Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51
Педагогический проект
Педагогический проект на тему:
«Бабушкины сказки»
Выполнили:
Воспитатель Горбунова О.Л.
Телякова Е.Н.
г. Белово
Содержание
Введение
Актуальность темы
Гипотеза, цель проекта
Задачи, методы и формы проекта
Этапы и сроки реализации
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Пришли к выводу, что главная задача педагога — это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участниками проекта являются дети 2-3 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей первой младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный (октябрь 2018 -май 2019г)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:
С ДЕТЬМИ
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- специальные игровые задания;
С РОДИТЕЛЯМИ
- анкетирование
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать связную речь.
-Повышение интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
01.10.20-30.2020г.
-опрос детей «По страницам сказок»;
-анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап(основной)
01.11.20 -30.04.21г.
Реализация тематического плана с участниками проекта
3 этап(заключительный)
01.05.21– 15.05.21г.
-развлечение по теме «Путешествие по сказкам»;
- отчёт о проделанной работе в форме презентации на родительском собрании
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Мероприятия | Работа с родителями | |
октябрь | l | Анкетирование | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
ноябрь | l | Изготовление театра из фетра | ||
ll | ||||
lll | 5.Игра-имитация «Заяц – волк – медведь – лиса» 6. Знакомство с песенкой Колобка (побуждение к повтору отдельных слов, фраз) | |||
lV | 7. Знакомство с пальчиковым театром по сказке 8. Показ детьми пальчикового театра «Колобок» | |||
декабрь | l | Консультация «Развитие у ребенка интереса и к книге» | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
январь | l | Выставка книг «Волшебный мир сказок» | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
февраль | l | «Мастерская сказки» - выставка творческих работ | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
март | l | Изготовление масок для драматизации | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
апрель | l | Показ кукольного спектакля силами родителей | ||
ll | ||||
lll | ||||
lV | ||||
май | Развлечение «Путешествие по сказкам» | Результат о проделанной работе с презентацией на родительском собрании |
Диагностический инструментарий
Тест №1 «Назови сказки»
Цель: выявить знания детей о сказках.
Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»)
Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.
Критерии диагностики:
1 балл – не знает;
2 балла - называет известные сказки
3 балла – ребенок называет большинство сказок.
Тест № 2 «Доскажи словечко»
Цель: выявить умение проговаривать знакомые фразы, песенки героев из сказок.
Методика диагностики: предложить ребенку по фразе назвать сказку.
1 балл – отказывается выполнять задание;
2 балла – ребенок рассказывает с помощью воспитателя;
3 балла – ребенок свободно рассказывает эпизод из сказки.
Критерии диагностики:
Низкий. В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку.
Средний. Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя.
Высокий. Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.
Тест № 3 «Умение слушать сказку»
Цель: выявить умение детей слушать внимательно сказку.
Материал: сказки.
Методика диагностики: педагог предлагает детям почитать сказку.
Критерии диагностики:
Низкий: Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по содержанию не отвечает, отказывается.
Средний: Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может назвать героев сказок.
Высокий:. Охотно слушает чтение художественной литературы. Выражает сочувствие, сопереживание, восхищение.
Ф.И. ребёнка | Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Начало уч.года | Конец уч.года | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 | Бафанова Сня | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
2 | Буробин Егор | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
3 | Галкина Анюта | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
4 | Головин Ваня | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
5 | Князева Вика | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 6 |
6 | Князева Лиза | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
7 | Костина Анюта | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
8 | Кузнецов Саша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
9 | Лохницкий Марк | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 8 |
10 | Михалёва Вика | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
11 | Моругин Матвей | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
12 | Николаенков Тимур | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
13 | Олейникова Юля | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 5 | 7 |
14 | Островских Лера | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
15 | Порватов Олег | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
16 | Пряжникова Злата | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
17 | Рыков Дима | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 5 | - |
18 | Савельев Артём | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 3 | - |
19 | Сидорова Вика | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 5 | 8 |
20 | Саркисян Саша | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
21 | Смирнов Саша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
22 | Соснин Данил | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
23 | Тыдыкова Лия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
24 | Филков Андрей | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
25 | Шилина Рита | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
26 | Шелепова Настя | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
27 | Щукин Игорь | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 6 |
Начало года (количество, %) | Конец года (количество %) | ||||||||
Высокий уровень | 0% | 60% | |||||||
Средний уровень | 63% | 40% | |||||||
Низкий уровень | 37% | 0% |
Низкий уровень 1 – 3;
Средний уровень 4 – 6;
Высокий уровень 7 – 9.
Список литературы.