Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Диагностический комплекс по ранней профориентации «Первый шаг к будущей профессии»

Цель создание диагностического комплекса по ранней профориентации дошкольников. Задачи Определить уровень знаний дошкольников о профессиях Изучить информированность детей о труде взрослых и их отношении к нему Выявить личностные качества дошкольника Выявить склонности и интересы детей к определенной группе профессий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Презентация опыта

Диагностический комплекс по ранней профориентации

«Первый шаг к будущей профессии»

Авторы: Клепикова И. А., учитель-логопед;

Цветкова А. Н., педагог-психолог.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профориентационная работа является важным условием социализации личности и её гражданского становления. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру и труду, интересы к определенным видам человеческой деятельности. 

Все это способствовало тому, что в 2020 – 2021 учебном году в нашем образовательном учреждении перед педагогами была поставлена задача: формировать у детей дошкольного возраста первичные представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности. В рамках реализации данной задачи был проведен педагогический совет по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем», где педагоги представили свои разработки дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр по темам: «Профессии нашего города», «Профессии нашей семьи», «Почетные жители нашего города». По итогу конкурса: «Мир профессий», были представлены лучшие лепбуки. Проведен сценарий детско-родительской встречи «Профессиональная династия моей семьи», квест-игра «Музыкальный ключик». В группах организованна развивающая предметно-пространственная среда, которая охватывает профессии строитель, парикмахер, врач. Были организованы  встречи, с работниками центральной городской библиотеки имени Н. В. Гоголя, а так же экскурсии по профессиям работников детского сада.

Всей этой деятельности предшествовала диагностика, которая определила основные направления работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых. Нами был разработан диагностический комплекс по ранней профориентации «Первый шаг к будущей профессии», который, дает возможность определить уровень знаний воспитанников в данном направлении.

Для определения уровня сформированности знаний воспитанников по профессиям, направлений профориентационной работы, а так же её эффективности перед нами была поставлена цель: отбор и систематизация диагностических методик, по ранней профориентации. Главным условием было создать диагностический комплекс быстрый, доступный и информативный.

Для экономии времени на диагностику были подобраны методики, которые задействовали всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников ДОУ.

Подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Так же немаловажную роль играют личностные качества каждого ребенка, склонность к какому-либо виду деятельности. Для этого мы использовали диагностическую методику сформированности личностных качеств дошкольника.

Данная методика представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:

Процедура проведения не требует больших затрат времени и организационных усилий.

Анализируя результаты, педагоги определили у каждого ребенка личностные качества, которые требуют более интенсивного развития и увидели сильные стороны ребенка.

Таким образом, данная диагностика служит ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, так как помогает определить, какие именно личностные качества следует развивать.

Следующая методика, которую включили в диагностический комплекс - это тест «Знаешь ли ты профессии?».

Данный тест помогает выявить уровень знаний дошкольников о профессиях.

Для его проведения нами была разработана презентация. Процедура тестирования не требует больших затрат времени и организационных усилий, так как картинный материал подобран и систематизирован.

Данная диагностика позволила выявить уровень знаний у детей о различных профессиях и определить направления работы по данной теме.

Так же в комплекс вошла методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».

Преимущество данной методики в том, что ребенку задаются всего 5 вопросов, его ответы педагог фиксирует и оценивает результат.

Данную методику может провести воспитатель или логопед.

Нами был подобран стимульный материал.

Оценивается четкость представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

В ходе диагностики было выявлено, что большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о профессиях, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий.

Заключительной методикой является диагностический комплекс профориентационный опросник Е. И. Климова. Он позволяет быстро и просто определить склонности и интересы детей к определенной группе профессий:

Данный опросник проводят родители дома, что сокращает время и нагрузку на педагогов, а так же родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса и в дальнейшем проявляли больший интерес к данному направлению работы.

Заключение

На сегодняшний день существуют различные методики по диагностике ранней профориентации, каждая из которых рассматривает одну из её сторон. При этом в интернете часто отсутствует демонстрационный материал и ключи к обработке полученных данных. Проанализировав диагностические методики, мы отобрали и систематизировали материал.

Диагностический комплекс, созданный нами, позволяет выявить не только знания дошкольников о профессиях, но и уровень их информированности о труде взрослых, отношении к нему, к каким видам деятельности склонны воспитанники и развиты ли у них необходимые для этого личностные качества.

Данный комплекс позволил сократить время, затраченное на проведение диагностики, за счет подобранного стимульного и демонстрационного материала, и включения методики, которую проводят не педагоги, а родители воспитанников.

Диагностический комплекс может применяться воспитателями дошкольных образовательных организаций и студентами, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» для проведения диагностик по выявлению ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области