Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; отметить художественные особенности произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия, операции
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Организационный момент, создание эмоционального настроя.
– Добрый день, мои дорогие любители словесности! Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, но и чутким сердцем.
- Как видите, у нас на уроке сегодня гости. Давайте их поприветствуем!
- А начать наш урок мне бы хотелось со слов Бенедикта Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
II. Определение темы и целей урока.
1. Прослушивание музыкальной композиции К.Дебюсси «Снег танцует»
- Скажите, с творчеством какого великого писателя мы знакомились на прошлом уроке?
(А.С.Пушкина)
- Сегодня мы продолжим работу над его произведением, а вот каким, вам придётся догадаться.
- Скажите, а вы любите искусство (музыку, живопись, литературу)? А при помощи чего композиторы передают то, что хотят донести до своих слушателей?
(при помощи музыки)
- А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию Клода Дебюсси и попытаться определить, о каком времени года писал композитор.
(О зиме)
- Почему вы так решили?
2. Прослушивание музыкальной композиции Э.Грига «Утро»
_ А сейчас я предлагаю вам прослушать муз.композицию Э.Грига и определить, о каком времени суток написал он.
(об утре)
- Как вы догадались?
- Можете ли вы сказать, с каким произведением А.С.Пушкина мы будем сегодня работать?
(стихотворение «Зимнее утро»)
3. Постановка целей урока.
- Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?
III. Работа над темой урока
1. Работа с худ.репродукциями о зиме.
- А каким образом художники передают то, что хотят донести до своих зрителей?
(при пом. Красок, кистей и тд)
- Посмотрите на экран. Что там изображено? Какая она?
(на нем появляются репродукции картин о зиме….)
4. Работа в группах (составление кластера «Зима»)
- Как вы видите, класс разделен на группы для более продуктивной работы.
- Итак, первое задание.
- А что вы слышите, чувствуете или представляете, когда я произношу слово «ЗИМА»? Продолжите мысль, обсудив это в группах, составьте кластер на доске.
1 гр.: Я чувствую…(Когда я слышу слово «зима», я чувствую радость в своей душе, чувствую красоту природы.)
2 гр.: Я думаю о…(Когда я слышу слово «зима», я думаю о снежной горке, катании на санках…)
3 гр.: Я представляю…(Когда я слышу слово «зима», я представляю белые крыши домов, покрытые снегом, следы на снегу.)
- Сейчас вы нам представили свой ассоциативный ряд со словом «зима».
5. Творческая работа
- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы в это время еще в постели. Наслаждаетесь, отсыпаетесь за неделю. Но часов в одиннадцать начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и…
Что же вы видите? Там за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил…
- Но тут я остановлюсь.
- Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы мы ее могли вообразить. Всего 5-6 предложений. На эту работу – пять минут. Только - чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце»
- Ну, что получилось? Кого мы послушаем?..
Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце», а еще что? А если предложить задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало весело и мы полюбили не только природу, но и того, кто о ней рассказал. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Откуда же он взял нужные слова? Вот послушайте…
- А интересно ли вам узнать, какой видел зиму А.С.Пушкин? В творчестве Пушкина стихотворение «Зимнее утро» занимает особое место.
V. Анализ стихотворения.
1.Краткая историческая справка об истории создания стихотворения.
- О времени создания стихотворения расскажет Богданова В.
(рассказывает ученик) Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.
- Скажите, готовы ли вы погрузиться в чудесный мир лирики Пушкина?
- Прослушаем стихотворение «Зимнее утро» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
2. Определение темы и идеи стихотворения.
Задание: В процессе анализа стихотворения мы заполняем бланки лабораторной работы, которые лежат у вас настолах)
- Вспомните, с чего мы начинаем анализ стихотворения.
(определение темы и идеи стиха:Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
Идея: Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?)
(Тема этого стих-я-рассказ поэта о наступающем зимнем дне; идея-красота, прелесть зимнего утра.)
- Скажите, а какие картины вы увидели в процессе прослушивания этого стихотворения?
(возникают 3 разные картины: утро, морозное, чистое; вечер, вьюжный, мрачный; комната, огонь в печке).
- Можно ли стихотворение условно разделить на части? Какие? Озаглавим их.
3. Анализ 1 строфы.
–Прочитайте первую строфу. – Какие слова были вам не совсем понятны? (нега, взоры, Аврора). ( нега-ж. состоянье полного довольства; взор-глаза, взгляд, сомкнуты-закрыты, Аврора-богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда.)
- Какое настроение создается? Отметьте слова, в которых наиболее ярко отразилось восхищение поэта красотой зимнего утра.
- Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера».)
–Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью.)
–Что такое утро? (пробуждение ото сна).
–Какие слова говорят об этом? (ты дремлешь, сомкнуты негой взоры).
–Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность.)
–Какие эпитеты использует автор? ( день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес ).
–Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные.)
–Запишите всю информацию в лаб.работу.
4.Физминутка.
5. Анализ второй строфы.
–Прочитаем вторую строфу.
- Какие слова непонятны? (вечор, нынче).
– Как меняется настроение во второй строфе? При помощи каких слов автор рисует картину вчерашней вьюги? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение)
- Для чего такая мрачная картина дается поэтом рядом с картиной зимнего утра? (Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой строфы. Это противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей).
- Как называется такой прием в литературе? АНТИТЕЗОЙ.
- Давайте попробуем составить таблицу слов-противопоставлений (зад.6 в лаб.работе):
Утро-вечер
Солнце-мгла
Радость-печаль
Пробуждение-сон
Нынче-вчера.
- Скажите, если бы не было 2 строфы, изменилось бы настроение стихотворения? ( исчезла бы острота восприятия).
–Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась», «мгла носилась».)
–Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто оживает.)
–Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно».)
–Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))
–Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное, грустное.).
6. Анализ 3 строфы.
- Прочитаем 3 строфу.
–Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами).
–Какие эпитеты автор использует? (голубые небеса, прозрачный лес).
–Какие однокоренные слова употребляет Пушкин? Для чего? (блестя, блести, блеском, они придают ощущение праздничности, нарядности).
7. Анализ 4 строфы.
- Выразительно прочитаем 4 строфу. - Какие слова необходимо пояснить? (янтарным).
- Можно ли услышать, что происходит в комнате? С помощью чего автор этого добивается? (звуки: Р, Т, С, Щ помогают передать треск дров в печи).
- Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (запись в тетради: Аллитерация-повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности худ.речи).
–Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском».)
8. Анализ 5 строфы.
- Прочитаем последнюю строфу.
- Как вы думаете, куда стремится герой? (На простор. Герой мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни).
–Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?
Конь – символ устремленности вперед (стремление ).
Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).
–Какую бы музыку вы подобрали бы к этому стихотворению? А сейчас давайте уже с учетом полученных знаний прочитаем это стихотворение выразительно под музыку.
V. Рефлексия.
1. – Итак, подведем итоги нашей работы.
1 гр.: Что скажет первая группа о лексике стихотворения?
2 гр.: Какие выводы можно сделать об использованных Пушкиным средств выразительности?
3 гр.: Что скажет 3 группа л чувствах, вызванных этим стихотворением?
2.Выставка иллюстраций к стихотворению.
- Вы подготовили иллюстрации к стихотворению, оформите выставку своих работ.
3. Вернемся ещё раз к кластеру. Совпали ли ваши чувства и чувства Пушкина по отношению к зиме?
4. Незаконченное предложение.
- Закончите предложение: Пейзаж Пушкина – это гимн родной природе, потому что…
5.- Мы свами сегодня читали стихотворение под музыкальное сопровождение. А скажите, получилась бы песня, если написать музыку на эти строки?
- Вот послушайте, что получилось у Анвара Исмаилова. (видеоролик романса)
6. Оценивание своей работы. Дом.задание.
- В заключение нашей работы я хочу прочитать вам притчу.
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
(Поднимите зелёные кружочки).
— Кто работал добросовестно?
(Поднимите оранжевые кружочки).
— Кто принимал участие в строительстве храма науки?
(Поднимите красные кружочки).
- Оцените свою работу.
- Запишите домашнее задание соответственно своей отметке.
«3» - выучить стихотворение наизусть;
«4»-выучить стихотворение наизусть и составить его план;
«5»-дать письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет в стихотворении главный прием, выбранный А.С.Пушкиным, приём антитезы?» и выучить стихотворение наизусть.