особенности произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия, операции

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Организационный момент, создание эмоционального настроя.

– Добрый день, мои дорогие любители словесности! Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, но и чутким сердцем.

- Как видите, у нас на уроке сегодня гости. Давайте их поприветствуем!

- А начать наш урок мне бы хотелось со слов Бенедикта Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

II. Определение темы и целей урока.

1. Прослушивание музыкальной композиции К.Дебюсси «Снег танцует»

- Скажите, с творчеством какого великого писателя мы знакомились на прошлом уроке?

(А.С.Пушкина)

- Сегодня мы продолжим работу над его произведением, а вот каким, вам придётся догадаться.

- Скажите, а вы любите искусство (музыку, живопись, литературу)? А при помощи чего композиторы передают то, что хотят донести до своих слушателей?

(при помощи музыки)

- А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию Клода Дебюсси и попытаться определить, о каком времени года писал композитор.

(О зиме)

- Почему вы так решили?

2. Прослушивание музыкальной композиции Э.Грига «Утро»

_ А сейчас я предлагаю вам прослушать муз.композицию Э.Грига и определить, о каком времени суток написал он.

(об утре)

- Как вы догадались?

- Можете ли вы сказать, с каким произведением А.С.Пушкина мы будем сегодня работать?

(стихотворение «Зимнее утро»)

3. Постановка целей урока.

- Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

III. Работа над темой урока

1. Работа с худ.репродукциями о зиме.

- А каким образом художники передают то, что хотят донести до своих зрителей?

(при пом. Красок, кистей и тд)

- Посмотрите на экран. Что там изображено? Какая она?

(на нем появляются репродукции картин о зиме….)

4. Работа в группах (составление кластера «Зима»)

- Как вы видите, класс разделен на группы для более продуктивной работы.

- Итак, первое задание.

- А что вы слышите, чувствуете или представляете, когда я произношу слово «ЗИМА»? Продолжите мысль, обсудив это в группах, составьте кластер на доске.

1 гр.: Я чувствую…(Когда я слышу слово «зима», я чувствую радость в своей душе, чувствую красоту природы.)

2 гр.: Я думаю о…(Когда я слышу слово «зима», я думаю о снежной горке, катании на санках…)

3 гр.: Я представляю…(Когда я слышу слово «зима», я представляю белые крыши домов, покрытые снегом, следы на снегу.)

- Сейчас вы нам представили свой ассоциативный ряд со словом «зима».

5. Творческая работа

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы в это время еще в постели. Наслаждаетесь, отсыпаетесь за неделю. Но часов в одиннадцать начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и…

Что же вы видите? Там за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил…

- Но тут я остановлюсь.

- Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы мы ее могли вообразить. Всего 5-6 предложений. На эту работу – пять минут. Только - чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце»

- Ну, что получилось? Кого мы послушаем?..

Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце», а еще что? А если предложить задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало весело и мы полюбили не только природу, но и того, кто о ней рассказал. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Откуда же он взял нужные слова? Вот послушайте…

- А интересно ли вам узнать, какой видел зиму А.С.Пушкин? В творчестве Пушкина стихотворение «Зимнее утро» занимает особое место.

V. Анализ стихотворения.

1.Краткая историческая справка об истории создания стихотворения.

- О времени создания стихотворения расскажет Богданова В.

(рассказывает ученик) Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

- Скажите, готовы ли вы погрузиться в чудесный мир лирики Пушкина?

- Прослушаем стихотворение «Зимнее утро» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.

2. Определение темы и идеи стихотворения.

Задание: В процессе анализа стихотворения мы заполняем бланки лабораторной работы, которые лежат у вас настолах)

- Вспомните, с чего мы начинаем анализ стихотворения.

(определение темы и идеи стиха:Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея: Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?)

(Тема этого стих-я-рассказ поэта о наступающем зимнем дне; идея-красота, прелесть зимнего утра.)

- Скажите, а какие картины вы увидели в процессе прослушивания этого стихотворения?

(возникают 3 разные картины: утро, морозное, чистое; вечер, вьюжный, мрачный; комната, огонь в печке).

- Можно ли стихотворение условно разделить на части? Какие? Озаглавим их.

3. Анализ 1 строфы.

–Прочитайте первую строфу. – Какие слова были вам не совсем понятны? (нега, взоры, Аврора). ( нега-ж. состоянье полного довольства; взор-глаза, взгляд, сомкнуты-закрыты, Аврора-богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда.)

- Какое настроение создается? Отметьте слова, в которых наиболее ярко отразилось восхищение поэта красотой зимнего утра.

- Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера».)

–Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью.)

–Что такое утро? (пробуждение ото сна).

–Какие слова говорят об этом? (ты дремлешь, сомкнуты негой взоры).

–Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность.)

–Какие эпитеты использует автор? ( день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес ).

–Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные.)

–Запишите всю информацию в лаб.работу.

4.Физминутка.

5. Анализ второй строфы.

–Прочитаем вторую строфу.

- Какие слова непонятны? (вечор, нынче).

– Как меняется настроение во второй строфе? При помощи каких слов автор рисует картину вчерашней вьюги? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение)

- Для чего такая мрачная картина дается поэтом рядом с картиной зимнего утра? (Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой строфы. Это противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей).

- Как называется такой прием в литературе? АНТИТЕЗОЙ.

- Давайте попробуем составить таблицу слов-противопоставлений (зад.6 в лаб.работе):

Утро-вечер

Солнце-мгла

Радость-печаль

Пробуждение-сон

Нынче-вчера.

- Скажите, если бы не было 2 строфы, изменилось бы настроение стихотворения? ( исчезла бы острота восприятия).

–Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась», «мгла носилась».)

–Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто оживает.)

–Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно».)

–Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))

–Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное, грустное.).

6. Анализ 3 строфы.

- Прочитаем 3 строфу.

–Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами).

–Какие эпитеты автор использует? (голубые небеса, прозрачный лес).

–Какие однокоренные слова употребляет Пушкин? Для чего? (блестя, блести, блеском, они придают ощущение праздничности, нарядности).

7. Анализ 4 строфы.

- Выразительно прочитаем 4 строфу. - Какие слова необходимо пояснить? (янтарным).

- Можно ли услышать, что происходит в комнате? С помощью чего автор этого добивается? (звуки: Р, Т, С, Щ помогают передать треск дров в печи).

- Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (запись в тетради: Аллитерация-повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности худ.речи).

–Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском».)

8. Анализ 5 строфы.

- Прочитаем последнюю строфу.

- Как вы думаете, куда стремится герой? (На простор. Герой мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни).

–Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?

Конь – символ устремленности вперед (стремление ).

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).

–Какую бы музыку вы подобрали бы к этому стихотворению? А сейчас давайте уже с учетом полученных знаний прочитаем это стихотворение выразительно под музыку.

V. Рефлексия.

1. – Итак, подведем итоги нашей работы.

1 гр.: Что скажет первая группа о лексике стихотворения?

2 гр.: Какие выводы можно сделать об использованных Пушкиным средств выразительности?

3 гр.: Что скажет 3 группа л чувствах, вызванных этим стихотворением?

2.Выставка иллюстраций к стихотворению.

- Вы подготовили иллюстрации к стихотворению, оформите выставку своих работ.

3. Вернемся ещё раз к кластеру. Совпали ли ваши чувства и чувства Пушкина по отношению к зиме?

4. Незаконченное предложение.

- Закончите предложение: Пейзаж Пушкина – это гимн родной природе, потому что…

5.- Мы свами сегодня читали стихотворение под музыкальное сопровождение. А скажите, получилась бы песня, если написать музыку на эти строки?

- Вот послушайте, что получилось у Анвара Исмаилова. (видеоролик романса)

6. Оценивание своей работы. Дом.задание.

- В заключение нашей работы я хочу прочитать вам притчу.

Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

— Кто работал так, как первый человек?

(Поднимите зелёные кружочки).

— Кто работал добросовестно?

(Поднимите оранжевые кружочки).

— Кто принимал участие в строительстве храма науки?

(Поднимите красные кружочки).

- Оцените свою работу.

- Запишите домашнее задание соответственно своей отметке.

«3» - выучить стихотворение наизусть;

«4»-выучить стихотворение наизусть и составить его план;

«5»-дать письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет в стихотворении главный прием, выбранный А.С.Пушкиным, приём антитезы?» и выучить стихотворение наизусть.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области